«Агрессивная политика Казанского ханства», Мединский и «татарский вопрос»
Сегодня (12.10.2019) в сквере им. Тинчурина национальная интеллигенция традиционно отметит грустную дату — Хәтер көне. Несмотря на почти пять столетий, прошедших с тех пор, эта тема все еще не теряет актуальности, констатирует автор «БИЗНЕС Online», историк Айрат Файзрахманов. Он уверен, что подпускать к публичным рассуждениям о национально-религиозных смыслах таких событий можно только тех, кто умеет осторожно расшифровывать эту многосложную антропологию чувств.
ПОЛУЧАЕТСЯ КАКАЯ-ТО ЗЛОВЕЩАЯ ЦЕПЬ СОБЫТИЙ, ЯВНЫЙ ДИСБАЛАНС
Удивительно, но в федеральном СМИ, на сайте Парламентской газеты появилась статья о взятии Казани войсками Ивана Грозного в 1552 году. Статья в основном излагает лишь общеизвестные факты, слегка манипулируя словами о «присоединении» и «агрессивной политике Казанского ханства», оправдывая расширение торговых связей и продвижение на Восток. Сам факт публикации в официальном печатном органе Государственной Думы говорит о том, что событие все-таки является значимым для государственной идеологии.
И если завоевание Казани долгие годы был Днем скорби и памяти татарского народа, то впервые и параллельно с ним состоится «первое архиерейское богослужение в Храме-памятнике православным воинам, погибшим при взятии Казани». Как отмечает в своей заметке Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры, сегодня «качественно изменилось отношение региональной иноверческой власти к этой православной святыне». Действительно, не первый раз выделяются деньги на реставрацию данного памятника. К тому же храм-памятник, будучи удачно расположенным, встречает каждый московский поезд (чего не скажешь в отношении мемориализации памяти защитников Казани).
Отметим, что происходит это на фоне демонтажа народного памятника в честь защитников Казани, находившегося на неприметной площадке, рядом с казанским Кремлем. О необходимости равноценного памятника защитникам Казани татарская общественность говорит еще с момента формирования ТАССР, т. е. уже почти сто лет. Как известно, она не оставляет попыток добиться этого и поныне. К сожалению, события 1552 года в трактовке татар продолжают оставаться неудобной историей. Это приводит к тому, что молчание распространяется и на всю историю Казанского ханства. Наверное, именно поэтому в Казани — ханский период истории которой притягивает своей таинственностью и туристов, и собственных горожан — нет ни одного памятника посвященного данному периоду. И это еще одно неудовлетворенное требование общественности. Даже место захоронения ханов рядом с башней Сююмбике, не являет собой мавзолей в полноценном смысле этого слова. Посетителю трудно понять, что это за место.
До сих пор нет должного внимания и к мечети Иске-таш, которая также является памятным символом о трагедии 1552 года. Мечеть, которой исполняется в этом году 215 лет, реконструируется сугубо на деньги прихожан и спонсоров, в отличие от храма-памятника на Кировской дамбе. При том, что мечеть является памятником истории и культуры федерального значения. Каков должен быть уровень лоббизма, чтобы внимание к ней увеличилось?
Не будем забывать и недавнюю попытку запрета «Запрятанной истории татар» Вахита Имамова. Массовая книга, изданная на местные спонсорские средства, в 90-е годы являлась символом возрождения национальной памяти и возвращения забытых имен и событий. Зачем понадобилась притаптывать эту память, поднимая в то же время на общегосударственный уровень региональный калужский праздник «Стояние на реке Угре»?
Для чего-то в эти осенние дни понадобился демонтаж птицы «Хөррият» (Свобода) на стелле у бывшего здания НКЦ — еще одного символа национального возрождения татар и суверенитета. Долгие годы здесь же проходили национальные праздники на открытом воздухе, в том числе, несколько лет подряд проходил «Хәтер көне». Не так-то у татар много символов и памятников, чтобы не обращать внимание на это необъсненное исчезновение.
Получается какая-то зловещая цепь событий, явный дисбаланс, который становится все более явственным и болезненным для татар, а вместе с ними и для других народов Российской Федерации. Историческая память не менее сложная сфера, чем языковая политика. Негативные эмоции, к тому же основанные на чувстве несправедливости, имеют свойство выплескиваться в самый неподходящий и неожиданный момент. Захочет ли обиженный подать руку помощи обидчику, когда взаимопомощь будет так необходима? Пока же многонациональная федерация движется медленно, но верно в сторону памятников Ивану Грозному, Ермолову…
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/442254
Фотографии:
http://www.islam-portal.ru/upload/iblock/15e/IMG_0120_preview.JPG
Комментарии
online dating free,free online dating websites
dating sites extra
free dating
Цитировать этот комментарийlevitra 10mg supervardp.com cure for ed Eenrfh glsyjm
Цитировать этот комментарийbuy sildenafil sildepills.com best pill for ed Qxedqp gqmaqg
Цитировать этот комментарийsildenafil reviews sildenafig.com top rated ed pills Ulzejn rqqdkj
Цитировать этот комментарий