Татарская трибуна » Архив » 30 августа День независимости Татарстана

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

30 августа День независимости Татарстана

В 1992 году Татарстан, наряду с Чечней, отказался подписывать Федеративный договор и через два года добился заключения с Россией специального двустороннего договора, который предоставлял региону широкие полномочия и давал значительные преференции по сравнению с другими национальными республиками. Так, у Татарстана появилась своя Конституция. В связи с этим в 90-е годы жители Татарстана нередко называли 30 августа Днем независимости республики (официальное название – День принятия Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан). Правда, никто не мог толком объяснить, в чем заключалась эта независимость, ведь Татарстан продолжал входить в состав России.

С приходом к власти Владимира Путина началось, говоря сухим языком, "приведение регионального законодательства в соответствие с федеральным". Спорные пункты в Основном законе Татарстана и других документах были исправлены, а позднее стороны подписали новый договор, в котором уже не было прежних финансовых выгод для республики (в том числе сниженного процента налоговых отчислений в центр).

Централизация власти в руках Москвы привела к тому, что в 2000 году республиканское руководство приняло решение одновременно отмечать 30 августа и День города Казани. Такое обоснование восприняли позитивно. Тем более что очень кстати президент России подписал указ о праздновании в 2005 году тысячелетия Казани.
В официальном календаре республиканских праздников Татарстана – четыре торжественных дня. О смысловой нагрузке татарских праздников РС рассказал доктор исторических наук, директор казанского Института истории Рафаэль Хакимов.

– День города "сложился" естественным образом, когда проводили 1000-летие Казани, этот праздник совместили с днем объявления суверенитета. Получилось, что город как бы перенял эту эстафету. Политическая сторона заключается вот в чем: День Республики Татарстан в его нынешнем виде отмечается после того, как Конституционный суд России принял постановление о том, что нельзя республикам употреблять слово "суверенитет".

– Какое значение сейчас вкладывается в этот праздник?

– Самостоятельность, которую мы получили. Суверенитет, но не в том смысле, как часто это употребляют (полная независимость), мы к этому не стремились. Надо понимать, что татары всегда в России жили, страна вышла из Золотой Орды, для нас эта территория не чужая. Поэтому мы хотели иметь свой статус, автономию в европейском смысле слова, федерализацию. Федерализм не отрицает суверенитета субъектов. Скажем, в швейцарской конституции прямо записано, что кантоны суверенны.

– Есть еще День конституции Республики Татарстан, он отмечается в ноябре. Зачем этот праздник?

– Мы конституцию приняли раньше, чем Россия в целом. Эта конституция закрепила процедуру самоопределения, которая началось с Декларации о государственном суверенитете, а потом она была подтверждена на референдуме 1992 года. На основе референдума мы приняли Конституцию, которая стала основой для подписания договора с Москвой. Поэтому это знаковая для нас дата. День Республики – более значимый праздник. Конституция закрепляла только то, что было сделано в 1990 году.

– Есть в Татарстане еще два праздничных дня – День родного языка, 26 апреля, и День официального принятия ислама Волжской Булгарией, 21 мая. Как вы к этим датам относитесь?

– У нас все праздники настоящие. День принятия ислама как официальной религии (именно так название праздника звучит) берет истоки в 922 году. Тогда состоялось международное признание Волжско-Камской Булгарии. Для нас важно, что мы добровольно приняли ислам, для нас арабы или кто-то другой не указ. У нас ислам всегда немножко татарский, и это мы ценим.

– Меня немножко смущает, когда речь идет о столь отдаленных событиях, такое точное определение даты... Что именно произошло 21 мая 922 года, что позволяет считать этот день датой официального принятия ислама Волжской Булгарией?

– Было посольство из Багдада с посланием халифа, который признавал Волжско-Камскую Булгарию как самостоятельное государство. Соответственно, некие символы власти прислали с этим посольством. Это достоверно зафиксировано, поэтому дата точно известна.

https://www.svoboda.org/a/25087516.html

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Rum августа 30 21:55:

    Свободу не выторговуют по случаю 28-й годовщины провозглашения

    Декларации о государственном суверенитете Республики Татарстан

    30 августа, как и раньше, остается важным и знаковым днем для татар. Для них это праздник, возможность всей семьей принять участие в массовых развлекательных мероприятиях, вспомнить прошлое, ощутить себя частью татарского народа, ощутить себя татарстанцем. Для других это национальный день работы над ошибками.

