Татарская трибуна » Архив » Археологи: в Волжской Булгарии было 170 городов

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Археологи: в Волжской Булгарии было 170 городов

Волжская Булгария славилась невиданным богатством и великими мастерами. Изделия булгарских специалистов считались лучшими в мире. Города по площади превосходили Киев, Лондон и даже Париж. В древности это было одно из самых сильных и влиятельных государств в Европе. Но куда исчезло былое величие, почему погибла сказочная страна?     История булгар начинается с далекого 632 года, когда хан Кубрат сумел объединить несколько булгарских племен в одно могучее государство. После смерти хана пятеро его сыновей: Батбаян, Аспарух, Кувер, Альцек и Котраг возглавили отдельные орды и расселились по всей Европе.

Старший сын Батбаян, со своей ордой, остался на месте и попал под власть хазар. Аспарух откочевал на Запад и создал Болгарское царство (современную Болгарию). Кувер — привел орду в Македонию, Альцек — поступил на службу римскому императору и обосновался со своими людьми в Италии. А Котраг сложил в Поволжье королевство Волжскую Булгарию.

Расселение булгарских племен после смерти хана Кубрата

Расселение булгарских племен после смерти хана Кубрата

 

Плодородные земли, леса полные дичи и полноводные реки способствовали быстрому развитию экономики и окончательному переходу кочевников к оседлому образу жизни. Однако, небольшие размеры и малочисленность населения не позволяли образовавшемуся государству жить только за счет дани и земледелия. Нужно было налаживать торговлю, развивать ремесло. И, в конце концов, защитить себя от Хазарского каганата. Для этого булгары обратились за помощью к арабскому халифату. Булгарам пришлось принять ислам, взамен они получали сильного союзника против хазар и материальную поддержку от султана. После падения Хазарского каганата Волжская Булгария расцвела в современное и сильное государство. Это было самое северное мусульманское королевство, включающее в себя легендарную роскошь восточных исламских халифатов. Белокаменные мечети, огромные густо населенные города, сильная вооруженная до зубов армия. Кожа, ювелирные изделия и оружие изготавливаемое в Булгарии считались лучшими в мире и продавались на Византийских и арабских рынках по баснословной цене.

К X веку Волжская Булгария стала настоящей страной городов. На данный момент археологи сумели обнаружить 190 полноценных городов и 900 деревень. Самыми крупными были Булгар, Биляр и Сувар.

 

Биляр столица Волжской Булгарии

 



Биляр столица Волжской Булгарии

С русскими княжествами Булгария жила в относительном мире. Однако, были и военные столкновения. Как правило, в сражениях славяне чаще одерживали победу. В истории сохранилось несколько победоносных походов на Волжскую Булгарию князя Святослава, Владимира, Юрия Долгорукого. Отсюда и пошло историческое утверждение, что «булгаре в поле слабы, зато крепко держат города».

Булгарские воиныБулгарские воины
В начале XIII века Волжская Булгария первой столкнулась с монгольскими завоевателями. Война шла в несколько этапов.

 

В 1223 году монголы победив объединенную армию киевлян и половцев на Калке, вторглись в страну булгар, но попав в засаду, были уничтожены. В истории это был первый случай поражения монгольской армии.

В 1229 году монголы под предводительством Субедея и Кокошая вернулись. К 1232 году они смогли захватить юго-восточную часть Башкирии, подвластную булгарам. После этого наступило затишье. Восстания среди башкирских племен не позволяли монголам двигаться дальше. А булгарам не хватало сил собраться и изгнать захватчика.

На монгольском курултае 1235 года было решено усилить корпус Субедея силами всех улусов. Была собрана 150 тысячная армия, которую возглавил Батый. Батый подавил башкирские племена и разбил в приграничном сражении войско Булгарии. После этого прошелся огнем и мечом по всей стране. Не спасли булгар от разорения ни закованные в латы воины, ни высокие стены. Столица Биляр оказалась уничтожена до основания. В то время этот город был больше по величине и значению, чем Константинополь.

Разрушенная страна вошла в состав Золотой Орды. Волжская Булгария была разделена на множество полуавтономных княжеств управляемых монголами.

Источник: https://zen.yandex.ru

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Сувар апреля 10 11:41:

    Впервые о чувашском народе упоминается лишь в XVI веке, в связи с походами московских войск на Казань. Но это не означает, что народ не существовал до этого, хотя и не был упомянут ни одним источником. Из этого следует, что чувашский народ существовал под другим названием.

    В научном сообществе принято относить чуваш к волжским булгарам и чувашам, сами чуваши тоже отождествляют себя с этими народами в своих преданиях. Тем не менее есть несколько теорий о происхождении народа чуваш: булгаро-суварская, булгарская, суварская, добулгаро-тюркская, булгаро-марийская, автохтонная, скифо-сарматская, финно-угорская, марийская, ведская, сувазская. Рассмотрим подробнее их.

