Татарская трибуна » Архив » Кто я, татарин или башкир?

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Кто я, татарин или башкир?

ТиБ_crДанное исследование никак не претендует на то, чтобы быть историей волго-уральских мусульман, однако, сложность этнической истории и истории общинной идентичности заслуживает некоторого краткого освещения. Национальные идентичности (т. е. исторически-этнические нации) появились на исторической сцене относительно поздно, всего лишь в начале XX в., а их популярность — это результат внушения в советскую эпоху. Важным элементом в этом процессе было создание национальных историй, которые отбросили в прошлое (иногда в древность) существование простейших национальных групп, действительно существовало подобное доказательство или нет. Централизация национальной идеи советского стиля не только выжила во время распада Советского Союза, но и смогла развиться в Волго-Уральском регионе, особенно в национальных республиках Татарстан и Башкортостан. Необходимо добавить, что специалисты по татарской истории за пределами бывшего Советского Союза в немалой степени оставались верны идее национальной истории татар.

В отношении национальных групп волго-уральские мусульмане разделились на две группы: татары и башкиры, каждая из которых с 1920-х гг. приобрела свою собственную «автономную» национальную республику внутри Российской Федерации, а также и сопровождение культурных институтов. Это умелое разделение, однако, опровергает очень сложную этническую историю в регионе, где мусульманские общества были разделены не столько ошибочными этническими линиями, сколько, возможно, частичным скрыванием некоторыми мусульманами своего происхождения и тонкими религиозными и общими различиями. Кроме того, использование этнонима «татары» для обозначения самой большой мусульманской группы в регионе также вносит путаницу. Этноним «татары» имеет длинную и сложную историю. Впервые он получил широкое использование в Европе и России после монгольских вторжений XIII в. для обозначения этих кочевников Центральной Азии (часто ошибочно пишется «тартар», и сегодня до сих пор встречается эта форма). Позже его стали использовать для обозначения центральных азиатов в целом, включая даже маньчжуров и их династию в Китае. В русском контексте он впервые был использован для обозначения центральных азиатов и первых тюркских мусульман-кочевников. Позже в России этот термин стал употребляться шире, для обозначения центральных азиатов в целом, были ли они тюрками, финно-уграми или сибиряками, были ли они мусульманами, христианами или язычниками. Этот термин также широко использовался для обозначения мусульман Кавказа.

В Волго-Уральском регионе термин «татары» обычно использовался русскими для обозначения местного мусульманского населения, часто видоизменяясь «волжские татары» или «казанские татары». С поднятием национального сознания многие из этих волго-уральских татар приняли имя «татары» как своё собственное, одни по понятным историческим причинам, другие ради удобства. В советские времена «татарская национальность» стала включать в себя не только волжских татар-мусульман, но также и крещёных татар (волжские татары-христиане), крымских татар (после изгнания с их собственных земель), астраханских татар (смешанная группа, включающая ногайцев) и сибирских татар (ещё одна смешанная группа). Некоторые из этих групп имели этническую и политическую историю, не связанную с регионом Средней Волги, как, например, астраханские ногайцы и особенно сибирские татары. Другие, были этнически родственны с волго-уральскими мусульманами, но совсем не были мусульманами (т. е. крещёные татары), а крымские татары были «брошены» в татарскую национальность после их выселения в Среднюю Азию с целью покончить с официальным существованием отдельной нации крымских татар и представить на обсуждение (хотя бы бюрократически) их требования о том, что их национальные обиды должны разрешаться в рамках советских законов.

Они зачастую жили в регионах, где преобладали мусульмане, особенно на одном из двух берегов реки Камы и на севере Башкирии. Наряду с казанскими татарами и мишарями существовала другая большая мусульманская община, т.н. тептяри. Исторически тептяри были единственной общиной, проживающей в местности Уральских гор с XVIII в., особенно в Башкирии. Тептяри имели определённые землевладельческие привилегии и, так как изначально не были исключительно мусульманами, стали таковыми к середине XVIII в. После того как советские переписчики тептяр 1926 г. не посчитали их за отдельную нацию, они зарегистрировали себя либо как татары, либо как башкиры, хотя сегодня всё ещё очевидно существование тептярской идентичности в большей или меньшей степени.

Башкиры — это другая основная мусульманская община в Волго-Уральском регионе. Лингвистическое положение башкир было сложным, т. к. башкиры Северного Башкортостана говорят на диалектах, по существу не отличимых от диалекта казанских татар. С другой стороны, южные башкиры говорят на несколько другом тюркском диалекте, разделяя многие лингвистические особенности с казахами и туркменами, а литературный башкирский язык основан на этих южных диалектах. Этническое происхождение башкир непонятно, но они упомянуты в трактате о путешествии Ибн-Фадлана как язычники, и многие учёные считают их произошедшими от средневековых венгров до их миграции в Центральную Европу. В любом случае есть небольшое сомнение, что исламизация башкир связана с исламизацией Золотой Орды под правлением Узбек-хана в XIV в. До XIX в. многие башкирские общины оставались степными кочевниками, в отличие от татар, и сохраняли многие особенности степных общин Центральной Азии. Первое и главное — они сохраняли систему племенной и клановой идентичности, которая сохранилась и по сей день, особенно в Южном Башкортостане. Возможно, самая важная особенность сохранения отдельной башкирской идентичности датируется периодом имперской России, когда власти наделили башкир эксклюзивными землевладельческими правами и другими привилегиями. В результате башкиры стали привилегированной общиной, и многие мусульманские (и немусульманские) общины пытались зарегистрировать себя башкирами; часто подобные группы интегрировались в башкирскую клановую и племенную систему.

