Татарская трибуна » Архив » Новости в Татарском кине? Не — не — не…

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Новости в Татарском кине? Не — не — не...

Кинорежиссер Фарид Давлетшин закончил ВГИК в 1983 году (мастерская Марлена Хуциева). Мать из Нурлата, учительница, преподавала математику и физику в Ташкенте, отец из Туймазов. Дед у него был муллой, семья вынуждена была бежать в Среднюю Азию, опасаясь сталинских репрессий. Работал почти 27 лет на студии «Узбекфильм». Снял 24 художественных фильма. Участвовал во многих международных кинофестивалях. Приехал впервые в Казань в 1991 году на I Всемирный конгресс татар. Тогда привез свой фильм «Последнее путешествие Каипа» в Казань, его высоко оценил Адельша Агишев. Тогда же состоялся разговор с Шаймиевым о будущем татарского кинематографа и создании киностудии «Татарфильм». Ему даже сказали: давай подбирай место для киностудии Татарстана. Но затем сюда пригласили Булата Мансурова, который десять лет снимал «Теплые ветры Булгар» («и в результате — пшик, — говорит Фарид Давлетшин, — Шаймиев был сильно разозлен»). Мы попросили Фарида Давлетшина об интервью.

— Каковы на ваш взгляд перспективы татарского кино?

— Прошло уже 20 лет с того времени, когда состоялись «круглые столы», на которых все единодушно высказывались за создание в Татарстане киностудии. 20 лет. А воз и ныне там. Я снимал за это время художественные фильмы в Ташкенте, в Индии, в Канаде снял «Тысячу и одну ночь». Снимал фильмы в Японии. Только не в Татарстане. Вадим Абдрашитов пригласил меня однажды членом жюри на «Золотой минбар». Зов крови все-таки я ощущаю. На «Узбек-фильме», нужно сказать, довольно сильная цензура. У меня закрыли два фильма, сказали, что у меня «европейское мышление».

— А это что — уже повод для закрытия фильма?

— Почему-то в Узбекистане это сейчас отрицательная характеристика. Хотя до этого я 20 лет работал, никакого «европейского мышления» не обнаруживали. Мне стали намекать, что «у вас в фильмах не все герои узбеки», пошла такая критика. А у меня много сценариев уже написано. Я нашел продюсера в Москве и снял художественный фильм «Синие бабочки». Все актеры были наши, казанские. Но московский продюсер потом забрал материал и фильм с собой, не расплатился с актерами, и с тех пор его никто не видел. Фильм в прокат не вышел и пропал. Но я не унывал. Здесь в Казани с Рабитом Батуллой пробили трехсерийный фильм «Бичуракай», мелодраму. Мы пробили небольшую сумму и сняли этот фильм, и вот уже три года его бесконечно крутят, он пользуется успехом. Я сделал киновариант. Хотел сделать премьеру, но в Татарстане и это проблематично. У нас единственный кинотеатр принадлежит «Татаркино» — «Мир». И мне там все время говорят, что я должен платить за показ фильма на татарском языке. Нас очень поддержал директор театра Камала Шамиль Закиров. Он организовал показ нашего фильма в театре. На свои средства я снял второй художественный фильм «Мадина», и тоже удалось показать только в театре Ка-мала. И вне конкурса в прошлом году на кинофестивале «Золотой минбар» его удалось показать. Его посмотрел тогда Али Хамраев, и фильм ему очень понравился. Хотели показать его на телеканале «Мир» или телеканале «Культура». Но в нашем фильме были только русские субтитры, фильм на татарском языке, а Москва требовала озвучивания на русском языке. А для этого опять нужны деньги, нужна студия. Это проблема.

— Сколько стоит такое озвучивание?

— Примерно 150 тысяч рублей. Во всем мире телевидение покупает фильмы. Тем более что на татарском телевидении нет такой очереди фильмов. Фильмов на татарском практически нет. Фильм «Мадина» я, кстати, снял за 20 дней. Обошелся он примерно в полмиллиона рублей, так как актеры согласились сниматься бесплатно. «Бибинур» обошелся примерно в 30 миллионов рублей. Я снимаю малобюджетные фильмы, где мало актеров, мало сложных построек, все снимается в интерьерах, малой группой. В Узбекистане у меня было четыре заместителя, второй режиссер, ассистенты, отвечающие за реквизит, за костюмы и т.д. Здесь я один, и так же у оператора — нет ни второго оператора, ни фокусмена. У меня была встреча с новым министром культуры, он со мной был согласен, говорил, что татарстанское телевидение должно покупать такие фильмы, как «Мадина». Мы сейчас не можем показать свой фильм, а ему стоя тридцать минут хлопали люди на фестивале. Мне даже в Узбекистане столько не хлопали, сколько здесь. Получается, здесь я не могу народу показать татарское кино. Хотя существует «Татаркино», которое должно заниматься кинопрокатом. Но мы сами ездим по районам республики, показываем, без рекламы. Я не прокатчик, я только создаю фильмы, на прокат у меня уже не хватает сил. Здесь я работаю бесплатно, сейчас уезжаю в Таиланд, там я зарабатываю деньги, на которые здесь снимаю фильмы. Живу здесь на съемной квартире. Хотя в Ташкенте у меня все есть: и дом, и мама еще жива. В Ташкенте у меня две квартиры, но даже если я их там продам, здесь я не куплю квартиру. Хотя все друзья там у меня спрашивают, что ты там забыл, в Казани, что там делать.

