Татарская трибуна » Архив » Предшественник Саратова: забытая северная столица ордынских ханов

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Предшественник Саратова: забытая северная столица ордынских ханов

10 сентября Саратову исполняется 427 лет. Считается, что он основан в 1590 году князем Григорием Засекиным и боярином Федором Туровым. В то же время Али Хабибуллин, кандидат исторических наук, решил напомнить о том, что появлению русского города предшествовал золотоордынский город Укек. Предлагаем вниманию читателей «Реального времени» размышления колумниста.

Светлое Средневековье на Волге

Накануне очередных торжеств по случаю празднования Дня города хотелось бы еще раз обратиться к страницам истории саратовской «Помпеи», к городу-легенде Укеку, существовавшему в XIII—XIV веках на территории современного Саратова. Укек (Увек) принадлежал Золотой Орде (Улус Джучи), которая насчитывала более чем 120 городов, и располагался на Волжском пути между городами Булгар и Сарай — столицей Орды. В 1334 г. здесь побывал арабский путешественник Ибн Баттута, который записал, что Укек — город «средней величины, но красивой постройки, с обильными благами и сильной стужей». Численность населения города, по дошедшим до нас сведениям, составляла около 9—10 тыс. человек.

В пору своего расцвета Укек демонстрировал достигнутый к тому времени уровень городской цивилизации молодого государства мусульманского мира. Жители города использовали все имеющиеся преимущества географического, природного характера, благоприятствовавшие развитию торговли, ремесла. В строительстве города был использован максимум достижений потенциала человеческой мысли, максимум технологий и мастерства специалистов средневекового общества. В центральной части города находились крупные аристократические усадьбы, окруженные высокими стенами, с бассейнами-водоемами, с богатыми домами из сырцового кирпича. Дома отличались пышностью и роскошью отделки. В Укеке функционировал водопровод из глиняных труб и, видимо, со сточной системой.

Особый интерес с точки зрения духовного и социально-политического наследия вызывает уровень установившихся в городе конструктивных общественных, межконфессиональных и межэтнических взаимоотношений.

Город являлся центром сельскохозяйственной округи, на территории которой по сей день сохранился ряд тюркских топонимов. Фото humus.dreamwidth.org

Следы истории в названиях

Город Укек, являвшийся экономическим, политическим и духовным центром края, располагался на территории, исторически планомерно заселяемой и осваиваемой тюркскими этносами, начиная с гуннов и заканчивая половцами, татарами и башкирами. Население города общалось между собой преимущественно на тюркских языках. Город являлся центром сельскохозяйственной округи, на территории которой по сей день сохранился ряд тюркских топонимов, берущих начало с золотоордынских времен: Алтынная гора, Ахмат, Идолга, Караман, Карамыш, Колышлей, Кумысная поляна, Усть-Курдюм, Саратов, Тарлык, Тарханка, Терешка, Увеша, Улеши, Чардым. На территории самой Саратовской области также немало названий рек и населенных пунктов имеют тюркское происхождение: реки Большой и Малый Узень, Иргиз, Каралык, Баланда, города и поселки Балаково, Аркадак, Турки, Малыковка (ныне Вольск), Базарный Карабулак, Балтай, с. Мечетное (ныне Пугачев) и т.д. Наряду с тюркскими, в Укеке использовались финно-угорские и древнерусский языки. Судя по надписям на керамике, бронзовых зеркалах и других изделиях, в Укеке, как и в целом в Золотой Орде, были хорошо известны арабский и персидский языки.

Северная ханская столица

Как известно, еще с VIII в. народы тюркской языковой группы один за другим начали принимать ислам, отдавая ему предпочтение в силу сложившихся религиозных традиций единобожия в форме тенгрианства. Официально на берегах Волги мусульманская религия утвердилась с 922 г. в Поволжском государстве Волжская Булгария, проникнув сюда из Средней Азии вместе с торговцами и купцами. На следующей ветке истории принятие ислама Золотой Ордой при хане Узбеке в XIV в. стало, пожалуй, ключевым этапом, определившим дальнейшую форму исповедания религии для всех тюркских этносов, проживающих на территории между Уралом и Волгой. Город Укек, значительная часть жителей которого к середине XIV в. исповедовала ислам, конечно же, относился к типу восточных городов, присущих мусульманской культуре, с мечетями, медресе, общественными банями, караван-сараями и ремесленными мастерскими. И это несмотря на наличие здесь, впрочем, как и в других золотоордынских городах, кварталов жителей русской и армянской национальностей, исповедовавших христианство, а также последователей шаманизма, которого придерживалась монгольская верхушка. Последнее, пожалуй, было преимуществом, нежели источником проблем, поскольку обеспечение гарантии безопасности жизнедеятельности, свободы вероисповедания для немусульманских народов являлось одним из базовых принципов ислама, определенных еще во времена пророка Мухаммада (мир ему).

