Татарская трибуна » Архив » Кульшарипов не заблуждается, а блудит…

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Кульшарипов не заблуждается, а блудит...

17 мая "Idel.Реалии" опубликовали открытое письмо профессора, доктора исторических наук Марата Кульшарипова и публициста Валиахмета Бадретдинова. Они написали его "от имени научной общественности Республики Башкортостан" после ознакомления с I томом коллективной монографии "История татар Западного Приуралья". Кульшарипов и Бадретдинов утверждают, что авторы этого исторического труда "допустили многочисленные факты фальсификации, предвзятости и умышленного искажения древней и средневековой истории не только Западного Приуралья, но и всего Южного Урала".

Доктор исторических наук, профессор кафедры Отечественной истории БГРУ имени М.Акмуллы Владимир Иванов, который является одним из авторов "Истории татар Западного Приуралья", отрицает обвинения, выдвинутые Кульшариповым и Бадретдиновым, заявляя, что Кульшарипов "преднамеренно лжет". Свои доводы он приводит в "Открытом ответе двум представителям башкирской научной общественности от одного из её членов":

"Сразу оговорюсь, что общественника Бадретдинова в этом разговоре лучше всуе не поминать – всё-таки, детский психолог по своему базовому образованию, он едва ли в состоянии на надлежащем квалификационном уровне судить о научном содержании труда целого коллектива историков-профессионалов.

 

...Другое дело – профессор Кульшарипов – самая, пожалуй, одиозная фигура в исторической науке Башкортостана наших дней. Став сравнительно поздно для своего возраста доктором исторических наук (1998 г.) и профессором (2000 г.), Кульшарипов более известен как активный общественный деятель, причем, зачастую – как довольно экстравагантный (если не сказать – эксцентричный) в своих высказываниях и суждениях. "Башкирская энциклопедия" характеризует его как историка, научные исследования которого посвящены изучению Башкирского национального движения, истории и историографии Башкортостана ХХ века. Я не собираюсь здесь излагать биографию профессора Кульшарипова – мне она не интересна. Отмечу только то, что задевает лично меня, как члена исторического сообщества Башкортостана.

Первое – воистину зловещее для подготовки новых научных кадров историков десятилетнее деканство Кульшарипова на историческом факультете БГУ. Падение авторитета и престижа истфака, превращение его в заурядное провинциальное учебное подразделение – в значительной степени результат именно его руководства. Меня несколько раз приглашали читать спецкурсы для студентов, специализировавшихся по кафедре археологии, древней и средневековой истории, созданной профессором Н.А.Мажитовым, поэтому многие свои впечатления, равно как и причины ухода с факультета ряда талантливых, ярких ученых-преподавателей, я вынес, как говориться, изнутри.

Не меньшее, если не сказать – ещё большее впечатление, граничащее с потрясением, испытала часть исторического сообщества Башкортостана и соседних регионов от результатов кульшариповского научного руководства подготовкой семитомной истории "Башкирского народа". ...Вышедшие под "научным руководством" Кульшарипова тома получили отрицательные рецензии ряда археологов Уфы."

В своем открытом ответе Иванов также акцентирует внимание на претензиях, высказанных конкретно в его адрес. В частности, Кульшарипов и Бадретдинов в открытом письме заявляют следующее:

"Весьма показательно то, что научным руководителем данного издания ("История татар Западного Приуралья" — "Idel.Реалии") Р.Хакимовым в коллектив авторов был специально включен из Республики Башкортостан археолог В.А.Иванов, выступающий сторонником угорской теории происхождения башкир. Его востребованность в Казани вполне понятна, ибо он является одним из авторов I и II томов "Истории татар". Так, В.А.Иванов отрицает наличие на южном Урале археологических памятников, оставленных предками башкир. Он пытается обосновать взгляд о том, что в Западном Приуралье обитали угро-мадъяры вплоть до XIII-XIV вв. Эта точка зрения, защищенная не только Ивановым, но и А.Белавиным, Н.Крыласовой, была в свое время подвергнута критике академиком АН РБ Н.Мажитовым, который убедительно обосновал, что ряд древностей, в частности, кушнаренковские, караякуповские археологические памятники имеют отношение прежде всего к тюркским, древнебашкирским племенам. Следует подчеркнуть, что взгляды В.Иванова по археологии Приуралья стали объектом критики со стороны ижевских археологов Р.Гольдиной и В.Напольских. Они уличили его в фальсификации фактов и допущении ошибок методологического характера."

