Татарская трибуна » Архив » Казанские татары честолюбивы и даже надменны…

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Казанские татары честолюбивы и даже надменны...

Французский историк XVIII века знакомит мир с тюркскими обитателями Поволжья.
В петербургском издательстве «Дмитрий Буланин» вышла книга выдающегося французского историка Пьера-Шарля Левека (1736—1812) «История народов, подвластных России», посвященная этнографическому описанию Российской империи XVIII века. Редактор издания Игорь Кучумов специально для «Реального времени» подготовил новый фрагмент из этой работы, посвященный татарам (перевод с французского — Лилия Сахибгареева).

Об их внешности и характере

После завоевания Казанского ханства Иваном Васильевичем татары, входившие в состав этого государства, рассеялись, ища спасения вдали от победителей, но когда русские сменили гнев на милость, множество их вернулось на родину своих предков. Бывшие татарские земли заняла нация-победитель, с которой они стали жить смешанно. Их можно встретить повсюду в крае, называемом сегодня Казанской губернией, территория которой намного больше прежнего татарского царства.

Большинство татар проживает вокруг Казани, занимая две знатные слободы; все прочие татары жительствуют по особливым деревням, которые смежны отчасти с русскими же, а отчасти и с татарскими селениями. Выходцев из Казанского ханства можно найти также в Оренбургской губернии, где они живут оседло. Не следует путать их с ордами, кочующими в степях этого обширного края.

 

Казанские татары очень не похожи на монголов, которых столь часто путают с татарскими породами. Лица у них продолговаты, а у монголов круглы. Нос у монголов едва заметен, а у татар он сухощавый и длинный. У первых глаза устроены иначе и выдают обладателей их породы, а у вторых они маленькие, но вострые и по большей части черные, походят на европейские. Сложением татары здоровы и выносливы, но худощавы, и обыкновенно небольшой рост в соединении с кротким и несколько робким взглядом придает им не очень внушительный вид.

 

Казанские татары. Pauli F.H., «Les Peuples de la Russie», 1862. Илл. zidanio.livejournal.com

Однако они честолюбивы и даже надменны. Вежливые друг с другом, они не менее честны с чужеземцами: от них не уйдешь без какого-либо подарка. Встречаясь, они подают взаимно обе руки и протянув, кладут одну на другую, говоря при том: «Да будет с тобою мир!» (Салом маликам!). В ответ на такое приветствие нужно сказать те же самые слова. У восточных народов нет привычки обнажать голову, здороваясь друг с другом.

Они выказывают большое уважение к старости, и нет более ласкового выражения, чем назвать мужчину аксакалом (белобородым). Поелику бороды у стариков седеют рано, это выражение означает уважение к почтенному возрасту. Они охотно приглашают стариков в советы, а все важные дела предпринимают, предварительно посоветовавшись с ними. Эти почтенные мужи всегда занимают первые места, в семьях исполняют роли священнослужителей и судей, читают молитвы, решают распри и предупреждают разводы.

Благодаря воспитанию и вере, к которой они сильно привязаны, татары чистоплотны, воздержанны, во всем умеренны и сердобольны. Их женщины выделяются скорее здоровым обликом, чем красотой своих черт.

Об их жилищах

Все татарские избы одного вида: почти всегда деревянные, одинакового размера и цвета, с широкими полатями, занимающими без малого половину избы. Небольшие отверстия, расположенные через равные промежутки, пропускают солнечный свет; у зажиточных людей окна закрыты стеклом или слюдой, а у бедных вместо них используются промасленные бумага или тряпки, или налимовая шкура.

«Живописная Россия», т. 8, ч. 1, 1899. Илл. zidanio.livejournal.com

Жилища скудных людей состоят из одной только избы, которой дверь выходит на улицу, и по причине плоской кровли напоминает куб. Русские называют эти убогие дома юртами; тем же словом они обозначают землянки камчадалов, хижины тунгусов, шатры калмыков. Слово сие есть татарское, иногда оно встречается в сочинениях, посвященных России, и означает просто жилье.

