Татарская трибуна » Архив » Когда кончится этот странный флешмоб?

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Когда кончится этот странный флешмоб?

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ДЕНЬ И РИТУАЛЬНАЯ «ПУРГА»

А зачем, собственно, скрывать? Действительно, в понедельник, 2 сентября, увидел на обычной школьной линейке такое, что не дает спокойно спать. То, что я увидел, меня потрясло. Не потому, что страшно, а потому что непонятно. Когда не понимаешь, что бывает? Правильно, паника. Потому что в такой ситуации нельзя предсказать, что будет дальше, через день, неделю, месяц.

2-сент2013Решил поделиться с вами, как прошла торжественная линейка в обычной хорошей казанской школе. И повод, сценарий, и состав участников, и настроение людей позитивны на все 100. Около 800 детей от 7 до 16 лет, почти сотня (приблизительно) учителей, крохотные первоклашки с букетами цветов, их взволнованные родители, бабушки и дедушки. Некоторых первоклашек провожать в школу пришли по три-четыре любящих родственника. Нарядные одежды, фото- и видеокамеры в огромном количестве, как на кинофестивалях. Наверное, за лето школьники и учителя соскучились по школе, первоклашкам этот день знаний запомнится на всю жизнь, снимки и видеокадры попадут в семейные и государственные архивы и будут доставаться спустя десятилетия и века. Поздравление директора, пожелания учителей и гостей. Речевки и куплеты детишек. Гимн России и Татарстана, негромкие аплодисменты. Песенки и танцы школьной самодеятельности. Большой Буратино, как осенний Дед Мороз, заигрывающий с детьми. Все было отлично.

Правда тексты выступлений были настолько знакомы и выучены за многие годы, что можно закрыть глаза и представить, что ты эту бессмысленную по сути и приятную ритуальную «пургу» слушаешь в рядах семиклассников. В школьных ритуалах и терминологии, в речах и интонациях, в мыслях действующих лиц ничего не меняется. Потому что сценарии и порядок ведения, основные тезисы неизменны, как поурочный план по арифметике, незыблемый во все времена и при любой политической системе.

Подобные речи выступающих и стихи школьников можно было услышать в Кирове, Белгороде или в Подмосковье. А здесь Татарстан, Казань, Вахитовский район, 2013 год, сентябрь месяц. Чтобы заинтересовать, запомниться, нужна какая-то метка, зацепка для памяти, так как ничего кроме звонкого голоса отличников учебы и назидательных слов педагогов здесь не услышишь. Здесь звучало то, что нынешние ребята в интернете называют «много букоф».

Некоторым из них часто попадаются несуразицы жизни, видят и всякие нехорошие дела, хулиганство, пьянство, даже наркоту, безработицу и безденежье, блат. Есть ведь еще личная жизнь, интимные эпизоды, которые ребятам известны и иногда очень даже волнуют. Но приходя в школу второго сентября, они должны абстрагироваться от реальной жизни? А иные, наоборот, уже сейчас видят свою причастность к историческим и великим событиям. Ритуальная трескотня и «пурга» таких детей и родителей вряд ли заинтересовала. Некоторые могли затаить тоску и пессимизм. Или усвоить привычку украшать, привирать, когда выходишь на люди. Одно дело — жизнь, совсем другое — торжественное мероприятие.

После демонтажа советской системы в головах эти незыблемые ценности никуда не ушли. Здания, оформление школы обновляются, но идейные лекала и облегчающие работу шаблоны приемов работы не меняются! Замени в тексте РФ вместо СССР и вперед!

ТОТ САМЫЙ КОМПОНЕНТ

В учебной программе и внеклассной работе есть компонент, привязанный к региону и народной жизни местности, где стоит школьное здание. Оно ведь не висит где-то, не летает над континентами. Или это Москва. Или Амстердам. Или Бугульма. Заглядывая в школы (что бывает редко), я всегда интересуюсь социальным и национальным составом, отражением уклада жизни села, микрорайона, города. Иногда попадаются отличные музеи, яркие колоритные личности из числа одержимых учителей учеников. Выпускники таких школ остаются узнаваемыми, имеющими какой-то духовный заряд. Ах, если бы городские школы не называли бы номерами! Эти цифры обезличивают, убивают уникальность заведения, единственного в мире. Ни одна школа не повторяет другую, потому что в каждой разные ученики и разные учителя.