Иванов, в свою очередь, опровергает слова Кульшарипова и Бадретдинова:

"По поводу того, что я выступаю сторонником угорской теории происхождения башкир. Он может назвать какую-нибудь мою работу, где я утверждал бы, что башкиры – угры? Вообще-то, говоря словами археолога Г.Н.Гарустовича, доктору наук, вторгшемуся в чуждую для него отрасль знания, "вполне по силам" (а я добавлю – и обязательно надо было бы) проштудировать соответствующую литературу по теме. А не уподобляться нерадивому студенту, за неделю до сдачи курсовой работы "надергивающему" куски текстов из интернета.

Так вот, в одной из своих работ 2013 г. мы с моими соавторами излагаем свое мнение по данному вопросу: "Другая часть южноуральских кочевников, среди которых башкиры, очевидно, преобладали, отступает на север, в Приуральскую лесостепь, где они начинают теперь уже тесно контактировать с населением, оставившим курганы "мрясимовского типа" (по нашему мнению – уграми)".

В другой работе, вышедшей уже в этом году: "Таким образом, логика имеющихся в нашем распоряжении письменных и археологических источников дает основание считать, что древние башкиры — "ал башджирт", встреченные и описанные Ибн Фадланом в 922 г., — это конгломерат угорских и тюркских племен, обитавших на территории между Уральскими горами и Волгой. Археологически они представлены памятниками "мрясимовского типа" (угорская часть "башджиртов") и памятниками, которые мы пока интерпретируем как печенежские ("башджирты"-тюрки). Как они называли себя сами — чтобы судить об этом мы надежных данных не имеем. Можно предположить (и, скорее всего, такое предположение стоит недалеко от истины), что каждое племя или род называли себя своим именем."

С полным текстом открытого ответа Владимира Иванова можно ознакомиться здесь:

 

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Ильгиз июня 8 3:07:

    Колшәрипов — ата татарофоб. шуның өстенә -тулы дилетант. Башкорт милли хәрәкәтендә актив катнашуы аркасында гыйлми дәрәҗәләр алган кеше. Шул одиоз иптәш Татарстанның Актаныш районына килеп, андагы татар Мутиннарга «ул —

    башкорт» дип һәйкәл куеп, Мутиннарның туган авылындагы җирле халыкка «Сез татарлар түгел, сез — башкортлар» дип лексия сөйләп, кино күрсәтеп китте. Аның белән бергә тагын бер ата татарофоб, «Татар дигән халык юк, Татарстанның Алабугасына кадәр башкортлар яши, ә аннан ары — чувашлар» дип бар дөн-яга сөйләп, БСТда шундый тапшырулар сериясе алып барган С.Хәмидуллин да бар иде. Ә Актаныш районы алминистрасиясе шул ата татарофобларны колач җәеп каршы алып, сыйлап, кунак итеп җибәрде. Делегасияне район башлыгының урынбасары И.Баприев үзе үк озатып йөрде. Шундый ук күренеш — Азнакай районында да булды. Анда исә Хәмидуллин бер ай буе йөреп, андагы халыкка сез татар түге, башкорт икәнен аңлатып, шул турыда бер сәгатлек филм төшереп йөрде (шул алдакчылыгы өчен кандидат историч наук алды). Анда да бу иптәшләрне кайбер җирле «краеведлар», кайбер җирле чиновниклар, шул исәптән Азнакай район музееның элекке директоры, хуплап йөрделәр. Татарларны башкорт итеп күрсәтеп төшерелгән бу филмда иң актив катнашучы — Азнакайның билгеле язучысы — манкорт Марсил.Гарипов. Ул филмның һәр минутында диярлек бар. Хәмидуллин татарларны башкорт дип алдап әкият сөйләп утыра, ә Татарстан язучылар союзының С.Сөләймәнова исемендәге примиясен алып ашаган М.Гарипов аның һәр сүзен җөпләп, дөресләп утыра, һәр сүзенә пичәт суга. Татарстан бюдҗетыннан акча алып утырып, шул ук Татарстанны башкортларга сатып йөргән Гарипов, Бариев кебек әфәнделәр постта утырган вакытта татар ничек итеп алга барсын ди? Ә Бариев исә, Актанышта Мутиннар турында уздырылган тантаналы чараларга татар эшлекленләрен, тарихчыларын чакырырга «оныткан». Берсенә дә әйтмичә генә Актанышта башкорт җыены үткәреп ята. Гариповның бу сатлыклыгын нишләп эле безнең язучылар союзы күрми дә чиновникларыбыз күрмиләр? Иптәшне союздан чыгарырга кирәк, премиясен аннулироват итәргә, кире түләтергә, Уфадан сорасын премия, Уфадан сорасын акча, шул кадәр дә башкорт булгач.