    Самоанализ был и остается сложным и даже болезненным процессом. Признать свои ошибки, а соответственно делать усилия для их исправления – задание, которое под силу лишь сильным личностям, а также организованным и сплоченным сообществам.

    До сих пор не все татары готовы признать очевидное: Татарстан стал бензоколонкой Москвы, а татары – удобрением для русской нации.

    Татарская элита прибегает к сознательной самоцензуре: «Так сложилось. Мы были не готовы к свободе, мы были не готовы к собственной государственности. Нам не повезло с географическим расположением, нам не повезло с соседями...»

    В 1990 – 1994 гг., выбирая между свободой и тутырмой, руководство Татарстана выбрало тутырму. Долгие годы Шаймиев и Минниханов утешали нас: мы не поддались на провокации радикалов, мы отказались от независимости... но у нас уникальный статус, у нас эксклюзивный договор с федеральным центром, у нас государственный язык, который обязателен для изучения в республике и т.д. Сегодня от этой «тутырмы» остался лишь куцый «хвостик» – должность Президента Республики Татарстан. Теперь уже понятно, что и этот колбасный хвостик московский кот проглотит в 2020 году.

    Воистину: народ, который между тутырмой и свободой выбирает тутырму – не будет иметь ни того, ни другого. Стоит татарам поднять глаза к небу – нас сразу пугают всеми страшилками мира. Мол, свобода и достоинство – это не для вас, татары... ваша судьба – вечное и сытое рабство на московской бензоколонке. Помните: «А в тюрьме сейчас ужин, макароны»? Нам предлагают трехразовое питание в тюремной камере, пугая тем, что за тюремными стенами бушует метель и бегают голодные волки.

    Да, сегодняшняя ситуация сложная, однако не безнадежная для нашего народа. Верю, что Всевышний Аллах даровал татарам Родину, со всеми её богатствами, не для того, чтобы качать нефть для оплаты российских войн в Украине или Сирии. Я никогда не признаю, что наша судьба – быть навозом на российском политическом поле. Я не желаю такой судьбы и башкирам, чувашам, мари, удмуртам, эрзи и мокше.

    Мы имеем право на свободу. Однако свобода не достигается лишь словами. Чтобы разорвать порочный круг рабства, ассимиляции и унижений, нужно готовиться к великим испытаниям. Выторговать свободу, уговорить хозяина признать наши национальные и политические права не удастся. Дорога к свободе трудна и терниста. Я знаю, о чем говорю.

    Призываю всех татар, всех тех, в чьих жилах ещё пульсирует кровь праведных шахидов-защитников Казани: испепеляйте в своих сердцах рабство, порицайте всякую лояльность к Москве, главное – мечтайте о свободе и независимости. Научите своих детей мечтать и не бояться. Пусть в наших сердцах не останется страха перед ФСБ, СК и полицией. Пусть единственным нашим страхом будет страх перед Всевышним Аллахом. Иншааллах, этот священный страх поведет нас к свободе и независимости нашей родины – Татарстана!

    Рафис Кашапов, сооснователь общественного движения «Свободный Идель-Урал/Free Idel-Ural»

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Rum сентября 5 10:33:

    Свыше 8 млн рублей на борьбу с "пантюркистскими угрозами.

    Фонд президентских грантов выделил свыше 8,2 млн рублей на проект Центра содействия устойчивому развитию гражданского общества, названный «Социализация тюркоязычной молодежи России в условиях глобализации и формирования российской нации». Исполнительным директором организации является молодежный активист, член Ассоциации чеченских общественных и культурных объединений​ Азамат Минцаев. Центр зарегистрирован в Москве в 2002 году.

    Грант выделен на условиях софинансирования. Помимо полученных денег организация потратит на проект свыше 3,2 млн рублей своих средств.

    Судя по заявке, проект предполагает организацию системной работы с тюркоязычной молодёжью России по пяти основным направлениям: научное, культурное, литературное, спортивное и бизнес-направление.