    Булгаро-суварская теория

    По мнению историков А. Б. Булатова и В. Д. Димитриева, одним из доказательств положения об определяющей роли булгаро-сувар в этногенезе чувашей, является существование прямых параллелей между религией и семейными отношениями сувар (савир) VII в. и чувашей позднего времени, а также бытование аналогичных форм религии у булгар VIII—XIII вв.[5].

    Большой вклад в популяризацию суваро-булгарской теории в последние годы внесли труды В. Н. Алмантая. Он в своем труде «Кто мы суваро-булгары или чуваши?» подробно исследует исторические данные по поводу истории чувашского народа. По его теории название «чуваш» прикрепилось к народу не сразу, а постепенно в ходе исторического развития народности. «Чувашами» же сначала называли людей и татарского происхождения, мелкое крестьянство, позже «чувашами» называли язычников, и это слово было синонимом «безбожничества». Так как ранее булгаро-сувары были язычниками, к ним и прикрепилось это название, хотя они и не подозревали об этом вплоть до XVIII.

    Есть и другая теория, что булгаро-сувары вынуждены были скрывать свое происхождение. Алмантай пишет: «В середине XVIII века положение крестьян становится невыносимым. Кроме всяких обременительных налогов, помещики, монастыри, церкви и духовенство отбирали у крестьян земли, силой заставляли собирать деньги на строительство церквей. Местное духовенство делало все, чтобы оскорбить национальные чувства сувар, придерживавшихся своей этнической религии. Именно по этой причине те, кому было что терять, уходили из обжитых мест. Многие переселялись в Заволжье, степные районы Башкирии и другие места.

    У многих ненависть к эксплуататорам переполняла чашу терпения. Когда началась Крестьянская война под предводительством Е. И. Пугачева, бунты вспыхнули и в Среднем Поволжье. Суваро-булгарские крестьяне выступили под своим природным самоназванием «сепир», оно как оберег объединяло народ для борьбы с несправедливостью. Видимо, сувары никогда не забывали свое происхождение, что получило отражение и на эпиграфических памятниках XVII—XVIII веков.

    В августе 1774 года объединенные силы царских карателей разгромили суварских повстанцев, число убитых составило более ста человек. Это было последнее объединенное восстание на территории современной Чувашской Республики. После его подавления начинаются гонения и расправы над восставшими. Самых отличившихся их представителей вешали на виселицах, четвертовали, казнили на плахах, многих сослали в ссылку.

    В результате повторилось то же, что было после разорения Волжской Булгарии монголо-татарами: люди вынуждены были скрывать собственное самоназвание «сувар» или «сепир», само упоминание которых вызывало у карателей бешенство. Таким образом, народу пришлось в своей истории второй раз отказаться от своих суваро-булгарских родовых корней, подавлять и скрывать свое происхождение».

    Булгарская теория

    Впервые о булгарскомпроисхождении чувашей написал в XVIII в.В. Н. Татищевв своём труде «История Российская»: «Чуваши, народ болгарской, около Казани»; «Оставшие болгарские народы чуваша».

    В 40-х гг. ХIХ в. чешский учёный П. И. Шафарик, ссылаясь на данные исторических источников, заключил, что чуваши — потомки волжских болгар.

    В 1863 г. татарский учёный Хусейн Фейзхановопубликовал статью «Три надгробных болгарских надписи», в которой представил научной общественности результаты расшифровки булгарских эпитафий чувашскими словами.

    На основе данных, представленных Х. Фейзхановым, Н. И. Ильминский опубликовал статью о чувашских словах в болгарском языке.

    После публикации в 1866 г. «Именника болгарских царей» академикА. А. Куникзаявил в печати, что в чувашах он видит остатки волжских болгар, что чуваши «задолго до вторжения татар» поселились в Среднем Поволжье, с чувашами связаны «хагано-болгары на Дунае, чёрные болгары на Кубани»[25].

    Профессор Казанского университета И. Н. Смирновв книге «Черемисы» исследовал заимствованные восточными и западными марийцами чувашские слова. В выводах он указал, что болгарский язык соответствовал чувашскому языку.

    В 1897 г. финский учёный Х. Паасонениздал труд «Тюркские слова в мордовском языке», в котором рассматривал главным образом чувашские заимствования, свидетельствующие о болгарском влиянии.

    В историко-лингвистическое исследовании Н.И. Ашмарина«Болгары и чуваши», опубликованном в 1902 г., обобщены все известные к началу ХХ в. сведения обулгарахи сделаны следующие выводы:

    1) «Язык волжских болгар тождествен с современным чувашским»;

    2) «Современные нам чуваши представляют из себя не что другое, как прямых потомков волжских болгар»;

    3) «Смешение тюркских болгар с жившими по соседству с ними финнами и обращение их в особую смешанную расу, которая однако сохранила болгарский язык и болгарское национальное название (чуваш), началось весьма рано, во всяком случае ранее Х века… Не будет никаких препятствий к тому, чтобы считать тех болгар, которые жили на Волге… весьма близкими по их этническому составу к современным чувашам».

    В написанном в 1904 г. труде «Волжские болгары» И. Н. Смирнов пришел к выводу, что болгарский язык — древнечувашский язык, Волжская Болгария — древнечувашское государство, болгарская культура — древнечувашская культура.