Схематический план Увекского городища. В начале ХХ века близ Саратова проводились широкие археологические исследования и разведочные работы. Фото историк.рф

Объединение усилий и стремлений полиэтнического Укека в повышении благосостояния горожан достигло своего апогея в годы утверждения и распространения норм ислама в рамках института золотоордынского, условно — татарского, государства в первой половине XIV века. Вплоть до 70-х гг. этого века в Укеке чеканилась собственная монета, что свидетельствовало о важном политическом значении города. Укек в определенное время являлся северной столицей, или резиденцией ханов, до перенесения ее в г. Наровчат (Мокша) (располагался на территории современной Пензенской области), где хан Узбек в 1312 г. официально объявил о принятии государством ислама.

Поработать и заработать на истории

Сегодня вопросы исторической преемственности Укека и Саратова вызывают немало оживленных споров. Но самое ценное — духовное наследие многонационального Саратова, переданное нам предками, культура диалога между представителями различных цивилизаций, традиции межконфессионального взаимоуважения, многовековой бесценный опыт взаимопонимания между носителями различных ментальностей и обычаев, столетиями складывавшиеся на берегах Волги. Умение договариваться, созидать во благо будущих поколений, поступать согласно нормам традиционных религий, действовать в лоне существующих государственных правил — это то, что во все времена являлось залогом процветания страны.

В конце XIV в. города Укека не стало, хотя, согласно мнению некоторых исследователей, в XV веке он продолжал существовать в виде небольшого поселения. Как бы то ни было, располагавшийся на одной территории с Саратовом, близкий к последнему по своим функциональным и символическим характеристикам, Укек продолжает сегодня поражать воображение людей своим масштабом, красотой, благоустройством, своей прекрасной и трагической судьбой!

Источник : https://realnoevremya.ru/articles/75890-istoriya-zabytoy-severnoy-stolicy-ordynskih-hanov

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Аноним сентября 11 21:33:

    Что такое саратов? Значение и толкование слова saratov, определение термина

    саратов — (упомин. в Хожд. Котова; см. ИОРЯС 15, 4, 292), первонач. был расположен на левом берегу Волги, казах., тат. Sаrаtаu – то же (Радлов 4, 318), калм. Sartu balsn (под влиянием калм. sаr «желтый» и balsn «селение, город») (Рамстедт, KWb. 351). Первонач. из сев. -тюрк. sary «желтый, белый» и tаu «гора»; ср. тат., кыпч., казах. tau, кирг. to, тур., крым. -тат., азерб. dа – то же (Радлов 3, 772, 1140, 1421, 1611). Неприемлемо предположение об ир. происхождении и сравнение с др. -инд. sarati «течет», уже потому, что тогда должно было бы быть ир. h- , а не s- (Фасмер, ZfslPh 15, 104 и сл.; Радлов 3, 772; Гераклитов, Саратов, 1919 г.); см. IJb. 8, 235, вопреки Мадуеву (Сб. Со болевскому 401 и сл.). Неверно также сравнение Мадуева с рум. Sarata и названием реки Seret.

    Как не прискорбно господа « татары» слово саратау ни какого отношения к приволжским «татарам» не имеет.

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Рим (не древний) сентября 12 2:32:

    Цитата:

    #1 Аноним сентября 11 21:33: Как не прискорбно господа « татары» слово саратау

    Как ни прискорбно, господин «Анони__», но с помощью Вашего рукоблудия еще ни один город не был построен. А слюнявить страницы получается и одной рукой?

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Аноним сентября 12 11:52:

    Неучто ты думаешь что ты потомок тех великих ордынцев?!

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 татарник сентября 12 14:28:

    Цитата:

    Аноним сентября 12 11:52:

    Неучто ты думаешь что ты потомок тех великих ордынцев?!

    не по-децки суровая предъява Аноним! Уважуха! Чё скажите, господа татарове? Вопрос-то серьёзный и глубокий.

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 moderator сентября 14 2:48:

    Уважаемые посетители сайта и особенно вы — комментаторы, как самые неравнодушные и активные из всех, кто хочет блага и мира своему народу и всем народам Башкортостана и сопредельных стран тюркского мира.