Если бы школы называли не номерами, а именами, ту, в которую я случайно зашел вместе с родственником, можно было бы назвать «Пифагор». Вернее «Казанский Пифагор», т.к. могут появиться 15 тысяч одноименных школ. Или «Волжский Эйнштейн». В этой школе приоритет — математика, точные науки. Это здорово, конечно. Мне это близко, так как в 9-м классе стал чемпионом своего района по алгебре. Учитель математики Муллахмет Каримов нас с другом Гаязом готовил на мехмат МГУ(!), чьи олимпиадные задачи мы решали успешно, дорожку ему перебежала учительница татарской литературы, которая очаровала поэзией и эстетикой, философией, подтолкнув к гуманитарному творчеству.

То есть ничего против математики и школьных порядков не имею. Когда-то получил первый свой диплом по специальности филолог, татарский и русский язык и литература. Могу преподавать оба языка. Но не стал бы. Знания наверняка устарели. Пятилетний стаж преподавания основ журналистики в КФУ подсказывает, как малоуправляемы и инертны нынешние учащиеся. Непросто работать с ними. И знания, навыки у них другие, не столь крепкие, как принято сейчас. Раньше, наверное, было больше «муштры» и дисциплины. И учителя казались небожителями.

Все равно, пусть не обижаются директора школ, завучи, учителя, штампы школьной жизни потрясают. На той линейке, которая прошла в городе, где жили и работали Лобачевский, Бутлеров, Арбузов, Королев, а так же Баратынский, Горький, Шаляпин, Тукай, Сайдашев, Яруллин, Жиганов, Фешин, Урманче, Джалиль и Такташ (имена татарских классиков не продолжаю, их слишком много). В городе, где рождаются большие самолеты и вертолеты, где прошла Универсиада, дети должны настроиться на особый лад и осознать свою миссию.

Имена великих личностей, их дома, музеи встречаются на каждом шагу. Здесь есть свой Кремль, живет память о потрясающей истории. Отсюда вышли Губайдуллина, Аксенов, Говорухин, здесь начинали Дина Гарипова, Эльмира Калимуллина, многие телезвезды, киноактеры и сильные спортсмены, доступные сознанию современных школьников. Здесь вылупились или встали на ноги известные политики и государственные деятели. Есть с кого брать пример. Может быть, обо всем этом ученикам рассказали на уроке в классе или на внешкольных мероприятиях? Я этому не верю. Потому что на той линейке не было даже намека на местность. Не исключаю, что в школе, заточенной на технические предметы, к гуманитарным предметам относятся свысока, как второстепенному. Хотя математики больше всех врубаются в поэзию, музыку, философию и историю. Если бы я работал в такой школе учителем литературы, особенно татарской, мой статус был бы ниже плинтуса перед коллегами и перед учениками. И вот почему.

НЕЗАБЫВАЕМЫЙ ДЕНЬ И РИТУАЛЬНАЯ «ПУРГА»

А зачем, собственно, скрывать? Действительно, в понедельник, 2 сентября, увидел на обычной школьной линейке такое, что не дает спокойно спать. То, что я увидел, меня потрясло. Не потому, что страшно, а потому что непонятно. Когда не понимаешь, что бывает? Правильно, паника. Потому что в такой ситуации нельзя предсказать, что будет дальше, через день, неделю, месяц.

Решил поделиться с вами, как прошла торжественная линейка в обычной хорошей казанской школе. И повод, сценарий, и состав участников, и настроение людей позитивны на все 100. Около 800 детей от 7 до 16 лет, почти сотня (приблизительно) учителей, крохотные первоклашки с букетами цветов, их взволнованные родители, бабушки и дедушки. Некоторых первоклашек провожать в школу пришли по три-четыре любящих родственника. Нарядные одежды, фото- и видеокамеры в огромном количестве, как на кинофестивалях. Наверное, за лето школьники и учителя соскучились по школе, первоклашкам этот день знаний запомнится на всю жизнь, снимки и видеокадры попадут в семейные и государственные архивы и будут доставаться спустя десятилетия и века. Поздравление директора, пожелания учителей и гостей. Речевки и куплеты детишек. Гимн России и Татарстана, негромкие аплодисменты. Песенки и танцы школьной самодеятельности. Большой Буратино, как осенний Дед Мороз, заигрывающий с детьми. Все было отлично.