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Кунак июня 8 13:02:

    В Актаныше был 1 раз. Привозил внуков в летний лагерь Сәләт. Не понятно почему, приехав куллшариповы свободно проводят свою самодеятельность: выступления с предоставлением аудитории, прокрутки своих состряпанных фильмов. И где были аппоненты с татарской стороны? Камырлар, ачек авызлар. Кто такой Гарипов ?

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Кунак июня 8 23:02:

    Пардон. Опечатка аппоненты. Правильно оппоненты

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 кактус июня 9 21:13:

    [IMG=https://yandex.ru/images/s.........&lr=37&rpt=simage]

    Удалено модератором. Битая ссылка

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 Ильгиз июня 10 2:17:

    Фин-угорское происхождение башкир, тюркское происхождение и т.д.

    Чепуха все это. Нет и не может быть какого-то единого происхождения тех, кого сегодня по ошибке называют башкирами. Это признает и сам Кузеев. У него: башкиры-булгары, башкиры приаральские, башкиры центральноазиатские (татаро-монголы), башкиры сибирские, башкиры финугорские и т.д. Башкиры – просто сословие. Как не может быть единого происхождения дворян, мещан, точно так же не может быть и единого происхождения тех людей, которые числились в башкирском сословии. Даже те, кого сегодня называют «истинными башкирами» (южноуральские и зауральские) – разные. Горно-лесные «башкиры» отличаются от зауральских степных и антропологически, и по языку, и по элементу быта, не говоря уже о происхождении. У лесных «башкир» может быть действительно имеется какой-то фин-угорский элемент, а у зауральских – их нету. У зауральских все как у настоящих татаро-монгол, начиная от одежды, кухни, песен и плясок. А у горных – иначе. Лесные «башкиры» хоронят своих усопших в срубах, живут в избах. Занимаются в основном охотой, пчеловодством, рыбной ловлей. А у зауральских – кочевой или полукочевой образ жизни, животноводство. В основном коневодство и овцеводство.

    Хватит заниматься пустым делом, переливать из пустого в порожнее, т.е. вести какие-то диспуты о происхождении служивого сословия под названием «башкиры», единого происхождения у них нет и не может быть. Это как лоскутное одеало: там и булгары и золотоордынские татары, и монголо-татары, и фин-угры и т.д.

    Цитировать этот комментарий
  6. #6 Татышлинец июня 11 0:31:

    Не буду спорить ни с докторами всяких наук, они собаку на этом съели, не буду спорить и с просто любителями истории, много читавшим на эту тему. Это я о «Финско-угорскости» т.н. башкир.

    В границах нынешнего Великого Башкортостана такие районы, как Мишкинский и Калтасинский считаются марийскими. Наш в Татышлинский в этом смысле как бы удмуртский район, большинство удмуртов РБ живут компактно в нашем районе.

    Но при последних переписях населения, к бабке не ходи, надо думать львиная доля финно-угров (удмуртов и марийцев) нашего района сами того не зная стали сермяжными башкирами. А что должны делать местные переписчики, если УФА каждую перепись требует увеличения процента башкир, хоть убейся! Ведь 99% местных татар уже давно записаны «башкорт».

    Цитировать этот комментарий
  7. #7 СУВАР. июня 18 16:54:

    Современный татарский историк Радик Исхаков в своей книге «Миссионерство и мусульмане Волго-Камья» признаёт что после манифеста 17 октября 1905 г. произошёл «рост татаризации инородцев» (стр.200 указанной книги). Исхаков цитирует наблюдения известного этнолога, приват-доцента Московского археологического института С.К.Кузнецова, совершившего по поручению МВД в 1911 — 1912гг. поездку в Вятскую, Казанскую, Пермскую и Уфимскую губернии. Кузнецов описывает методы ассимиляции инородцев со стороны татар:»С переходом в ислам для новообращенной семьи наступает ... особенно благоприятное положение. Каждый мусульманин старается чем-нибудь проявить свое расположение и любовь к прозелитам; они получают подарки и наперерыв приглашаются в гости богатыми татарами...Вместе с тем, татары зорко следят за тем, чтобы новообращенный твердо соблюдал магометанские обряды и даже внешним своим видом не напоминал о своем происхождении из другого племени» (стр.198). По мнению Исхакова, наблюдение московского этнолога объясняет причины «успеха татарской культурно-религиозной пропаганды среди местных народов».

