Татарская трибуна » Архив » 26 апреля исполняется 130 лет со дня рождения Габдуллы Тукая

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

26 апреля исполняется 130 лет со дня рождения Габдуллы Тукая

26 апреля исполняется 130 лет со дня рождения Габдуллы Тука́я – татарского народного поэта, литературного критика, публициста, общественного деятеля и переводчика.

Габдулла ТукайГабдулла Тукай (Габдулладжан Тукаев) родился 26 апреля 1886 года в деревне Кушлауч Казанской губернии (ныне Тукаевский район Республики Татарстан). Род Тукаевых, по преданию, насчитывал семь поколений мулл. Детство будущего поэта нельзя назвать счастливым. Отец – простой мулла – умер, когда мальчику не было пяти месяцев. Позднее мать, оставив трехлетнего мальчика на воспитание, переехала с новым мужем в другую деревню. Через некоторое время она забрала малыша к себе, но счастье длилось недолго: мальчику не было четырех лет, когда мама умерла, и он остался круглым сиротой. Отчим отправил его в деревню Училе, к дедушке – отцу матери, у которого и без внука было шестеро детей. Так началась его горькая жизнь «в людях». Габдулле пришлось называть мамой чужих женщин. В многодетной и полуголодной семье деда Габдулла оказался лишним ртом. И дед отправил внука в Казань. Посадил мальчика ямщику в сани и отправил в неведомый путь.

В Казани, на Сенном базаре, ямщик ходил по толпе и предлагал его на усыновление. Так Габдулла оказался в доме ремесленника Ново-Татарской слободы Мухаммедвали. В его семье впервые улыбнулось мальчику счастье. Однако вскоре грянула беда: новые родители заболели и потому решили вернуть сироту в деревню к деду. Деду вскоре удалось отдать Габдуллу в семью Сагди – крестьянину из соседней деревни Кырлай.

В 1892—1895 годах Габдулла жил в семье Сагди, где не знали нужды в куске хлеба. Здесь Габдулла начал приобщаться к крестьянскому труду. Именно в кырлайский период он впервые осознал чувство любви к народу и родной земле. Здесь, в Кырлае Габдулла начал учиться читать и писать. «Деревня Кырлай открыла мне глаза на жизнь», – писал поэт в своих воспоминаниях («Что я помню о себе», 1909). Впечатления кырлайской поры оставили в его творчестве неизгладимый след.

В дальнейшем детство Габдуллы продолжалось в городе Уральске в семье тети. Здесь его отдали на обучение в медресе «Муты́гия» прогрессивно настроенной семьи меценатов Тухватуллиных. Проявляя интерес к учебе, он посещал русский класс, тянулся к знаниям, и в учебе проявилась его большая природная одаренность. Уже к 16 годам сформировались основные убеждения и черты поэта. Биография Габдуллы Тукая подтверждает, что юноша был очень образованным: хорошо знал европейскую, русскую, восточную культуры, несколько языков и много сказок, которые интересно рассказывал. У него был хороший слух, и он неплохо пел, хотя его голос не был особенно красивым, однако юноша умел приукрасить нотки мелодии.

В этот же период он увлекается поэзией Пушкина и Лермонтова, переводит на татарский язык басни Крылова и предлагает их к изданию. Первые литературные произведения Тукая частично сохранились в журнале «Аль-Гаср аль-джадид» за 1904 год. Его первой работой в поэзии был перевод стихотворения А.Кольцова «Что ты спишь, мужичок?», опубликованный в 1905 году под названием «Сон мужика».

После революции 1905 года в Уральске появились первые татарские газеты и журналы «Фике́р» (Мысль), «Аль-гаср аль-джадид» (Новый век), «Укла́р» (Стрелы). Тукай сотрудничает в них, публикует свои стихи и выступает с многочисленными статьями на темы, поднятые революцией; одновременно он участвует в многочисленных городских демонстрациях.