    Суварская теория

    Отождествление чуваш с суварами встречается в историко-этнографическом очерке Аристарха Сперанского, изданного в Казани в 1914 г. Он считал, что болгары-магометане слились с татарами-магометанами. Образовалось аристократическое Казан­ское царство, в котором военное сословие состояло из татар, торговое — из болгар, земледельческое из чуваш-савар. Власть царева распространилась на инородцев края, которые начали переходить в магометанство. Так продолжалось до 1552 г., когда Казань была взята и покорена Москвою, но переход инородцев в магометанство продолжается и доселе. Этим то и объясняется тот факт, что тюркский тип в татарах очень слаб, а финско-чувашский очень значителен.

    О суварском происхождении чувашей писал и Н. Я. Марр. При этом он не противопоставлял сувар и булгар, называя их «народом одной породы».

    «Сувар — такое племенное название существовало при болгарах и что под этим названием надо понимать чувашей, как теперь вскрывается яфетическим языкознанием, именно наших конкретных чувашей с правого берега Волги» — пишет он.

    На специальной сессии Отделения истории и философии АН СССР (Москва, апрель 1946 г.) для обоснования генетической связи волжских булгарс казанскими татарами казанский историк и археологН. Ф. Калининвыдвинул суварскую гипотезу этногенеза чувашей в которой уже не было места булгарам. Он считает, что памятниками письменности чувашского населения являются широко распространенные в Татарии эпитафии «второго стиля» с «чувашизмами» и с упрощённой куфической традиционной графикой. Это проявление особой этнической группы, исконно жившей в Булгарии, которую можно назвать тюрко-чувашской или суварской, имевшей в более ранние века свой политический центр (г. Сувар), свою феодальную знать. С утратой Суваром прежнего положения, с возвышением г. Булгара, а затем с монгольским завоеванием и сильной перетасовкой населения, в частности потомки Суварской знати, утратившие политическое влияние, оказались на положении былой аристократии, державшейся старых традиций в языке, обычаях.

    В 2011 г. к гипотезе Н. Ф. Калинина также для отрицания булгаро-чувашской этнической и языковой преемственности обратился современный татарский историк А. Г. Мухамадиев. При этом смена названия с «сувары» на «саваши»-«чаваши», по предположению А. Г. Мухамадиева, произошла во временаВеликой Булгарии.

    «Сувары, видимо, становятся «савашами»-«чавашами» гораздо позднее, в период становления государства Великой Булгарии на Средней и Нижней Волге включительно, хотя следует упомянуть, что на памятниках 2-го стиля буква «с» обычно пишется оригинальным образом: с тремя точками внизу. Это явный признак того, что данная буква имела своеобразное произношение: что-то между «с» и «ч». Кстати, фонетические варианты гидронимов «савир», «сувар» в форме «чумар», «шувар», то есть близкие по произношению к современному чувашскому языку, зафиксированы между Бадахшаном и Нижней Волгой» — пишет он в своем труде «Новый взгляд на историю гуннов, хазар, Великой Булгарии и Золотой Орды».

    Добулгаро-тюркская гипотеза

    В 1971 г. Институт языка, литературы и истории им. Г. Ибрагимова Казанского филиала АН СССР опубликовал сборник статей, в котором затронуты вопросы происхождения тюркоязычных народов Среднего Поволжья и дана историческая интерпретация некоторых археологических памятников.

    В 1972 г. вышли рецензии на этот сборник, подготовленные Г. Е. Корниловым и А. П. Смирновым.

    Четверо из авторов сборника А. X. Халиков, П. Н. Старостин, Е. А. Халикова и А. Г. Петренко выступили с ответом.

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Камиль апреля 18 21:39:

    Чуваши никогда не были болгарами и суварами.Алфавит чувашам подарил в 19 веке Яковлев,до этого руника.В ч увашеском языке не было букв:б,г,д,,ж,з,о,ф,ц,щ.(Тафаев).В 1933 годув чув. язык включили буквы:б,г,д,ж,з,ц.,в 1938 году-щ,ъ,ь,э,ю,я.Болгары писали и читали арабскими буквами и почти в каждой татарской(булгарской) семье сохранились книги с арабскими буквами.Чуваши (суасла мари ) жили на территории Великой Булгарии обрабатывали свои земли платили харадж ,так же как башкиры и др.Живя в Булгаре частично переняли тюркские слова с коверканием из-за отсутствия некоторых букв.В топономике Чувашии нет ни одного названия на тюркском(кроме татарских селений) в основном финно-угорские,Чебоксар-Шупашкар,кар-означает город,укрепление,Ижкар,Кудымкар,Сыктывкар.Тяглое население России на востоке называют чюваша(И.П.Ермолаев),поэтому ничего странного ,что крестьян так звали,что соответствовало действительности если перевести с марийского языка-косо сплетенные лапти(рус-марийск. словарь),что значит лапотники и это название прилипло только современным чувашам-суасла мари,а нам суас,что в переводе с марийского -татарин.

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2018.