    В своей книге Р.Исхаков цитирует православного миссионера Я.Д.Коблова, который писал о том что «влияние ислама между язычниками — чувашами и черемисами начинает прогрессивно обнаруживаться и дает себя почувствовать повсеместно, где они живут совместно с татарами или окруженными ими» (стр.197). Опираясь на документы начала ХХ века, Исхаков свидетельствует о размахе татаризации чуваш и удмуртов после манифеста 17 октября 1905 г., сопровождавшейся потерей этнической самоидентификации среди исламизированных представителей данных народов: « Интенсивной исламизации продверглись жители чувашских селений Кукшим, Белая Волошка, Утеево-Биково, Сугуты Тетюшского уезда,... Солдакаево Чистопольского уезда Казанской губернии, Старое и Новое Суркино, Казябаш, Новое Сережино, Алексеевка, Абдикеево, Рысайкино,Старое Ганькино, Николькино, Булантамак, Сумели Степанкова, Нижний Нурлат, Вороний Куст, Иглайкино, Сабакеево, Калмаюр Самарской губернии. «Отпадают» в ислам чуваши деревень Тенево, Полевое Байбахтино, Водоял (Уты) Цивильского уезда Казанской губернии, Старое Афонькино, Булантамак Самарской губернии... С 1905 по 1913г. ислам приняли удмурты селений Новый Кумор, Малый Юмь, Иштуганов, Сутер, Вежешур, Нижняя Русь, Лыя Пойкино Казанской губернии.» Кроме того, в мусульманство обратились бесермяне (этнографическая группа удмуртов) селений Юкамень, Досос, Иманаево, Кащур Глазовского уезда Вятской губернии (стр.197).

    В книге «Миссионерство и мусульмане Волго-Камья» (стр.196) Исхаков также цитирует православного миссионера В.Эсливанова, который описывает методы татаризации кряшен со стороны мусульманских миссионеров. Согласно наблюдению миссионера, успеху исламской миссии среди православного тюркского населения Поволжья помимо географической близости, способствовала «племенная общность с татарами». Как замечает Эсливанов, «этим обстоятельством последние умело пользуются: они, например, нисколько не стесняясь, приветствуют крещеных словами «братья» и отсюда переходят к уверению крещеных в религиозной общности их с мусульманами до крещения, нарушенной при насильственном якобы обращении их в христианство по покорении Казанского царства...»Вы — татары», говорят обыкновенно совратители, а потому и должны исповедовать назначенную для татар веру — мусульманскую...»

    В этой же книге (стр.49) Исхаков отмечает что случаи татаризации чувашей наблюдались в первой половине ХIХ века, задолго до манифеста 17 октября 1905 г.

    Цитировать этот комментарий
  8. #8 Уфалы июня 20 21:18:

    Рустэм Хамитов объяснил, обязательно ли школьникам изучать башкирский язык.

    — Родной язык может быть и башкирский, и русский, и татарский, и чувашский, и программа отводит на изучение родных языков по выбору родителей от двух до трех, до четырех часов в неделю, — отметил глава Башкирии. — На сегодняшний день мы знаем, что в ряде школ есть нарушения, что не у всех родителей получено письменное согласие на изучение башкирского языка.

    При этом Рустэм Хамитов уверен, что компромисс найти можно всегда:

    — Ну вот не хотят изучать тот или иной язык в качестве родного, значит, в данном случае, наверное, будем идти навстречу и делить классы. Таким образом, этот конфликт или проблему можно будет преодолеть.

    Такое может сказать только тупорылый башлыгы.

