Татарская трибуна » Архив » Мурад Аджи. Кумык о татарах

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Мурад Аджи. Кумык о татарах

Как исчезали татары в России

Пожалуй, нет более путаного вопроса, чем вопрос о татарах России — кто они? Тема, вокруг которой веками спорят: спорят этнографы, историки, политики. Простые люди тоже не скупятся на высказывания... И никто не слышит друг друга.

Для меня эта тема обрела особую актуальность недавно, после поездки в Казань, где в здании Всемирного конгресса татар была моя встреча с читателями. Обсуждали новую книгу "Тюрки и мир: сокровенная история". Я смотрел на аудиторию и дивился, удивляли глаза и лица собравшихся, их неравнодушные, нарочито резкие суждения, которые, признаюсь, доставляли мне тайную радость... "Они не татары, самые настоящие кумыки", подумал я. У нас одинакова даже манера спора.

Действительно, что отличает татарина от кумыка? Язык? Антропология? История? Мы будем молчать, и все равно поймем друг друга — надо иметь слишком тонкий слух, чтобы отличить кумыкскую речь от татарской. Она практически неотличима. Я смотрю на себя в зеркало, чем не татарин? Внешне мы, кумыки, точно, как татары: среди нас преобладают голубоглазые, светловолосые, чуть скуластые лица. Это, конечно, не означает, что мы все такие. Нет. Есть темные, с точеными лицами, таковых больше в Южном Дагестане. Видимо, давно подметив это отличие, народ наш условно делит себя на южных кумыков и северных кумыков. Хотя история такого деления не признает. Потому что тюрки появились в Европе в конце III века, когда берегов Итиля достигла волна Великого переселения народов, их вел хан Акташ, наш легендарный герой.

Поразительно, народный эпос у кумыков запечатлел те же исторические эпизоды, что и у татар. Не отличается. Мы одинаково прославляем героя, одними словами! Впрочем, чему удивляться, религия тогда у нас была одинакова. Предки хранили веру в Тенгри, поклонялись Умай, за преданность вере их называли "ханифами". Теперь у нас ислам, в котором сохранилась древняя традиция Единобожия.

Можно бы разобрать народные праздники и традиции, но и в них нет различий... И тогда с новой силой встает вопрос: кто есть мы? Или — что отличает татар от кумыков?

Никогда не коснулся бы того вопроса, если не та встреча в здании Всемирного конгресса татар. Мне с тех пор кажется, что Конгресс не полно выполняет свое предназначение. Он работает не на весь народ! А так нельзя, другие ныне времена на дворе.

…Если бы я не был географом, то не знал бы, что Итиль впадал в Каспийское море не там, где ныне. Устье этой реки прежде уходило на юг, ближе к Кавказским горам, но в середине Х века случалась природная катастрофа, она-то и разделила Итиль. Река около нынешнего Волгограда нашла новое, более короткое русло и устремилась по нему. Такое в истории планеты случалось не раз.

Об этой катастрофе я узнал по снимкам из космоса, на них хорошо видно старое русло. Полоска озер указывает на него. Помню, меня охватил восторг, вызванный тем, что я, таким образом, открыл столицу Хазарии, легендарный Семендер, его археологи искали в районе Астрахани, искали, не зная, что Итиль в хазарские времена впадал в Каспий совсем в другом месте... Следовательно, столица Хазарии километров на триста-четыреста южнее! Так и есть.

Лишь врожденная тюркская лень не позволила мне закрепить за собой это открытие, оставалось-то взять авторучку и написать статью, а я откладывал, искал случая и дождался. Дагестанские археологи открыли Семендер, правда, с другой стороны. Они, рассчитав путь от Дербента по числу конных переходов, пришли в хазарскую столицу. Но я не обиде ни на них, ни на свою лень, она открыла мне другое, более ценное — кумыки и татары братья по крови, утверждаю я теперь. Мы люди одной реки! Одной истории! Природная катастрофа разделила нас. Мне стало понятно, почему до прихода русских на Кавказ, то есть до середины XIX века, нас называли кавказскими татарами.