Так во время имперской России внутри волго-уральской мусульманской общины существовало большое число этнических, общих и исторических различий, которые отличали одну общину от другой. Поскольку эти различия определяли индивидуальные общины, подобные виды идентичности не были неизменными, а скорее были гибкими и иногда частично совпадающими.

Тогда как выражения этнической и общей идентичности были центральными элементами в истории волго-уральских мусульманских общин, учёные имели склонность не замечать религиозного выражения идентичности. Игнорирование подобных элементов едва ли неожиданно в контекстах методологии советского или постсоветского происхождения и всё ещё распространено в бывшем Советском Союзе, но не менее очевидно в нескольких националистически вдохновленных работах, написанных на эту тему за пределами России. Этот факт указывает на недостаток упомянутой методологии, так как община появилась естественным образом и была очерчена религиозными условиями среди народов Центральной Азии, традиционно охватывая и волго-уральских мусульман. Это было в не меньшей степени правдой для мусульман, чем для язычников региона и местных христианских общин. Очень важно то, что религиозный компонент общинной идентичности был признан в Волго-Уральском регионе, особенно западные учёные признали, что многие волго-уральские мусульмане сохранили универсальную идентичность, будучи «мусульманами», предположительно без отличия самих себя от других мусульман. В действительности, как ещё будет обсуждаться в этой книге, мусульманская идентичность.

Точно также, как они стараются определить исторически неизменное татарское национальное существование, многие современные татарские этнографы часто обозревают гибкость идентичностей среди волго-уральских мусульман.

Из книги Франк Ален Дж. Исламская историография и «булгарская» идентичность татар и башкир в России. — Казань: РИУ, 2008

Источник: https://shurarb.ru/articles/

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Ринат ноября 24 0:00:

    Никакого тюркского башкирского народа не было и нет.

    Чтоб понимать это, достаточно прочесть Кузеева: "Происхождение башкирского народа. Этнический состав и история расселения. Согласно ему, башкиры — это семь слоев различных народов, которые без всякой причины почему то вдруг стали какими-то мифическими башкирами. Это три племени сырдарьинских печенегов (они и есть самые-самые первые протобашкиры), монголы центральной Азии (чуть ли не половина так называемых «башкирских родов»), булгар Приазовья и Поволжья (почти все население до Урала), татар Золотой орды, татар Ногайской орды и т.д. Даже по Кузееву, так называемые башкиры на 90 "-в — татары и чистые татары. То же самое и по книге Валиди «История башкир». Он пишет: «Башкортлар монголларга төркиләр кушылудан барлыкка килгән кавем». Они оба пишут, башкиры — пришельцы 10-15 веков.

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Аноним ноября 24 20:48:

    Де факто они татары-сборная солянка, но они хотят быть булгарами. Язык у них от .т. н татаро монгол то есть от благородных предков казахов. Потомки булгар это чуваши. Татары очень закомплексованный народ, вроде тюрки но не тюрки, охотно асссимилируется с русскими, так как, как огня бояться чтоб их не назвали татаром

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 тюрк ноября 25 13:43:

    трещит по швам созданный век назад торговыми и служивыми татарам этнос-казанские татары. попытка сегодняшних обречена также на провал единству тюрков быть.

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 татарник ноября 25 23:20:

    Цитата:

    #3 тюрк ноября 25 13:43:

    единству тюрков быть.

    яхшы өндәмә! Мин дә кушылам. Эш аздан калды, бәлки ун җөмләдән..., юк, синең өчен күптер, өч пункттан торган программаңны күрсәтерсең. Сизеп торам -бердәмлек якын! Аңламасаң оялма хат яз, сорауны урысчага тәрҗемә итеп бирермен.

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 Аноним ноября 26 23:06:

    Внимание! В Уфе состоится «Башкорт юлы-2016»!

    29 ноября БПД “Кук буре” в столице Республики Башкотостан намерено провести крайне важное мероприятие для башкирского национального движения – ”Башкорт юлы”, который был проведён до этого в Уфе в эту памятную дату в 2014 и 2015 годах.

    29 ноября является Днём рождения нашей республики. В этот день в 1917 году Башкирское областное шуро (совет) объявило башкирскую территорию Оренбургской, Уфимской, Самарской и Пермской губерний национально-территориальной автономией. Этот день вошел в историю, как день создания Первой Башкирской республики – Башкурдистан.

    Сегодняшняя власть пытается вытравить этот день из памяти башкирского народа. Именно в связи с этим 100-летие республики власть намерена отмечать в 2019 году – в день создания Башкирской автономной советской социалистической республики (БАССР). Тем самым нынешняя власть игнорирует существование Башкурдистана. Но именно благодаря Первой башкирской республики советская власть признала право за башкирами иметь свою республику и башкиры первыми по праву, заплатив за это немалой кровью, получили свою республику в составе Советского союза. Это была Вторая башкирская республика.

    Кроме того, желание властей провести 100-летие в 2019 году говорит, об игнорировании и нынешней Республики Башкортостан, то Третьей башкирской республики. Это является свидетельством неуважения к башкирскому народу, так как Первая и Третья башкирские республики были созданы самими башкирами, а Вторая республика (БАССР) – плод коммунистической имперской власти.

    В связи с этим, участники БПД “Кук буре” призывают всех башкирских патриотов в этот день принять участие в “Башкорт юлы”, чтобы показать всему миру, что башкиры помнят и чтят свою героическую историю. Мы не должны позволить вычеркнуть из нашей истории один из самых важнейших дней в истории башкирского народа и потребовать 100-летие республики проводить в 2017 году!

    Сбор возле Дворца Профсоюзов (Кирова 1) в 16:00. После этого желающие могут пойти на возложение цветов (по-возможности взять цветы с собой) к месту, “где должна была быть установлена” ещё в 90-е годы прошлого века стела в честь Декларации о государственном суверенитете Республики Башкортостан.

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2018.