Правда тексты выступлений были настолько знакомы и выучены за многие годы, что можно закрыть глаза и представить, что ты эту бессмысленную по сути и приятную ритуальную «пургу» слушаешь в рядах семиклассников. В школьных ритуалах и терминологии, в речах и интонациях, в мыслях действующих лиц ничего не меняется. Потому что сценарии и порядок ведения, основные тезисы неизменны, как поурочный план по арифметике, незыблемый во все времена и при любой политической системе.

Подобные речи выступающих и стихи школьников можно было услышать в Кирове, Белгороде или в Подмосковье. А здесь Татарстан, Казань, Вахитовский район, 2013 год, сентябрь месяц. Чтобы заинтересовать, запомниться, нужна какая-то метка, зацепка для памяти, так как ничего кроме звонкого голоса отличников учебы и назидательных слов педагогов здесь не услышишь. Здесь звучало то, что нынешние ребята в интернете называют «много букоф».

Некоторым из них часто попадаются несуразицы жизни, видят и всякие нехорошие дела, хулиганство, пьянство, даже наркоту, безработицу и безденежье, блат. Есть ведь еще личная жизнь, интимные эпизоды, которые ребятам известны и иногда очень даже волнуют. Но приходя в школу второго сентября, они должны абстрагироваться от реальной жизни? А иные, наоборот, уже сейчас видят свою причастность к историческим и великим событиям. Ритуальная трескотня и «пурга» таких детей и родителей вряд ли заинтересовала. Некоторые могли затаить тоску и пессимизм. Или усвоить привычку украшать, привирать, когда выходишь на люди. Одно дело — жизнь, совсем другое — торжественное мероприятие.

После демонтажа советской системы в головах эти незыблемые ценности никуда не ушли. Здания, оформление школы обновляются, но идейные лекала и облегчающие работу шаблоны приемов работы не меняются! Замени в тексте РФ вместо СССР и вперед!

ТОТ САМЫЙ КОМПОНЕНТ

В учебной программе и внеклассной работе есть компонент, привязанный к региону и народной жизни местности, где стоит школьное здание. Оно ведь не висит где-то, не летает над континентами. Или это Москва. Или Амстердам. Или Бугульма. Заглядывая в школы (что бывает редко), я всегда интересуюсь социальным и национальным составом, отражением уклада жизни села, микрорайона, города. Иногда попадаются отличные музеи, яркие колоритные личности из числа одержимых учителей учеников. Выпускники таких школ остаются узнаваемыми, имеющими какой-то духовный заряд. Ах, если бы городские школы не называли бы номерами! Эти цифры обезличивают, убивают уникальность заведения, единственного в мире. Ни одна школа не повторяет другую, потому что в каждой разные ученики и разные учителя.

Если бы школы называли не номерами, а именами, ту, в которую я случайно зашел вместе с родственником, можно было бы назвать «Пифагор». Вернее «Казанский Пифагор», т.к. могут появиться 15 тысяч одноименных школ. Или «Волжский Эйнштейн». В этой школе приоритет — математика, точные науки. Это здорово, конечно. Мне это близко, так как в 9-м классе стал чемпионом своего района по алгебре. Учитель математики Муллахмет Каримов нас с другом Гаязом готовил на мехмат МГУ(!), чьи олимпиадные задачи мы решали успешно, дорожку ему перебежала учительница татарской литературы, которая очаровала поэзией и эстетикой, философией, подтолкнув к гуманитарному творчеству.

То есть ничего против математики и школьных порядков не имею. Когда-то получил первый свой диплом по специальности филолог, татарский и русский язык и литература. Могу преподавать оба языка. Но не стал бы. Знания наверняка устарели. Пятилетний стаж преподавания основ журналистики в КФУ подсказывает, как малоуправляемы и инертны нынешние учащиеся. Непросто работать с ними. И знания, навыки у них другие, не столь крепкие, как принято сейчас. Раньше, наверное, было больше «муштры» и дисциплины. И учителя казались небожителями.

Все равно, пусть не обижаются директора школ, завучи, учителя, штампы школьной жизни потрясают. На той линейке, которая прошла в городе, где жили и работали Лобачевский, Бутлеров, Арбузов, Королев, а так же Баратынский, Горький, Шаляпин, Тукай, Сайдашев, Яруллин, Жиганов, Фешин, Урманче, Джалиль и Такташ (имена татарских классиков не продолжаю, их слишком много). В городе, где рождаются большие самолеты и вертолеты, где прошла Универсиада, дети должны настроиться на особый лад и осознать свою миссию.