    — Для проведения системной работы по указанным выше направлениям деятельности, популяризации и «брендинга» идей проекта планируется создание Общероссийского общественного движения тюркоязычной молодежи «Инджи», — говорится в описании проекта.

    Авторы проекта намерены «создать условия для гармонизации межнациональных отношений в молодёжной среде и снижения уровня радикальных настроений среди тюркоязычного населения России посредством успешной социализации и самореализации тюркоязычной молодёжи России в 2018—2019 гг.».

    Одной из главных задач инициаторы проекта ставят «уменьшение роли внешнего влияния на тюркоязычную молодежь России».

    «Idel.Реалии» уже писали о том, что российские власти начали вести активную работу в этом направлении. Так, в феврале нынешнего года в Казани прошел IV Фестиваль тюркской молодежи, в апреле 2016 года в Уфе прошел Международный форум тюркской молодежи «Золото тюрков». В прошлом году этот форум провели уже в Казани.

    В отмеченных проектах есть несколько бросающихся в глаза общих моментов — языком мероприятий был русский, география участников ограничивалась Россией. Судя по инициативам Москвы, российские тюрки должны стать альтернативой представителям тюркских народов, проживающим вне России.

    После охлаждения отношений между Россией и Турцией в связи со сбитым российским самолетом, Минкульт России рекомендовал российским членам организации ТюркСОЙ (тюркский аналог ЮНЕСКО) приостановить свое взаимодейтсвие с этой структурой. В России тогда началась самая настоящая антитюркская информационная война. На тюркские регионы России оказывалось давление. Так, даже международный вокальный конкурс «Тюрквидение» прошел без участия представителей тюркских народов России. Лишь Татарстан смог отстоять право на продолжение деловых отношений с Турцией.

    Сейчас отношения между Турцией и Россией характеризуются как положительные, однако, судя по упомянутому проекту, Москва опасается влияния на тюркскую молодежь извне.

    Авторы проекта по тюркской молодежи считают, что в России существует «пантюркистская угроза»:

    "Чтобы осознать реальность пантюркистских угроз необходимо посмотреть на количество подписчиков этнонационалистических и пантюркистских сообществ в социальных сетях. Так, в соцсети «ВКонтакте» в пантюркистской группе «ЕДИНЫЙ ТЮРКСКИЙ НАРОД — ЕТН» состоит свыше 24900 человек, в группе «Радио „Азатлык“ — свыше 5300 человек, в группе молодых татарских этнонационалистов „Азатлык“ — свыше 9300 человек, а в сообществе молодых башкирских этнонационалистов „Башкорт“ — свыше 30900 человек», — говорится в обосновании заявки.

    Инициаторы проекта призывают обратить внимание на то, что «21 марта 2018 года в Киеве татарские и финно-угорские националисты объявили о создании общественно-политического движения „Свободный Идель-Урал“, целью которого является выход территории Урала и Поволжья из состава России».

    Общественная платформа «Свободный Идель-Урал» была создана в марте 2018 года в Киеве. Член правления Всетатарского общественного центра (ВТОЦ) Рафис Кашапов и представители украинской общины эрзя Боляень Сыресь (Александр Болькин) и Ожомасонь Кирдя (Ростислав Мартынюк) объединились с целью привлечения внимания к проблемам коренных народов Поволжья и Урала. Основные принципы платформы — ненасильственные действия в рамках международного права с целью добиться реализации государственного суверенитета татар, башкир, удмуртов, марийцев, чувашей, эрзян, мокшан.

    Радио Азатлык, или Татаро-башкирская служба «Радио Свобода/Радио Свободная Европа», работает с 1953 года. Со времени возникновения и на многие последующие десятилетия Азатлык являлся единственным независимым источником информации, вещающим на татарском и башкирском языках на весь мир, несмотря на сильное глушение со стороны советского режима. Российские власти год назад объявили радио Азатлык «иностранным агентом» и всячески препятствуют его работе на территории Российской Федерации.

    Рамазан Алпаут. www.idelreal.org/a/29468256.html

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Башкорт сентября 15 0:54:

    Что за фигня? Пост про независимость Татарстана, а на картинке сторонники независимости Башкортостана с плакатами «Уфа» и «Независимость». Нестыковочка!

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2018.