    Имейте уважение не только к мнению оппонентов, но и к своему собственному: Если хотите, чтобы читали ваши не какие-то абстрактные словеса, а именно чтобы все читающие поняли ВАШУ МЫСЛЬ, прошу вас внимательно набирайте текст, соблюдайте пунктуацию, акцентацию и самое простое и доступное — правильно пользуйтесь фунцией цитирования (синенькие буквы) поста или комментария полностью или же маленькой цитаты из них. Согласитесь, во многих комментариях трудно понять, где сам коммент, а где цитата, которую хотят похвалить (поругать).

    Всё до неприличия просто — внимательно читайте синенькие буквы

    Цитата:

    Цитировать выделенный текст

    , и прочая прочая. Чтобы как-то адаптироваться можете один и тот же комментарий написать несколько раз как черновик. Укажите позже, какой из комментов оставить, а какой удалить.

    Умоляю, не бойтесь ошибиться в набирании букофф, а бойтесь быть НЕПРАВИЛЬНО ПОНЯТЫМИ. С наилучшими пожеланиями и надеждами ваш страшный и ужасный модератор.

    Цитировать этот комментарий
  6. #6 татар сентября 14 14:17:

    Цитата:

    Цитата:

    Аноним сентября 12 11:52:

    Неучто ты думаешь что ты потомок тех великих ордынцев?!

    не по-децки суровая предъява Аноним! Уважуха! Чё скажите, господа татарове? Вопрос-то серьёзный и глубокий.

    Если считать что по мновению волшебной палочки все ордынцы вдруг исчезли, а на их место заселились переселенцы с Марса, то конечно татары это потомки марсиан. Если же походить по старым кладбищам, и почитать отчеты археологов по раскопкам древних городов и мест захоронений, то получается что татары это потомки ордынцев, и не только татары.

    Цитировать этот комментарий
  7. #7 татар сентября 14 15:02:

    Цитата:

    Как не прискорбно господа « татары» слово саратау ни какого отношения к приволжским «татарам» не имеет.

    ЗЫ! Как то странно получается — ордынцы основали эти города, а население орды — татары и не только татары не имеют отношение к этим городам? В самом Саратове в краеведческом музее показаны документы архиологов и описаны годы основания и кем основаны и первое население этого города, где четко написано — татары. Был в краеведческих музеях Хаджи Тархана (Астрахани) и Сары Су (Царицын — Волгоград), то же самое — основное древнее население татары.

    Цитировать этот комментарий
  8. #8 Аноним сентября 15 22:54:

    Цитата:

    где четко написано — татары

    Да, только это Крымские татары, которые вам далеко не родня.

    Цитировать этот комментарий
  9. #9 Кунак сентября 18 17:11:

    Цитата:

    Цитата:

    где четко написано — татары

    Да, только это Крымские татары, которые вам далеко не родня.

    К чему же крымцам везти усопших на арбах, телегах в такую даль. Похоронят в Крыму, и не обязательно на полу острове, можно ив принадлежащих степях. Крымское ханство всегда стремится отделится от ЗО Отношения были натянутые. (хан Мамай иЗО)

    Цитировать этот комментарий
  10. #10 Кунак сентября 18 17:15:

    Цитата:

    Цитата:

    где четко написано — татары

    Да, только это Крымские татары, которые вам далеко не родня.

    К чему же крымцам везти усопших на арбах, телегах в такую даль. Похоронят в Крыму, и не обязательно на полу острове, можно ив принадлежащих степях. Крымское ханство всегда стремится отделится от ЗО Отношения были натянутые. (хан Мамай иЗО)

    Да, по обычаю, у мусульман покойника стараются хоронить в первой половине дня. Максимум в течении суток. До Сары-тау не успеют.

    Цитировать этот комментарий
  11. #11 татар сентября 18 19:29:

    Цитата:

    Да, только это Крымские татары, которые вам далеко не родня.

    Анонимчик. Почему это не родня? Родня. Татары Ногая это те же татары Золотой Орды. У них даже роды совпадают. Только они там помешались и стали шоколадными зайчиками, а мы тут стали шоколад со сливками, но основа то одна — шоколад.

    Цитировать этот комментарий
  12. #12 Аноним сентября 20 17:52:

    А менталитет, или ты хочешь сказать сливочным татарам палец в рот не клади, типа перевернут все верх дном если что то не по ихнему?

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2017.