Имена великих личностей, их дома, музеи встречаются на каждом шагу. Здесь есть свой Кремль, живет память о потрясающей истории. Отсюда вышли Губайдуллина, Аксенов, Говорухин, здесь начинали Дина Гарипова, Эльмира Калимуллина, многие телезвезды, киноактеры и сильные спортсмены, доступные сознанию современных школьников. Здесь вылупились или встали на ноги известные политики и государственные деятели. Есть с кого брать пример. Может быть, обо всем этом ученикам рассказали на уроке в классе или на внешкольных мероприятиях? Я этому не верю. Потому что на той линейке не было даже намека на местность. Не исключаю, что в школе, заточенной на технические предметы, к гуманитарным предметам относятся свысока, как второстепенному. Хотя математики больше всех врубаются в поэзию, музыку, философию и историю. Если бы я работал в такой школе учителем литературы, особенно татарской, мой статус был бы ниже плинтуса перед коллегами и перед учениками. И вот почему.

ТОТ САМЫЙ ТАТАРСКИЙ...

Дело в том, что на школьной линейке в течение 50 минут не было произнесено ни одного слова по-татарски! Не прозвучало ни одного татарского имени и фамилии из числа выступающих или их устами. Ни одного стишка, звука, музыкальной ноты, если не считать звучание гимна республики. Уверен, не менее половины детей и родителей имели татарские или нерусские фамилии. Некоторые родители и дедушки мне знакомы, они были сосредоточены, уравновешенны, не протестовали по поводу одноязычия линейки. Может быть, привыкли или думают, что в городе иначе не положено. А, скорее, они обратили внимание, но, поскольку не впервые видят такое, молчали, тем более их дети учатся здесь. Могут назвать националистом. А мне не страшно, вот я и говорю вместо них.

Даже в Омске и Новосибирске, Москве и Праге, на сходах определенного количества моих соплеменников, представители других народов вставляют слово или факт из татарской жизни. Путин в своем выступлении Казани выстреливал целые абзацы по-татарски, Медведев тоже старается не отставать в лингвистической толерантности. Руководитель FISU, зарубежные политики, банкиры, дипломаты, приехав в Казань, украшают свою речь словом или историческим фактом. Хотя бы шутливым упоминанием Чингиз Хана.

Почему так? Потому что Казань взяли 561 год назад и до сих пор ее укрощают? Не согласен. Потому что были петровские времена, царица Екатерина, строительство мечетей, открытие школ, театров, газет с позволения самодержавной власти. Был сталинский режим, хрущевские времена, когда открывались театры, издательства, проводились дни татарской культуры в Москве. Даже в «застойные» годы, когда в Казани осталась одна татарская школа, общее число школ и татарских классов было не меньше, чем сейчас, а больше. Газеты, журналы, книги издавались общим тиражом в миллионы экземпляров. Знаю русских дедушек и бабушек, которые в те годы, играя во дворе с татарскими мальчишками, научились татарскому, хотя их не учили язык в школе. А сейчас учат, но контингент не больно употребляет полученные знания. Да что татарский, иностранный язык, который долбят все школьные годы с применением прекрасных учебников и методик, усваивают немногие выпускники школ и вузов.

Не хочу взять грех на душу, упрекнув русских или других нетатар в негативном отношении к языку двух миллионов жителей республики, который мог быть родным для половины казанцев, то есть для 500 тысяч человек. Потому что, во-первых, знаю многих русских, чувашей, марийцев, евреев, а так же немало детей смешанных семей, владеющих языком или понимающих татарский. Выдающиеся сыновья русского Виноградов, Ключарев стали замечательными татарскими композиторами, и сейчас у них есть преемники в искусстве и других сферах. А во-вторых, среди безразличных к языку и татарской культуре немало агрессивных татар-нигилистов и «манкуртов», которые стараются держаться от своих корней как можно дальше.

КТО ВИНОВАТ?