Не верится? Тогда обратитесь к кавказским страницам творчества Льва Толстого, Лермонтова, Пушкина, там говорится именно о татарах. Не о кумыках. Известно, Толстой пытался выучить татарский язык, когда начал писать повесть "Казаки". Я совсем иными глазами читал лермонтовскую "Беллу", после того как узнал, что события в повести развивались около нашего родового селения Аксай, там до сих пор руины крепости Ташкечу, где служил Печорин. Фантастика, татарка Белла — моя родственница.

Когда узнаешь подобное, история читается совершенно по-другому, она становится родной... Именно эта мысль пришла на ум после посещения Всемирного конгресса татар, я подумал: "Почему забылись кавказские татары? И можно ли без них называть конгресс Всемирным?".

Дальше больше, вспомнил научные книги. В 1948 году в Советском Союзе вышла книга А. А. Новосельского "Борьба Московского государства с татарами в первой половине XVII века". Солидная академическая монография, там масса фактов, и очень часто, едва ли не через страницу в отдельных главах встречаются словосочетания, которым автор придавал строгое этническое звучание: "белгородские татары", "донские татары", "рязанские татары", "тульские татары" и другие татары, которые обитали в Центральной России... Куда делись они?

Вспоминаю свое удивление, будучи в Орле, я впервые узнал, что все старинные кладбище в городе называют татарскими. Русские кладбища появились здесь в XVIII веке. Это ли не факт, заставляющий задуматься над тайнами истории России и над сиротством, вернее, узостью кругозора казанских татар: создавая Всемирный конгресс, они не потрудились заглянуть в историю своего народа. Кроме Булгарского каганата уже давно ничего не видят. Стыдно.

Господа, откройте географическую карту допетровской поры, там южнее реки Оки отмечено огромное государство Татария. Оно тянулось до самого Кавказа. Его население говорило по-тюркски. До сих пор в иных селениях здесь не забылась татарская речь, хотя население обращено в славянство. А это ваши братья по крови! И числом они в несколько раз больше, чем татары Татарстана, объявившие о Всемирном конгрессе татар.

Запомнились, буквально врезались мне в память слова, прочитанные в записках Антиохийского патриарха Макария, когда он ехал в Москву в 1654 году. В Калуге греческий патриарх пересел на судно и до Коломны плыл по Оке. "Справа от нас, на расстоянии месячного пути (до Кавказа) была страна татар…" И далее: "На границе страны татар, что справа от нас, богохранимый царь (Алексей) выстроил тридцать крепостей…" Эти сведения согласуются с географией России XVII века, с положением ее южных границ, но никак не согласуются с казанской этнографией, которая в упор не видит татар, их истории и своего будущего.

Казань. Март 2005 г. http://www.adji.ru/interview_2_3.html

PS от модератора : Сайт известного кумыкского писателя — историка можно посетить,  кликнув ссылку:   http://www.adji.ru/main.html

     
     
 

Комментарии

  1. #1 татар 3 апреля 14:42:

    Цитата:

    Его книги — для неучей, как и он сам.

    А сам ты хамит из каких будешь? Да он не историк, но процентов 80 из того о чем он пишет согласуется с историческими документами а остальное это его домыслы, но эти домыслы логичны. Мои две тёти по отцу живут в Дагестане, одна замужем за кумыком, а вторая за каринским татарином ( как уж он там оказался вопрос) и фамилия у него Карин. Езжу к ним в гости, языковых проблем нет — есть небольшие различия в традициях ( если их так можно назвать), но эти традиции исламские которые кумыки соблюдают, а мы уже нет (мужчины и женщины сидят за разными столами и в разных комнатах, но молодежь уже тоже отходит) и здороваются они словами Сау бул, а мы ими прощаемся. Вот в общем и все различия. А насчет души,, кормушки, рабов, и откочевок — это у тебя хамит от зависти и недопонимания или безграмотности. От кочевать могли башкиры с юртой, семьей и скотом, а татарам с их домами и пашнями и скотом — проблематично. Но определенная небольшая часть все бросив все же ушла.

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Ильгиз 4 апреля 5:16:

    Это всякие Ильминские, Столыпины, Сталины и их современные последователи стараются разделить татар на 100 частей. Разделяют и натравливают друг на друга. По принципу: разделяй и властвуй. Мы все — татары. Татары Золотой орды. Татары формировались как народ во время этого государства. С единым языком, общей культурой, У них был единое государство, самое большое в Европе. Нам надо поднимать знамя Золотой орды и объединиться под этим знаменем.