Татарский домашний скарб состоит из самого необходимого и не предназначен для показа своего положения; татары исходят из своих потребностей, а не из тщеславия, и не стараются приукрасить свою скудость и пустить пыль в глаза чужеземцам. Небольшое число поваренной, столовой и чайной посуды, также земледельческой и рукодельной снасти, несколько сундуков, разложенные на полатях, которые служат им вместо кроватей, стульев и столов, ковры, войлоки или циновки — вот и весь их домашний прибор. Татары никогда не ложатся спать раздевшись, потому что еще не пользуются постельным бельем. Они равнодушны к тому, что красиво, но бесполезно, и довольствуются тем, что имеют.

Об их одеянии

Они бреют голову и бороду, оставляя только хохол да усы, носят рубахи, широкие штаны, кожаные чулки, ботинки и широкий камзол, перетянутый поясом или сабельной подпояской; к поясу привешивают нож, саблю и табашный прибор. Голову покрывает скуфейка (речь идет о тюбетейке. Автор называет головной убор скуфейкой, исходя из аналогии с мягкой бархатной шапочкой темных цветов, носимой православным духовенством под названием скуфья. Поверх тюбетейки татары часто надевали разнообразные меховые и матерчатые шапки,— прим. ред.), иногда расшитая золотом, на которую надевают они плоскую шапку с околышем из мягкой рухляди. Нижнее одеяние шьют из холста и обыкновенно с оторочкой, верхнее из сукна, а у богатых еще и с позументом.

Женский наряд подобен мужскому. Это востроносые сапоги, нижнее платье, украшенное на груди вышивкой в том месте, где оно застегивается; верхнее одеяние шьется из тонкого сукна и шелка, иногда из дорогих материй, и украшается бахромками, шнурками и золотыми петлицами. Пояс же носят или шелковый, или серебряным набором украшенный, голову покрывают шапкой с корольками или монетами, грудь подобной же косынкой. Волосы, собранные в косу, свисают на спину, в них вплетают корольки, монеты, ленты, обернутые вокруг туловища в виде шарфа, концы которого спускаются на бедра; иногда в каждом ухе у них имеется по два кольца, скрепленных спадающей на плечи и унизанной монетами цепочкой. Они носят кольца на пальцах, а некоторые даже продевают кольца в ноздри. Шея украшается бусами из бисера.

«Одежда Российского государства». Худ. Ф.Солнцев, 1869. Илл. zidanio.livejournal.com

Оренбургские татарки носят на груди бретели (узкие полоски ткани, ленточки и т. п., пришиваемые к одежде (сорочке, сарафану и т. д.) и поддерживающие ее на плечах, — прим. ред.) с большими кистями из золотых, серебряных нитей и гвоздик, аромат которых ими любим, поэтому они часто притрагиваются к ним руками. Волосы заплетают в две большие косы и покрывают шапкой с великими ушками, украшенной сверху золотыми и серебряными монетами как чешуей ( речь идет о женском татарском головном уборе калфак, прим. ред.). Лоб прикрывается нанизанным жемчугом. По праздникам они надевают поверх шапки вторую, с околышем из мягкой рухляди. Простые женщины носят платья из китайки (китайка — ткань, первоначально шелковая, затем хлопчатобумажная, производившаяся в Китае; массово ввозилась в Россию в XVIII — начале XIX веков, — прим. ред.) и покрывают голову спускающейся на спину фатой, в летнюю пору ходят в расшитых цветной шерстью и крепко подпоясанных рубахах.

Об их пище

Татарам-магометанам не дозволяется есть удавленных и павших скотов. Им даже предписывается резать пойманную дичь, дабы выпустить из нее кровь. Скверными и в пищу негодными почитают они всяких хищных зверей и птиц, свиней, насекомых, червей и рептилий.

Из мяса дают они преимущество конятине. Особенно они любят жирное мясо, разрезают его на мелкие кусочки, варят его и едят руками; однако городские татары отказались от этого отвратительного обычая и пользуются ложками. Все их яства без пряного коренья, но с жиром и с маслом.

Многие садят в огородах своих всякую зелень, а иные довольствуются полевыми растениями. С того времени, как стали они упражняться в землепашестве, вошли у них в употребление крупяные и мучные ествы. Они очень любят в горячей золе печенные лепешки, но даже самые богатые не привыкли еще каждодневно есть хлеб. Повседневно они питаются кашицей из сорочинского пшена (сорочинское пшено — рис, — прим. ред.) и сваренными в воде клецками. Не меньше любят они и курмач, который делается из пшеницы, ржи, ячменя или турецкой пшеницы (турецкая пшеница — кукуруза, — прим. ред.), которую они толкут, а потом едят в сухом виде или сваренной в молоке.