К кому же наш упрек? К учителям? Они полностью во власти образовательных программ и методик. Хотя при желании саботировать этнический компонент или заинтересованно развивать его может каждый, это от него зависит. А вот завучи, директора школ, работники РОНО и ГУНО, минобразования вырастают из тех же учителей. От них кое-что зависит. Если же взять федеральное министерство, там существуют разные тенденции. Иногда взаимоисключающие. Есть группа экспертов и чиновников, которые специально, последовательно из года в год вытаптывают этнорегиональный компонент на законодательном и исполнительном уровнях. В моем досье и диктофонных записях в немалой степени хранятся огромная масса выступлений, материалов этой карательной операции. Вы это наблюдаете вот уже десяток лет, начиная с запрета на выбор татарского алфавита с учетом вызовов глобализации. Помните споры по поводу количества уроков, как будто отношение к языкам и их применение измеряется часами. Уже нейтрализовано вмешательство региональной власти в выбор и разработку программ. Школьный компонент даже увеличился. А этнорегиональный урезан. Но все равно школы, полномочные решать вопросы компонентов учебных программ, наши! Родители, учителя — наши люди. Неужели они искренне хотят готовить в наших школах неких марсиан, свободных от Казани, Арского поля, берегов Кабана и Волги? Тоже не верю.

Можно вспомнить политизированную группу «защитников» русских от языка соседей, с которыми часто приходится справлять свадьбы и растить общих детей и внуков. Или их политкураторов и научных руководителей. Иногда они поднимают шум в СМИ, устраивают митинги, пикеты, будто русский язык и литература нуждается в их заступничестве. Могут мне напомнить законы и нормативные акты, согласно которым нерусские языки не котируются во время ЕГЭ, а из школьных программ выбрасываются даже история и литература, включая иногда и русскую. В данном случае не об этом речь.

Абсолютно непонятна неэффективность мер, принимаемых для сохранения и развития языков. И безумная решимость сужать сферу применения языков и использования культур народов страны. Это не предусмотрено законами.

Это делают наши сограждане по ошибке или невежеству, полагая, этнические ценности вредят, а глобализация во всем прекрасна. И некому объяснять, что иногда бывает как раз наоборот. Некоторые проявления глобализации (безделье, нервные и психологические перегрузки, гиподинамия, наркомания, зависимость от телевизионного зомбирования, компьютерных игр и уход детей в виртуальный мир, привычка к жестокости, языковой, этнокультурный нигилизм, негативное отношение к традициям и родителям) просто ужасны и разрушительны. Традиционные ценности и культура, этнопедагогика могли бы помочь выработать настоящий патриотизм. По жизни в лучшем случае можно встретить разгул технократии, как в упомянутой школе, или пренебрежение к ценностям других народов.

На роль крайнего подходит власть, федеральная, особенно республиканская и городская, районная. Учителям зарплату платят, вроде уже к цифре 29 тысяч рублей подошли. Это лучше, чем дипломированным спецам стоять на рынке, продавая тряпки, хотя дети сейчас не ангелы во плоти. Школы строят, ремонтируют. Упомянутая линейка тоже прошла в отремонтированной школе. Классы оборудуются компьютерами. Учителям раздали по нотбуку. Теперь пришло время планшетников для детей и «говорящих» учебников. Законы учить языкам и культурам не запрещают. Еще есть семья, театры, спутниковое ТV, интернет и телеуроки по языку. Власть, как правило, думает, что все дело в деньгах, профинансировал и все будет «ок». Но не забывается Искандер, сын президента республики, о котором Рустам Нургалеевич сказал на совещании при телекамерах, благодаря чему я услышал. Мальчик пошел в детсад и вернулся, забыв татарский язык. После этого случая поменялся министр образования, возможно, не раз, но в детсадах мало что изменилось. Даже если ввели минимум 65 и 120 татарских слов, вряд ли наступили перемены. Не верите, идите в детсад спросите, сколько слов знают дети самих татар.

ЧТО ДЕЛАТЬ?

За последние годы поменялись четыре министра образования, но уехавший в Москву Харисов оказался самым долгоиграющим — он проработал 5 или 6 лет. Его преемники тоже были достойными кадрами. Но не продержались долго. Каждый решал какие-то проблемы, соответствовал задачам своей эпохи. Наверное, что-то изменили в отрасли. Теперь пришел интересный необычный вариант — опытный администратор, глава Актанышского района Энгель Фаттахов. Повышается его статус до вице-премьера. Такого не никогда не было, чтобы образование и науку доверили сельхозинженеру. По-моему, зря кое-то зубоскалит по этому поводу. Тяжеловес федерального уровня, политик и знаток гуманитарных проблем, наставник всех наших руководителей Шаймиев тоже окончил тот же факультет сельхозинститута. Попробуйте с ним поговорить об образовании и культуре.