    Как бы не получилась как в тот раз «Без хәзер рус дуслар белән сүләшеп Уфимскый губирныя ясыйбыз»

    Цитировать этот комментарий
  9. #9 кактус июня 20 23:55:

    Для Сувара. Для чего ты надергал цитат из контекста? Мне кажется для того что бы показать что татары «татаризировали инородцев» в том числе и башкир. Ты наверное знаешь что татары в основном мусульмане и одна из основных обязанностей мусульманина это даваат — исламский призыв к религии, чем и занимались татары. Не «татаризировали», а исламизировали местное не татарское население, о чем и писал С.К. Кузнецов. А башкир не надо было исламизировать,, они и так были мусульманами, так что термин «татаризация» башкир ни как не катит. Насильно никто в татары не записывал. О том как проводили даваат татары можно прочитать у Кузнецова, если не выдергивать цитаты и коверкать их, как ты Сувар. И я как их потомок горжусь ими за их преданность исламу, и тому как они человечно поступали во имя своей религии.

    Интересов наблюдения о причинах успеха татарской культурно релитозной пропаганды среди местных народов оставил известный этнолог, приват доцент Московского археологического института С К Кузнецов, совершивший по поруненню КвД в 1911—1912 гг. поездку в Вятосую, Казанскую, Пермскую и Уфимскую губернии1. По его мнению, наряду с другими факторами, способствовавшей успеху татаризации и исламизации «инородцев» в контактных зонах, низкой . эффективное ш православной миссии. было различие во взглядах на распространение релитоэ ного учения среди основных носитепей исламской и православной традиции в регионе — татар и русских: «Русский простолюдин смотрит на крещеного инородца как на существо низшего порядка и относится к нему нередко с нескрываемым презре ни ем. находящим себе выражение в обидных для новокрещеного кличках и прозви щах Так»*! образом. принятие христианства не сближает инородца с русской сре дой, в то же время и прежние единоверцы осуждают его. как оставившего веру предков, и новокрещеный испытывает всю тягость нравственного одиночества Со вершенно иначе держат себя мусупьмаие в отношении обратившихся в ислам С переходом в ислам дпя новообращенной семьи наступает... особенно благолри ятиое положение Каждый мусульманин старается чем нибудь проявить свое распо поженив и любовь к прозелитам; они получают подарки и наперерыв пригпашются в гости богатыми татарами, причем бывают примеры, что угощение тянется неделями. Если новообращенный вообще нуждается, мусульмане приходят ему на по мощь скотом, домашней птицей, хлебом и даже деньгами Многие из татар стараются оказать такую помощь тайно, а потом сами отказываются признать ту или иную вещь своею, когда она им предъявляется Это так называемая «тайная милостыня». которой мусульмане придают большое значение Вместе с тем. татары зорко следят за тем, чтобы новообращенный твердо соблюдал магометанам* обряды и даже внешним своим видом не напоминал о своем происхождении из другого племени». В то же время религиозный прозелитизм мусульман, по мнению С К Кузнецоеа. не встречал себе достойного противодействия со стороны православного духовенства. не проявлявшего должного усилия как по распространению христианства, так и по укреплению крещеных в примятой ими вере и не заботившегося о религиозно нравственном их просвещении К числуу причин, препятствующих успехам православной миссии, ученый относил низкий уровень общего развития православных пастырей, малочисленность православного духовенства по сравнению с количество».» мулл, взимание непосильной иногда для прихожан платы за требы, отсутствие организованности православного прихода при фактической сплоченности общины мусульманской*.

    Цитировать этот комментарий
  10. #10 Антон июня 22 16:44:

    Сувар не вздумай с ними спорит, это бесполезно, этим старикашкам не чего не объяснишь.

    Цитировать этот комментарий
  11. #11 Сувар июня 22 20:45:

    Цитата:

    Сувар не вздумай с ними спорит, это бесполезно, этим старикашкам не чего не объяснишь.

    Спасибо, знаю.

    Цитировать этот комментарий
  12. #12 кактус июня 23 15:08:

    Антон! А чего ты хотел обьяснить то нам «старикашкам»? Что мы плохиши? Мы то без вас знаем кто мы есть, за чем нам ваши сказки. Милок мы читаем книжки, а вы копируете и вставляете чужие исковерканные цитаты, так что нас на мякине не проведешь. Пока! Успехов в поиске новых инетных цитат.

    Цитировать этот комментарий
  13. #13 Аноним июня 29 15:07:

    Чмырлы Имамутдинов үлгән ди, урысны жирләгән сыман өч көннән генә күмәләр икән.

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2018.