В начале 1907 года Тукай покидает медресе «Муты́гия» и начинается его «вольная жизнь». Июньский переворот 1907 года означал решительное наступление реакции на демократию. Боевым откликом на это было тукаевское стихотворение «Не уйдём!», в ярких строках которого прозвучал голос борца, зовущего до конца стоять за честь Родины и демократии. Такие поэмы Тукая, как «Шурале», «Пара лошадей», «Родной земле», написанные одновременно с «Не уйдём!», были посвящены теме Родины.

Осенью 1907 года Тукай приезжает в Казань, чтобы посвятить себя творчеству. Здесь он быстро входит в литературные круги и сближается с молодежью, группировавшейся вокруг газеты «Аль-Ислах» («Реформа»), которая выходила по инициативе писателя Ф. Амирхана и являлась одним из самых прогрессивных печатных органов. Казань стала временем расцвета его таланта, временем его человеческой зрелости, временем его славы. Здесь он состоялся как поэт, как журналист, как общественный деятель.

Все свои творческие возможности Тукай в этот период посвящает сатирико-юмористическим журналам «Яшен» («Молния»), «Ялт-юлт» («Зарница»).

К 1908 году в творчестве Тукая возникает целый цикл поэтических и очерково-публицистических произведений. Такие его стихотворения, как «Осенние ветры», «Гнёт», «Дача», «Чего не хватает сельскому люду?», «Надежды народа…», его близкая дружба с Хусаином Ямашевым и стихотворение, посвященное его памяти — «Светлой памяти Хусаина», свидетельствуют о том, что поэт питал искреннее сочувствие к своим современникам — борцам за народное дело и благоговел перед их неподкупной человеческой совестью и духовным благородством. Стихотворения «Светлой памяти Хусаина» и «Татарская молодежь» пронизаны чувством исторического оптимизма.

Творчество Тукая охватывает много разных жанров. За период 1909—1910 годов писатель создал сто стихотворений, две сказки, очерк в автобиографическом стиле «Что я помню о себе», статью о татарском творчестве, 30 рецензий и фельетонов, опубликовал 12 книг. Много лет Тукай собирал народные песни. В 1910 году писатель опубликовал некоторые собранные песни в книге «Национальные мелодии».

В то же время Тукай начал сочинять поэзию и прозу для детей: поэмы «Коза и баран», «Шурале», «Су анасы», «Кисек баш», стихи для детей, примерно 100 переводных басен он создал за пять лет. Большое место в литературе имели произведения «Призыв к труду», поэма «Шурале» и «Веселые странички», написанные по мотивам народных сказок. Тукай создал 2 хрестоматии по татарской литературе для школы. Поэта признали основоположником татарской литературы для детей.

Тукай также считается одним из основоположников татарского языка, он один из первых написал о его выдающейся роли: Родной язык — святой язык, отца и матери язык. Как ты прекрасен! Целый мир в твоем богатстве я постиг!
Качая колыбель, тебя мне в песне открывала мать. И сказки бабушки я научился понимать.
Родной язык, с тобою смело шел я вдаль, ты радость возвышал мою, ты просветлял мою печаль.
Родной язык, с тобой вдвоем я в первый раз молил Творца: " О боже, мать мою прости, прости меня, прости отца"

Большинство его стихотворений и путевых очерков, опубликованных в 1911—1912 годах, написаны под впечатлением посещения им деревень Заказанья — своей малой Родины. Несмотря на резкое ухудшение здоровья, в этот период он совершает путешествия, имевшие для него большое значение.

