Татарская трибуна » Архив » Дождемся ли?

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Дождемся ли?

Кинобытие

На днях прочитал в «Звезде Поволжья» интервью с режиссером Фаридом Давлетшиным, а также письмо к премьеру от кинопродюсера Светланы Бухараевой. Фарид Давлетшин на правильном пути и не дожидается финансирования от татарстанского руководства в отличие от Светланы Бухараевой. Поэтому начал снимать свои недорогие фильмы («Собака») на цифры (фотоаппарат «Сапоп 5D Магк 2»), которые по качеству ничуть не уступают требованиям кинематографического искусства. Такой фотоаппарат стоит сейчас всего 70000 рублей. Теперь проблема в том, чтобы снятые им фильмы приобрели кинобытие (если кинолента лежит на полке, то она не бытийствует!). В современной ситуации кинобытие возможно только либо благодаря показу этих фильмов по ТВ (ведущим, кабельным каналам и т.п.), либо по Интернету.

Истинное же кинобытие — это успех, когда рождается массовый спрос на это кино без искусственной рекламы и навязывания этого кинопродукта зрителям. Существует и финансовый критерий оценки кинобытия (кассовый сбор после кинопроката), но этот критерий в настоящее время, в условиях власти Интернета и телевидения, перестает работать. Поэтому режиссеру Фариду Давлетшину не стоит бояться размещения своей киноленты на сайтах типа интернет-кинотеатров, каковых сейчас множество. Именно там он получит истинную оценку своему фильму и то самое кинобытие своих картин, о которых мечтает. Если же в Интернете частота просмотров будет относительно низкой и не произойдет постепенного роста этого показателя, то это и будет объективной оценкой того, что представляет собой это кино. Кроме того, существует рынок продаж DVD. Это тоже показатель успеха и доход.
Если же все-таки режиссеру Фариду Давлетшину очень желается снимать кино на «Кодак» с перспективой российского и мирового кинопроката, то ему нужно работать с кинопродюсерами, не зависящими от государственных управленцев, имеющими устойчивые финансовые позиции, позволяющими брать на себя риск от провала кинопроката. Таковые у нас имеются в кинопродюсерском центре «Мосфильма». Эти профессионалы изучат сценарий и сделают объективную киномаркетинговую оценку предстоящего фильма. Поэтому вешать на плечи народа эти расходы или на госбюджет нашей республики не совсем корректно. А вот кинопродюсеры, имея свои предпринимательские мотивации, пусть рискуют. Именно поэтому, видимо, руководство Республики Татарстан не рискует отдавать свои бюджетные деньги на дорогие единичные кинопроекты, которые, согласно местным киноэкспертам, вряд ли окупятся (как «Ак Барс», «Рубин», «УНИКС» и др.). Тем более что есть уже негативный опыт с «Теплыми ветрами Булгар». Эти ветры так и не подули на кинозрителей.
Есть, конечно, не экономические, а политические аргументы за развитие татарского кино (имидж Татарстана, идея суверенитета и т.п.), но поезд истории ушел, и мы не успели запрыгнуть даже в его последний вагон. Хотя ранее была возможность развивать свое татарское суверенное кино. Просто так надувать имидж Татарстана, без всякой экономической пользы, с каких-то пор стало неэффективно. А примером эффективного вложения в кино является известный в мире режиссер Милаш Форман, который снял свой фильм «Пролетая над гнездом кукушки» за 1 миллион долларов, которые взял в долг у своей родной супруги. Прибыль от фильма составила 15 миллионов. Форман знал, на что делает ставку. Поэтому, уважаемые Фарид Давлетшин и Светлана Бухараева, берите на себя полную финансовую ответственность в форме банковского кредита (закладывайте свою недвижимость) и делайте ставки на кино, если уверены, что фильм, на который вы ставите, принесет прибыль. А если не уверены, то, видимо, не стоит делать из бюджетных денег (народа) козлов отпущения. Это безнравственно. У меня тоже есть короткометражный художественный фильм «Личина» (2002), снятый в жанре психоаналитических расследований. Фильм был снят на мои деньги (малобюджетный фильм — всего 50000 рублей), но он себя благодаря рынку DVD окупился 8 раз. Режиссером был я сам, оператором — экс-председатель Союза кинематографистов Татарстана Юрий Гвоздь. Он имеет относительно хороший рейтинг (можете проверить в Интернете) и продолжает себя окупать. Поэтому мне бы хотелось узнать, хотя бы на рынке DVD отснятые уже фильмы в Татарстане имеют ли какую-то прибыль? Если нет, то у данных лиц нет основания просить денег у премьера!
В настоящее время в республике бродит призрак создания Татарстанской киностудии. Прежде чем это реализовать, необходимо четко сформулировать концепцию этой киностудии. Мой диалог с руководителем киноконцерна «Мосфильм» Кареном Шахназаровым, который опубликован в Интернете (и др. СМИ), показал, что он пессимистично настроен о развитии кино. Кинопавильоны «Мосфильма» пустуют и сдаются в аренду телевизионщикам. Большинству кинокомпаний выгоднее самим организовывать киностудии, беря в аренду амбары и цеха закрытых заводов Москвы. Почему-то вспомнилось высказывание Лидии Федосеевой-Шукшиной на седьмом кинофестивале мусульманского кино: «А что это у вас кинофестивали в универмаге проходят?». Не важно, где проходят и где снимаются, главное, чтобы был кинозритель!
Одно спасение — построить в республике татарский Голливуд, только, вероятнее всего, он уже никакого отношения к нашей нации не будет иметь, как и предстоящая Универсиада.

Рамиль Гарифуллин,
доцент, кандидат психологических наук, директор кинокомпании «Фрейд»

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Кадерле августа 8 11:13:

    Главное, по моему, все таки, чтобы был не просто зритель, а татарский зритель, еще не успевший ассимилироваться... Но сегодня кем то всё делается для того, чтобы гарифуллины и давлетшины не успели начать снимать истинно татарские художественные фильмы, которые бы помогли удержать нас татар от массовой ассимилияции...

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2018.