    Еще есть один материал от кумыкских авторов. Рассказ кумыка о кумыках называется. Его автор тоже пишет, что кумыки — одно из татарских племен, как и кипчаки и хазары.

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Кадерле Имаметдин 5 апреля 23:48:

    Есть на Кавказе же еще как бы два народа — балкарцы и карачаевцы. Сами они говорят, что они единый народ. С некоторыми различиями в языке. Разделили их как раз по принципу, разделяй и властвуй.

    Вот раз, когда татарское движение было на пике, приезжал в Уфу балкарец Салих. Мы с ним много говорили, абсолютно без запинки понимая с первых секунд друг друга. Историки говорят, что они, наверное включая и кумыков, остатки разрозненных булгар. Только не понятно, то, что булгары по языку сильно отличаются от кыпчаков. А их языки почти наши, или наоборот, наш язык то же, что и их.

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 Кадерле Имаметдин 5 апреля 23:51:

    Между прочим, недавно стало известно, что в Казани 10 апреля будет встреча желающих с Мурад Аджи. Кто хочет...

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 Кадерле Имаметдин 6 апреля 0:01:

    «Его книги — для неучей, как и он сам.»

    Я так не считаю. Строго исторические книги довольно нудны. Их может читать взахлеб только очень заинтересованный читатель. Вспомните, книги Мурада Аджи сделали в татарской среде целую революцию. Мурад Аджи татарам, замученным коммунистическим татаро-монгольством открыл как бы кислород, который без страха и упрека освобождал татар от этого духовного рабства. Спасибо ему и низкий поклон.

    Цитировать этот комментарий
  6. #6 Кунак 6 апреля 12:03:

    Я был на юбилейной встрече в Москве в татарско-культурном центре с Мурадом Аджи несколько лет назад. Народу местному-татарской диаспоры и много приехавших представителей тюркских народов из разных регионов страны. Было много выступлений с чествованием юбиляра.

    Цитировать этот комментарий
  7. #7 Ильгиз 7 апреля 3:47:

    Без кавказских татар конечно конгресс татар будет неполным.

    Цитировать этот комментарий
  8. #8 Кунак 7 апреля 14:31:

    17 Ильгиз апреля 7 3:47:

    Без кавказских татар конечно конгресс татар будет неполным.

    Не согласен. Раньше тюрки Кавказа и Закавказья назывались русскими и царско имперским правительством. Но у них был свой этнонимы, и у них имеется наверняка свои объединяющие организации. О азербайджане и говорить не стоит. Это вызовет в лучшем случае недоумение.

    Цитировать этот комментарий
  9. #9 Ильгиз 8 апреля 4:19:

    Цитата:

    17 Ильгиз апреля 7 3:47:

    Без кавказских татар конечно конгресс татар будет неполным.

    Не согласен. Раньше тюрки Кавказа и Закавказья назывались русскими и царско имперским правительством. Но у них был свой этнонимы, и у них имеется наверняка свои объединяющие организации. О азербайджане и говорить не стоит. Это вызовет в лучшем случае недоумение.

    _ — — —

    Никаких тюрков на Кавказе нет. Есть кавказские татары. Даже азербайджанцы до революции были татарами. Это Сталин велел слово татар заменить тюрками (Потому что Тюркский каганат в 20 раз меньше Татарской империи). Читайте Челеби. Он не только кавказцев называет татарами, но и самих османцев, османскими татарамии. А сам он — из османских татар.

    Цитировать этот комментарий
  10. #10 Кунак 8 апреля 13:28:

    Допустим примут приглашение на конгресс карачаево-балкарцы, кумыки, азербайджанцы со своего независимого государства Азербайджана+ иранского Азербайджана(условного тк у него нет администативных границ внутри Ирана). ПОСЛУШАЮТ, может быть терпеливо доседят,поблагодарят за приглошение, встанут и уйдут. Пшиком кончится. Хоть бы сохрониться в такой численности как есть, вернуть в татарство обрусевших, фальсифицированных в башкир, русских при переписях.

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.

Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2020.