Татарская трибуна » Архив » Пойдем в кино?

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Пойдем в кино?

Время шло, названия менялись, но суть оставалась прежней. Так, в 1980 году 27 августа величали «Днём Советского кино», в последствии, по указу 1988 года, праздник переименовали в «День кино». С приходом перестройки название профессионального праздника несколько видоизменилось, приняв форму «День кино России». А уж своё нынешнее имя, а именно «День российского кино», памятная дата приобрела после распада СССР.  "Татарская трибуна" продолжает отслеживать новости кино и, оставаясь в рамках своей тематики, особое пристальное внимание уделяет развитию кино именно татарского. Предлагаем вашему вниманию размышления одного из наших постоянных посетителей Бари Валиханова о тернистых путях татарского кино.

 

Грустная сказка про белого барса 

В наш суровый век говоря "татарское" приходится подразумевать «Татарстанское». В советский период истории нашего народа, когда все областные центры и республики — автономии в составе РСФСР не могли себе позволить даже издание газет и журналов без высочайшего соизволения всевидящего политбюро. Скажем, город Уфа, столица «Солнечной Башкирии», одного из регионов-доноров, «кормившей» с десяток других менее богатых нефтью и другими ресурсами областей, не могла позволить себе выпускать городскую газету. Первый номер «Вечерней Уфы» увидел свет только после того, как город где мытьем, где катаньем стал таки «миллионником», а «Вечёрки» полагались только им. Спортивная общественность несколько раз поднимала вопрос об учреждении и республиканской газеты, но из Москвы ЦыКали: «Не положено по статусу АССР иметь свою спортивную газету!»

Советский зритель не был избалован боевиками в нынешнем их понимании. Но их с успехом заменяли фильмы военной тематики. Их в моем детстве было много. К боевикам можно отнести и категорию «Про басмачей». На фоне нравоучительных кино полотен на производственную и колхозную тему кино про басмачей тоже было интересным – был драйв, экшн, как теперь говорят. Поставщиками картин этого жанра были республики Средней Азии. У каждого ССР, будьона хоть Киргизия, хоть Литва или Молдова(по-тогдашнему Молдавия) была своя киностудия, им полагалось. А вот Тувинцам, Осетинам и всяким там Татарам-Башкирам не полагалось. Говорили: «Нельзя вам, статусов у вас не хватает».

Лидер большевиков Ленин как-то назвал кино «Важнейшим из искусств». Многие сторожилы-киноманы и просто зрители старшего поколения, думаю, еще помнят это, поскольку эти бессмертные слова вождя были начертаны большущими буквами в фойе каждого советского кинотеатра. Главный большевик еще тогда, в самом младенческом возрасте киноиндустрии понимал, что посредством кинопоказов можно очень доходчиво внушать народным массам идеи коммунизма. Даже если они не умеют читать, даже если не понимают по-русски.

Нужны были кинофильмы на языках народов РСФСР. Снимать фильмы на татарском или чувашском, марийском языках не хотелось. Хлопотно. Дорого. Да и трудно будет содержать еще и тысячи контролеров кинопроцесса, мало ли что они там наснимают. Хоть и поздновато, в начале 60- годов было решено переводить уже идеологически проверенные и обкатанные советские фильмы на язык потенциальных зрителей.

Сказано, сделано! В Казани в 1961 году создается студия кинохроники на которой стали делать дубляж фильмов на языки народов Поволжья. Но дальше этого не пошло. Более того и дубляж фильмов на татарский язык прекратился, едва начавшись. В начале 90-х годов, после провозглашения Татарстаном независимости, были попытки снимать национальное кино. И денег вбухали много, и режиссеров приглашали маститых, и уж сколько кинопленки испортили — сотни и сотни километров, а «кина нет» и поныне!

Еще древние заметили: «В клетке и птичка не поёт». Находясь под неусыной дланью Московского цензора татарская интеллигенция продолжает петь сладкую сказку про интернационализм и равноправие народов. А в жизни татарский белый барс — это, по сути, пушистый котенок, которого еще маленьким носили к ветеринару, чтобы у него в марте — месяце не было никаких весенних обострений либидо. Итак, моя версия сказки про белого бычка: 

"Наивный татарский бычок — белый и пушистый интернационалист, пасется себе и радуется сочной травке. У него, еще каких-то 500 лет назад полноценного быка-производителя, в его нынешнем, кастрированном состоянии при виде симпатичных Бурёнок желания всяких вольностей, вроде продолжения своей породы, уже не возникает. Ведь у Имперского мясника на него другие планы – он уже подсчитывает привесы, прикидывает на что пойдет шкура и сколько он выречит с каждого килограмма бычьего ливера. Оно и понятно, ведь вол не не может оставить потомства, он может только тянуть плуг, а на ночь получить порцию сена, чтобы утром опять впрячься в хозяйское ярмо".

Бари Валиханов. 27 августа 2012 г.

Из Википедии:   Вол — кастрированный самец крупного рогатого скота. Используется как мясное и рабочее животное. Преимущества использования вола над быком в сельском хозяйстве заключаются в том, что благодаря отсутствию половых желез и низкому содержанию половых гормонов волы не испытывают влечения к самкам, ведут себя намного спокойнее и их поведение более контролируемо. Волы используются и использовались в первую очередь как тягловые животные, при распашке земли, использовались (и используются в развивающихся странах) как источник энергии.

И еще на эту тему

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2017.