«Всемирная иллюстрация», 1875, №5. Илл. zidanio.livejournal.com

Молоко они хлебают сырое или топленое и изготавливают из него множество сортов сыра. Лишь немногие имеют достаточное количество лошадей, чтобы побаловать себя кобыльим молоком, которое они предпочитают коровьему. Без чая трудно им пробыть, они варят его в котлах и приправляют оный маслом да солью.

Питаются они четырежды в день и едят, сидя по-турецки на широких полатях в своих избах. До и после приема пищи совершают омовение и молятся.

Коран запрещает им употреблять крепкие напитки, но некоторые преступают сей закон. Все пьют медовуху, не почитая того за грех, иногда перегоняя ее в чрезвычайно крепкий напиток. Табак курят оба пола и всякого возраста люди так охотно, что преступают иногда и умеренность (в XVII—XVIII веках табак потреблялся в Евразии практически повсеместно, включая Московское государство и Западную Сибирь, невзирая на запреты священнослужителей и государственных служащих, — прим. ред.).

Об их промыслах, делах и знаниях

В былые времена татары знали только пастушескую жизнь, но, оказавшись окруженными более многочисленным населением, и особенно когда русские заняли большую часть их страны, стали обрабатывать землю для своего пропитания. В этом искусстве они даже превзошли своих завоевателей. Им нравится разводить пчел, что приносит им доход.

Всякая почти деревня имеет своих кожевников, красильщиков, портных, сапожников, плотников и кузнецов. Трудолюбивый женский их пол прядет и ткет собственную шерсть или лен и пеньку своего приобретения. Многие из них упражняются в выделке юфти (сорт прочной толстой кожи, — прим. ред.), сафьяна и мыловарном деле. Их нельзя назвать ленивыми, но, имея небольшие потребности, они живут скромно, довольствуются тем, что есть, и не утомляют себя работой; будучи экономными, они при этом умудряются хорошо жить.

«Живописная Россия», т. 8, ч. 1, 1899. Илл. zidanio.livejournal.com

Их купцы энергичны и умны. Они совсем не ведают о векселях и сим подобных письменных обязательствах, посему как при закупках, так и при продаже товаров надобно быть или самим купцам, или их поверенным. По восточному обычаю торгуют они больше променом одних товаров на другие и редко используют наличные деньги. Они отвозят товары, производимые русскими и самими ими, киргизцам, бухарцам (бухарцы, бухарские татары — в русских документах того времени обобщающее название узбеков, таджиков, уйгуров и некоторых других народов, составлявших население Бухарского ханства, — прим. ред.) и иным азиатцам. Пустыни и орды разбойных народов они пересекают лишь в составе многолюдного обоза, называемого караваном. Часто бывая по нескольку лет от жилищ своих в отлучке, они иногда даже не возвращаются домой и заводят на новом месте семьи. Их торговля прибыльна, а добросовестность позволяет им быстро разбогатеть, но иногда они разоряются, становятся невольниками и заканчивают свои дни в услужении.

Сии татары не образованны, как мы, но их нельзя назвать невежами, а их знания вполне соответствуют ложным представлениям наших предков. Они не изучают древние языки, но хорошо знают свой и владеют русским. По большей части знает всякая деревня свое происхождение, а иногда имеет оное и на письме. Многие татарские мужики, а чаще еще торговые люди имеют небольшие собрания письменных повествований и очень недурное знание о происшествиях как своих собственных, так и соседственных владений, да сверх того изрядное сведение о своих древностях. Которые из них желают полнее изучить арабский язык и углубить познания в магометанстве, обучаются в школах Бухары. Именно туда должны отправляться молодые люди, которым предстоит получить духовный сан, но таковых бывает мало.

Счисление времени они начинают с хиджры, то есть с Магометова побега, соответствующего нашему 622 году. Весь их месяцеслов основан на лунном исчислении, он начинается с равноденствия в марте. Пятница есть первый день их недели. Хотя для отправления религиозных обрядов татары следуют своему календарю, общему для всех магометан, в жизни по примеру своих соседей они используют наши месяцы и число дней нашего года.

