Татарская трибуна » Архив » Мажит Гафури — башкир?

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Мажит Гафури — башкир?

«Наконец-то в Уфе появится хоть один стоячий башкир!»

Сегодня в Министерстве культуры Башкирии подвели итоги конкурса на лучшие проекты памятников народному поэту республики Мустаю Кариму и народному артисту СССР Арслану Мубарякову.

Памятник отцу планировали установить ещё в 2007 году, к празднованию 450-летия присоединения Башкирии к России, но этого не произошло, — рассказывает дочь М. Карима Альфия Мустаевна. – Вообще ставить скульптуры людям, которых хорошо помнят современники – дело непростое: все начинают искать прежде всего портретное сходство. Возможно, поэтому дело затянулось. Несколько лет назад на боковой аллее в сквере у Дома профсоюзов заложили камень как символ будущего памятника. Но это место — так называемая собачья площадка — совершенно нас не устраивало, оно стало бы оскорблением памяти отца. После смены власти в республике мнение членов семьи, наконец, услышали – выбрали место в центре сквера. Ускорилось и решение вопроса с отбором работ.

В числе других свой проект выдвинул и скульптор Хабиб Хабибрахманов — автор памятника композитору Загиру Исмагилову, встреченного общественностью и родными Загира Гариповича, мягко говоря, без восторга. Образ М. Карима, предложенный Хабибрахмановым, оказался странно похожим на предыдущую работу, разве что курай в руках композитора заменён на стопку книг, на которую опирается поэт.

В итоге комиссия проголосовали за проект московского скульптора Андрея Ковальчука, изобразившего Мустафу Сафича в полный рост.

— Наконец-то в Уфе появится хоть один стоячий башкир! – воскликнул один из членов комиссии. – Мажит Гафури сидит, Исмагилов сидит, батыр у здания Курултая – тоже…

Практически полное единодушие комиссии вызвал эскиз памятника народному артисту СССР Арслану Мубарякову, предложенный уфимским скульптором Владимиром Дворником.

– В фигуре отца переданы творческий порыв, стремление к свободе, бунтарский дух, боль за свой народ, — сказала дочь А. Мубарякова, народная артистка СССР Гюлли Арслановна. – В этом многоплановом образе словно воплощены все его роли. Прежние проекты были исполнены в какой-то модернистской манере, что совершенно неприемлемо в данном случае. А этой работой я довольна.

Бронзовую фигуру А. Мубарякова воздвигнут в парке им. Ленина, недалеко от театра, где он служил. Оба памятника планируется установить к следующему лету.

Фото автора.

Светлана ИСТОМИНА Башкирское региональное приложение к газете «Аргументы недели»

Комментарии

  1. #1 Башаров 5 октября 0:04:

    То, что большинство башкирских деятелей культуры (и не только культуры) были татарами по происхождению и стали башкирами по профессии — давно известный факт.

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Анвар 5 октября 23:31:

    Ну, если даже в советское время в официальной биографии писалось «классик башкирской и татарской литературы» комментарии излишни. Ни один этнический башкир еще не записан татарским деятелем.

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 ТАТышлинец 8 октября 23:09:

    Я, как земляк, лично был знаком с Ангамом Атнабаевым. Если кто не помнит, в 80-90 годы и раньше 50 процентов репертуаров башкирских театров составляли его пъесы. Ангам — абый никогда публично не разговаривал по башкирски. К этому он относился щепетильно — всегда говорил даже на башкирском тв строго на литературно татарском., не хотел обижать нас, Татышлинцев. Скажем так — Ангам абый — это Гафури наших дней.

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 фикер 9 октября 22:16:

    Надо обратиться к стихам самого М. Гафури. 1905нче ел, Алмашыну: соңгы 4 юллыгын китерәм.

    Караңгы бары бетеп, таңнар атар,

    Нисәбәпле безнең халык гафил ятар?

    Һәрничек гафил яту ярамас, дип,

    шигыр язды Габделмәҗит — ибне татар.

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 Нияз 20 октября 10:13:

    Арслан Мөбәрәков — Белорет районыннан, катай. Ә катайларның Үрге Урал. Ханты-Мансидан килгән фин-угыр башкорт-маҗарларга бернинди дә катнашлары юк. Катайлар Монголиянең көньяк-көнбатышында һәм Маньчжуриянең көнчыгышында (Кидань империясе) яшәгәннәр. 13 гасырда Җәбә һәм Сөбедәй гаскәрләре белән Көньяк Уралга килгәннәр. Шуңа күрә дә, Уфада ниһаять бер чын «башкорт»ка һәйкәл куелды дип әйтү — чынбарлыкка туры килми.

    Цитировать этот комментарий
  6. #6 Сувар 21 июня 21:27:

    Де факто татары-сборная солянка, но они хотят быть булгарами. Язык у них от .т. н татаро монгол то есть от благородных предков казахов. Потомки булгар это чуваши. Татары очень закомплексованный народ, вроде тюрки но не тюрки, охотно асссимилируется с русскими, так как, как огня бояться чтоб их не назвали татаром.

    Цитировать этот комментарий
  7. #7 Андрей. 21 июня 21:30:

    «Татары» это прозвище.

    Нет такой национальности.

    Было государство Тартария, но картавые иностранцы исказили до татарии

    вот так и появились татары.

    Цитировать этот комментарий
  8. #8 Cigkad 16 ноября 4:01:

    help writing a paper — paper writing online custom essay writing

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2020.