Хотя с новым министром я не встречался в этом качестве, но известна его исполнительская (говоря по-нынешнему — менеджерская) энергия и последовательность. Были у нас доктора гуманитарных наук, академики, пусть теперь попробует академик административной воли, выросший в учительской семье. Потому что слишком много похоронено благих намерений в суете текущих проблем. Вам не надоело врать или слушать вранье с цифрами о достижениях в применении языков? И не только в сфере образования?

После рассказанного выше случая подумалось: новый министр с непрофильным стажем — это наш шанс реализовать то, что утверждалось и финансировалось в прошлые годы. Школа и языковая сфера — настолько консервативная материя, что там революции невозможны, дидактика сама по природе не меняется. Может быть, опытный управленец, не поддаваясь этому, все-таки изменит ситуацию? Пусть он будет инженер, а потом агроном, ветеринар, но пусть выполняет намеченное. Человек через каждые пять лет может или должен менять специализацию, если будет работать над собой.

Раз жизнь и законы требуют многоязычия и толерантного отношения ко всем культурам, это надо подтверждать в реальной жизни. Почти 1 тысяча человек, около 500 татар промолчали на «одноязычной» торжественной линейке и после нее. Это не уникальный случай, а наиболее вероятный. Из моего родного района знакомые сообщили, что в их школе в татарской деревне случилось то же самое. Пушкин бы вряд ли обрадовался такому торжеству своего языка. Остается лишь позавидовать школам, куда 2 сентября пришли первые руководители республики, там, судя по телерепортажам, не забыли, в какой республике живем.

А живем мы в продвинутой республике, которая обязана быть образцовой и в гуманитарно-языковых вопросах. Дело только за самими школьниками, родителями и педагогами. Да и за всеми, кто молчит на собрании или одноязычном празднике при многонациональной аудитории. А случается это на производстве, управленческих научно-культурных собраниях сплошь и рядом. Вы когда-нибудь видели наказанного, снятого с работы за неправильную языковую политику?

Я не призываю проводить все совещания и форумы на татарском языке. Но хоть что-нибудь, хоть как-то должен напомнить, где и в какое время происходит это событие. В данном случае эта претензия не самодержцам, президентам, а, прежде всего, тем, кто контролирует школьный компонент. А то получается то, что я увидел в одной из казанских школ второго сентября. Ведь это свидетельствует об обмане, будто выполняются госпрограммы и законы по гуманитарным вопросам. И до сих пор не понимаю, почему так случилось. И о чем это говорит и что ждет в ближайшем будущем.

Просто не понимаю, и все.

Зимзиль Валиев

Источник: http://m.business-gazeta.ru

Комментарии

  1. #1 Melvinor 14 октября 23:08:

    You said it nicely...

    approved canadian online pharmacies canadian online pharmacies online pharmacy no prescription

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 DurekCethy 15 октября 10:28:

    Really all kinds of helpful tips. best essay writing service website dissertation help doctoral research grants

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Melvinor 15 октября 17:33:

    You actually explained this terrifically!

    mexican pharmacies online canadian pharmacies order prescriptions online without doctor

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 DurekCethy 15 октября 20:05:

    Nicely put. Kudos! first day of college essay write my paper write my dissertation

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 Dwaynevok 16 октября 3:46:

    Perfectly expressed of course! . best canadian pharmacies online pharmacies canada online medicine order discount

    Цитировать этот комментарий
  6. #6 Melinor 16 октября 17:45:

    Thanks, Plenty of postings!

    cvs online pharmacy pharmacy online cheap

    Цитировать этот комментарий
  7. #7 Melvinor 16 октября 22:48:

    Amazing tons of useful information.

    price pro pharmacy canada canadian pharmacies that are legit online pharmacy

    Цитировать этот комментарий
  8. #8 DurekCethy 18 октября 6:07:

    Nicely put, Kudos. essay help toronto thesis statement maker geography dissertation

    Цитировать этот комментарий
  9. #9 Elliszooks 18 октября 17:22:

    You said it perfectly. drugs from canada online online pharmacy canada canada pharmacy online

    Цитировать этот комментарий
  10. #10 Dwaynevok 18 октября 23:18:

    Kudos, A good amount of content.

    online canadian discount pharmacy online pharmacy online canadian pharcharmy

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2020.