Источник : https://realnoevremya.ru/articles/73117-francuzskiy-istorik-xviii-veka-o-tatarah?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Аноним сентября 19 23:52:

    На первой фотографии жена татарина на кого то бычится.

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 таныш сентября 20 18:37:

    ниндий татар булсын, мишарлар ич.

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Башкорт. сентября 20 20:29:

    Цитата:

    ниндий татар булсын, мишарлар ич.

    Мишәр түгел, ҡаймаҡ.

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 Кунак сентября 20 21:12:

    Цитата:

    ниндий татар булсын, мишарлар ич.

    Мишэрлэр шул ук татар, элдэ сыфатлы.

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 СУВАР. сентября 21 15:39:

    Цитата:

    На первой фотографии жена татарина на кого то бычится.

    Муж у этой татарки вовсе не татарин, а чистокровный Чуваш.

    Чуваши татар, в люди вывели.

    Цитировать этот комментарий
  6. #6 татар сентября 21 16:03:

    Спасибо Сувар. А я все думал, кто это нас татар на горшок ходить научил, а оказывается чуваши. Вот только задницу пучком травы не научили подтирать, а то все по старинке с кумганом ходим.

    Цитировать этот комментарий
  7. #7 татар сентября 21 16:27:

    Цитата:

    ниндий татар булсын, мишарлар ич.

    Эйе шул мангаенда язылгал бит — «Мин татар тугель, мин мишарь» Язылганны курьмясянь, башинны мониторга тыгып якынрак кара.:)

    Цитировать этот комментарий
  8. #8 Аноним сентября 21 16:53:

    Цитата:

    Цитата:

    ниндий татар булсын, мишарлар ич.

    Эйе шул мангаенда язылгал бит — «Мин татар тугель, мин мишарь» Язылганны курьмясянь, башинны мониторга тыгып якынрак кара.:)

    Ты чаго имамутдинов разучился писать на татарском?

    Цитировать этот комментарий
  9. #9 Аноним сентября 21 16:55:

    Типа это не имамутдинов, типа имам хитрейший и наимудрейший.

    Любой не знающий языка так не напишет.

    Цитировать этот комментарий
  10. #10 татар сентября 21 17:00:

    Слушай ты задрот,. Сколько раз тебе писать что я не Имамутдинов?

    Цитировать этот комментарий
  11. #11 Аноним сентября 21 17:28:

    Цитата:

    Слушай ты задрот,. Сколько раз тебе писать что я не Имамутдинов?

    Да ладно не звезди, имам тольо так пишет.

    Цитировать этот комментарий
  12. #12 татар сентября 21 17:50:

    А большущей колючкой он у тебя в попе сидит, раз ты готов любого за него принять. Считай как хочешь, мне по...!!!

    Цитировать этот комментарий
  13. #13 Аноним сентября 21 19:21:

    Да нет, ты милый человек меня не понял, я тебя очень даже уважаю, просто я не пойму почему бы тебе не писать под своим именем, ты же все таки узнаваемый и уважаемый как бы аксакал.

    Цитировать этот комментарий
  14. #14 татарник сентября 22 23:12:

    Искегә бәйләнсәң, кәнишнә, исең китәр, әммә чүбек чәйнәп май чыкмас ди татар мәкалләре.

    Тарихны матурлап, бизәп, шуның аша горурланып, тәкәбберләнеп , күңелеңне юатып, үз-үзеңне алдап гомер буе утырырга була. Хәрәкәттә бәрәкәт! Әлеге көндә үшән татарга караганда, башкорт дуслар оешу-оештыру ягыннан үзләрен үрнәк алырдай яктан күрсәтәләр. Соңгы көннәрдәге чаралары чынлап та халык хәрәкәтенә охшап бара. Шул ук күтләк түрәләре өйдә күтне кысып утырырга өндиләр: vk.com/club70958470?w=wall-70958470_137136

    Татарның кулыннан андый эш килмәгәч, башкорт туганнарга мораль яктан булсада булышлык күрсәтү, таяныч булу татар өчен бурычтыр.

    Алга, башкорттар!