— Но вы говорите, там цензура.

— Ну как цензура — если ты не лезешь в политику, то пожалуйста, снимай. На «Узбекфильме» 50 фильмов в год снимается. Хотя до этого была тишина. Я первый в 2000 году снял коммерческое кино на «Узбекфильме», комедию. И оно пошло, принесло прибыль. И все стали снимать, студия ожила. Выяснилось, что народу надоели голливудские блокбастеры, он хочет смотреть свое кино. Государство, кстати, продюсирует на «Узбек-фильме» в год 5 — 6 фильмов. Я в год выпускал по 4 фильма. Я хотел приучить народ в Узбекистане, что у него есть свое кино. Сейчас здесь снял новый фильм «Собака», числа 25 сентября будет уже премьера. Но в этом году снял фильм и в Ташкенте. «Собака» — психологическая драма. Из-за того, что я полтора года не могу прокрутить «Мадину», я вынужден был снять «Собаку» на русском языке. Играют наши казанские актеры, много татар, из русского тюза пригласил Сашу Купцова. В Казани просто актерский кладезь, здесь потрясающие актеры. В Казани всего очень много. Но невозможность показать фильм просто убивает. У меня «Собаку» уже в Москву просят.

— На встрече с журналистами Минниханов, помню, прямо ответил на мой вопрос: «Я лично поддерживаю создание татарской киностудии, я готов выделять на это деньги». Сейчас на развитие татарского коневодства по президентской программе выделено 2,5 миллиарда рублей. Сколько денег нужно на хорошую татарскую киностудию, татары — в общем-то кинематографический народ, даже кинематографичнее, чем узбеки.

— Я считаю, чтобы создать в Татарстане студию, нужно 50 — 60 миллионов рублей в год. Я не думаю, что это проблема для Татарстана. Нужно внести в бюджет строку финансирования кинематографа. Сейчас выделено 4,5 миллиона рублей на весь кинематограф в Татарстане.

Рашит Ахметов  (Продолжение следует.)

Источник:  "Звезда Поволжья", беседа, №24 (15.09-22.09.2011)

 

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Кадерле февраля 4 20:29:

    После прочтения статьи голова пошла кругом...

    Помню, лет, может, 50 тому назад, будучи солдатом, прочитав в «Литературной газете» статью о том, что в «Туркменфильме» не хватает хороших сценариев, написал в ЦК КПСС письмо о том, что вот в Казани скорее всего есть добротные сценарии, но нет киностудии. И вообще, когда начнут выпускать татарские фильмы?!

    Получается, что годы идут, а фильмов все еще нет. И как все мы татары были обрадованы известием о начале съемок фильма «Теплые ветры Булгар». Но, пока получается, что кругом одни неудачи и рогатки чьи-то...

    Фәрит энем, синең эшләреңә — әфәрин! Ак юл сиңә!

    Есть у меня еще одна мысль. По моему татарстанское чиновничество вместе с научно-культурно-педагогической элитой погрязло... Оно не может самостоятельно думать о татарах, о будущем татар, о культуре народа, о прорывных идеях... Вот если скажет Миниханов... А он тоже продукт кругов, мыслящих по местнически...

    Потому-то я и критиковал Шаймиева за то, что он не посмел возвратить на Родину татар из Средней Азии, и других регионов, которые в морально-этическом плане намного выше местных, спесивых... И не поодиночке, а достаточно для того, чтобы создать клан (группу)...

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Татышлинец апреля 7 7:14:

    В моем детстве к нам хоть и не часто, очень не часто, но привозили фильмы, снятые советскими режиссерами и дублированные на татарский язык. В те времена чуть ли не половина фильмов в прокате было про прошедшую войну. Когда там по сюжету какой нибудь немец-оккупант начинал говорить по-татарски мы пацаны со смеху падали. Такая вот была кинокомедия. А ведь когда Гитлер в кино говорил по-русски это воспринималось нормально. Хотя, как известно рейхс-фюрер по русски был ни бельмесу.

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Казанлы апреля 14 15:07:

    24 апреля в 17.00 в кинотеатре «Мир» казанская "Кинокомпания «Белый лист» проведет отчетный киновечер. В программе мероприятия премьера двух короткометражных неигровых фильмов татарстанских кинематографистов «Аптека на Проломной» и «Спасибо, что ты есть».

    Фильм «Аптека на Проломной» рассказывает о судьбе семьи поволжских немцев, которая тесным образом связана с историей развития фармакологии и музыкального образования в Казани. Авторы фильма Наталья Горшкова и Сергей Яковлев.

    Автор второго фильма киновечера «Спасибо, что ты есть» Алена Малкова затрагивает проблемы межнациональных, межконфессиональных и международных отношений.

    http://www.evening-kazan.ru/news/24-aprelya-v-kinoteatre-mir-sostoitsya-premera-dvuh-neigrovyh-filmov-kazanskih-kinematografistov.html

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2018.