В начале мая 1911 года Тукай пароходом приезжает в Астрахань, по пути знакомясь с жизнью Поволжья («Дача», очерк «Маленькое путешествие»). Здесь Тукай остаётся в гостях у своего друга поэта Сагита Рамиева. В Астрахани он встречается с азербайджанским общественным деятелем и писателем Нариманом Наримановым, сосланным туда за революционную деятельность. Весной 1912 года Тукай решается на более значительное путешествие по маршруту Казань — Уфа — Петербург. В Уфе он встречается с М. Гафури. Эта встреча оставляет глубокий след в жизни обоих народных писателей, укрепляет их симпатии друг к другу. В Петербурге его ждет встреча с Муллануром Вахитовым, впоследствии видным революционером. Затем через Троицк и казахскую степь, куда он ездил пить кумыс в надежде поправить здоровье, Тукай возвращается в Казань.

Несмотря на плохое самочувствие, он работает в типографии, дыша воздухом насыщенным свинцовыми испарениями, и продолжает писать. В начале 1913 года здоровье Тукая резко ухудшилось. Однако писать он не перестает. Произведения последних месяцев жизни поэта еще полнее раскрывают его как великого патриота, гражданина, глубоко осмысливающего исторические судьбы родины.

Отправляясь из номеров «Амур», где жил Тукай в апреле 1913 года, в Клячкинскую больницу он сознает, что для него это – последнее «путешествие».

2 (15) апреля 1913 года в 20 часов 15 минут Габдуллы Тукая не стало, как писал Горький, «от голода и чахотки». «Татары в лице Тукаева потеряли величайшего национального поэта», — писали казанские газеты. Он умер, прожив неполные двадцать семь лет.

Габдулла Тукай был похоронен в Казани на Татарском кладбище Ново-татарской слободы.

Поэт навсегда останется жить в благодарной памяти народа, ведь значение Габдуллы Тукая для татарского народа огромно. Он выполнил в своей культуре ту же историческую миссию, что и Пушкин в русской культуре, Шевченко — в украинской, Абай — в казахской.

Произведения Тукая большими тиражами издаются на русском и многих других национальных языках страны. Поэт продолжает жить вместе со своим народом, вместе с народами всей многонациональной России. Его путь, путь к бессмертию и славе продолжается…

В память о великом поэте названы площади и улицы, станции метро в Казани, других городах РФ, Казахстане, Узбекистане, Турции.

  Памятники поэту установлены:
  *памятник в сквере Тукая;
   *на ул.Театральной у театра оперы и балета;
   * на могиле поэта на старом Татарском кладбище в Казани;

 

    *в ряде других городов и сёл Татарстана — памятники и бюсты;
     *на Звери́нской улице неподалёку от бывшей татарской слободы в Санкт-Петербурге;
   *в сквере детско-юношеской библиотеки им. Х. Есенжанова в Уральске;
   *в сквере на перекрёстке улицы Новокузнецкая и Малого Татарского переулка (Замоскворечье) в Москве;
  
*на улице Тукая в Анкаре;
   *в сквере им. Габдуллы Тукая на ул. Адмирала Нахимова/Александрова в Астрахани.

Открыты музеи Габдуллы Тукая:
Литературный музей в Казани;
Отдел Национального музея Республики Татарстан в Казани;
Литературно-мемориальный комплекс — в селе Новый Кырлай Арского района Татарстана;
музей Габдуллы Тукая в Уральске (Казахстан).

В честь поэта назван один из районов Республики Татарстан.

Имя поэта присвоено Татарской государственной филармонии в Казани и другим организациям. Государственная премия в области искусства Татарстана также названа в честь Тукая.

В странах-участницах Международной организации тюркской культуры (ТЮРКСОЙ) 2011 год был объявлен «Годом Тукая».

В Казани в честь Тукая проводятся ежегодные праздники: в день рождения поэта — у памятника на Театральной улице и в день Республики (30 августа) — у памятника в сквере Тукая.

Существует круизный теплоход проекта 305м, курсирующий по рекам Волго-Камского бассейна, носящий имя «Поэт Габдулла Тукай».

Источник: http://www.kstu.ru/article.jsp?id=1821&id_e=74066

 

И еще на эту тему

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2017.