    Цитировать этот комментарий
  15. #15 татарник сентября 24 14:38:

    Цитата:

    татар сентября 21 17:50:

    ...Считай как хочешь, мне по...!!!

    син татар юкка борчыласың. Сиңә Кадерле абзый исеме белән мөрәҗәгать итәләр икән, аны шатланып, хәттә горурланып каршы алырга кирәк. Чөнки Кадерле абзый Башкортыстан киңлегендә хәрәкәткә, тагын бер тапкыр — хәрәкәткә булдыклы бердән-бер шәхес. Түрәләрнең, каратель органнарының бугы буялмаган, халкы алдында пакъ йөзле бик сирәк кешеләрнең берсе. Шуның өчен башистлар бик өзгәләнеп аны челтәрдә авылның иң кәнтәй гайбәтче хатыннарыча пычракка буярга тырыша. Кадерле абзый сыман шәхесләр сәясәттән чыга башласа аңа лаеклы бер шәхес тә күзгә күренми. Моны Шамил дә кабатлап килә, үзең дә читләтеп булса да әйттең.

    Башкортыстанның калган ике миллион татары –биомасса, компост. Аңардан нәрсә телисең шуны әвәләп була. Телисең -тагын тизәк, салам, су салып бута да, стенага сылап куй. Башкорт дусларның әлеге көндәге чаралары егерме ел дәвам иткән процессларның дәвамы буларак башкорт этносыннан башкорт милләте төзү барашын исбатлап тора. Ә татар элитасы бетеп деградациядә. Соңгы вакыйгәләр (Мәскәү белән килешү, татар корылтае) Андерсендагыча корольнең бетеп шәрә икәнлеген күрсәтте. Якындагы күтләкләр нинди матур күлмәк дип мактап торганда, ярый аны әйтергә бер сабый табылган.

    Мөселмән туганнарның бер видеосы, “дегродация”, “рух” дигән сүзләргә игътибар итегез:

    www.youtube.com/watch?v=b...e=youtu.be&a

    Цитировать этот комментарий
  16. #16 Аноним сентября 24 15:29:

    По тебе булнис на базелевке соскучился.

    Цитировать этот комментарий
  17. #17 татар сентября 24 18:16:

    Цитата:

    Сиңә Кадерле абзый исеме белән мөрәҗәгать итәләр икән, аны шатланып, хәттә горурланып каршы алырга кирәк.

    Не-е татарник, я с ним даже рядом стоять не достоин — я злой и несдержанный татарин. А вот подпиреть и поддержать его всегда готов.

    Цитата:

    Башкортыстанның калган ике миллион татары –биомасса, компост.

    Всех в одну кучу сваливать не надо — Кадерле не такой, ты не такой, я не такой и есть еще много не таких. Мозги у этих 2х миллионов есть — достучаться надо. Или сильно их обидеть, что бы дошло. Татары сейчас как лягушка в чугунке который медленно нагревают, и лягушка может не заметить как сварится.

    Цитировать этот комментарий
  18. #18 татарник сентября 24 21:43:

    Цитата:

    я злой и несдержанный татарин.

    юк шул. Второя часть твоего поста опровергает этот тезис. Ты очень добрый и интеллигентный татарин

    Цитировать этот комментарий
  19. #19 татар сентября 25 13:35:

    Цитата:

    Ты очень добрый и интеллигентный татарин

    :) С «интеллигентный» ты перегнул. Но все равно спасибо и взаимно :)

    Цитировать этот комментарий
  20. #20 татарник сентября 26 0:57:

    Цитата:

    татар сентября 25 13:35:

    С «интеллигентный» ты перегнул.

    перегиба браток никакого нет. Ничего тебе не напоминает?:

    Цитата:

    Мозги у этих 2х миллионов есть — достучаться надо... Татары сейчас как лягушка в чугунке который медленно нагревают, и лягушка может не заметить как сварится.

    «хождение в народ» в 19в русской просвещенной интеллигенции. Это бессознательное

    Цитировать этот комментарий
  21. #21 Татарский шишкарь. сентября 30 12:10:

    Шигырь,просто от души

    Цитировать этот комментарий
  22. #22 Уфалы октября 5 22:39:

    Бу бичэ нигэ астан гына карап утыра минэн?

    Исеме кем микэн бу бичэнен, татарга да бик ошамаган.

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2017.