Татарская трибуна » Архив » Такое вот кино…

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Такое вот кино...

  Кино – прекрасное средство донесения каких-либо сообщений. Порой фильмы даже подменяют реальность. В Британии, например, согласно данным соцопросов, 27 процентов населения верят в Робин Гуда, пять процентов – в Конана-варвара, а три убеждены в том, что битва при Хельмовой Пади («Властелин колец») – реальное событие.

Иначе говоря, крупные игроки рынка кинопроизводства и проката могут в значительной степени воздействовать на общественное сознание. Сможет ли когда-либо татарское кино влиять на умонастроения в обществе? Об этом мы поговорили с актером театра имени Галиаскара Камала и кинопродюсером Рамилем Тухватуллиным (на данный момент он также является начальником отдела культуры и развития языков народов РТ Кабмина Татарстана – прим. “еТатар”).

— Рамиль, как ты оцениваешь состояние кино в Татарстане?
- Лучше, чем раньше. В СССР нам, как автономной республике, не давали развивать игровое кино. После 1927 года, когда появился фильм «Булат Батыр» – был провал до самого конца ХХ века. Потом мне удалось снять фильм «Упкын».

Мы, творческая группа фонда «Татарстан Синема», делаем первые шаги. Они, на мой взгляд, логичные. Все дело упирается в деньги, в привлечение внимания со стороны тех, кто ими владеет.

— Реально ли снять в Казани фильм, который будет достойным и по содержанию, и по продажам?
- Конечно. Есть определенные правила, которых должны придерживаться профессионалы. Это – хороший сценарий, качественная техническая база, специалисты и звезды. Надо привлекать актеров-этнических татар. Мы налаживаем сотрудничество с Сергеем Шакуровым, Чулпан Хаматовой, теми, чьи имена звучат и что-то значат для зрителей. Я уверен, что такое «творческое легионерство» поможет татарскому кино заявить о себе.

Вообще, ничего особенного в достижении так называемого «московского уровня» нет. Мало кто знает, что во многих российских фильмах, включая оба «Дозора», спецэффекты делали наши, казанские ребята. Здесь у нас и сил, и мозгов хватает. То же самое в мультипликации. Мы сейчас выпустили мультфильм, «Ана бэйрэме», нам помогают, слава Аллаху, приобрести специализированное оборудование, аналогов в России которому всего три.

Кино должно себя окупать и позволять деятелям искусства не зависеть от государства. Пока в Татарстане такого примера нет, но мы пытаемся сделать именно это. Готовимся к съемкам нового фильма. Сценарий практически завершен. Идея фильма, рабочее название которого «Аритмия» (в итоге название вышедшего фильма – “Дилемма” – прим. “еТатар”) – очень философская, злободневная, общечеловеческая. Главной героиней будет девушка 16 лет, которой передался с генами от предков страх высоты и среды. Надеюсь, мы сможем снять качественный фильм. Впервые в истории татарстанского кино составлен подробный бизнес-план, маркетологи изучили рынок. Мы просчитали возможную прибыль, дистрибьюцию, прокат и так далее – все параметры рынка.

— Неужели в Казани есть потенциал, чтобы снять достойное кино?
- Да, есть, хотя и не во всем. Мы привлекаем разных специалистов, сценарий, например, нам помогают составить ученики Адельши Агишева (руководитель сценарной мастерской во ВГИКе, профессор, бывший председатель Московской Гильдии сценаристов – И.С.). Они способны насадить наш креатив на профессиональный каркас фильма. То же и по поводу оборудования. Если его нет, значит, возьмем в аренду в Москве, привлечем специалистов. Мое кредо – добиваться во всем профессионализма.

— А кто поддерживает твои начинания?
- Правительство и лично премьер-министр (на тот момент Рустам Минниханов – прим. “еТатар”). Наш фонд «Татарстан Синема» – организация общественная, ей помогает ряд спонсоров, которым не чужда судьба татарстанского кино. Мы можем принимать и государственные заказы, но основная цель – выйти на рынок. И российский, и европейский. Чтобы это сделать, нужен высококачественный художественный продукт. Конечно, мы вынуждены просить.

— Ты лично хотел бы снимать идейное или коммерческое кино?
- Я совмещаю. Наша картина «Зулейха» (фильм о насильственной христианизации в Казанской губернии – МТ) многих шокировала. Она снималась с претензией на коммерческий успех. Фильм вызвал сильный шум и интерес, споры. Но я понял, что надо менять стилистику, где-то, наверное, использовать эзопов язык. Весь мир кино так работает: режиссеры и сценаристы оставляют какую-то недосказанность, тайну. Если все разжевать и положить зрителю в рот – это уже неинтересно. Поэтому в новом проекте мы пытаемся как раз совместить идею и экшн. Просто голый экшн – это не искусство. Истины должны остаться неизменными, а технологии их подачи стать суперсовременными.

Канал Russia Today предложил мне снимать кино этнической направленности. Но это уже не игровое кино, тут надо больше углубляться в историю. А она имеет разные аспекты. Как провести грань между патриотизмом и национализмом? «Взятие Казани» Эйзенштейна рассматривалось как патриотический фильм. Но если я сниму «Оборону Казани», она сразу попадет в категорию националистического кино!

Тем не менее, в нашем новом фильме обязательно будут татарские мотивы.

— Каким ты видишь будущее татарского кино через десять лет?
- Если наша команда в «Татарстан Синема» будет жива и здорова, то мы сможем выполнить нашу сверхзадачу и выйти в течение пяти лет (то есть в 2011 году – прим. “еТатар”) на зарубежные рынки. Наше кино к этому времени будет конкурентоспособным и в Европе. Я уверен, что бизнес, в том числе московский и зарубежный, почувствует в татарском кино источник прибыли и начнет серьезные вложения.

Сейчас у нас большие сложности в плане проката. Практически все кинотеатры сейчас работают через Москву. Она, как спрут, опутала сетями всю Россию. Это, в принципе, нормально, прагматично. Но, чтобы показать свой фильм, нужно действовать через столицу, иметь федеральную рекламу для продвижения. (Хотя уже сейчас можно смотреть фильмы онлайн в хорошем качестве, для татарстанского кино это пока будущее. – прим. ред.)

Я бы хотел, чтобы через десять лет у нас было несколько центров, которые снимали бы кино. Да, у нас что-то делается, но нет логического завершения в виде полного зрительного зала. Если будет такая же пассивность, как сейчас, со стороны инвесторов, то этого и не произойдет. У нас есть талантливые ребята с классным образованием, которые не могут себя реализовать, потому что нет денег на съемки. Конечно, можно доставать средства и через зарубежные фонды, гранты, но очень тяжело представить, что так можно развить наше кино. На данный момент это сложнее всего – выбить деньги, доказать значимость твоего проекта. У меня, слава Аллаху, это пока получается, но на это уходит 90 процентов моей энергии! Но пока мне все удается делать благодаря моему личному потенциалу и отношениям с различными людьми. Может, в начале оно так и должно быть (улыбается).

В будущее татарского кино я верю еще и потому, что Татарстан развивается очень бурно. Ген народа выжил, он у нас очень самостоятельный и талантливый. Это не только о татарах, а вообще о людях, которые здесь живут. У нас супербудущее, при благоприятном стечении обстоятельств. Я уверен, что у нас созревает новое поколение, которое оставит свой светлый след.
Ильшат Саетов

Источник: http://etatar.ru/top/38267

И еще на эту тему

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2018.