Татарская трибуна » Архив » Ринат Гатауллин: «Это неправда, что северо-западным башкирам татарский язык навязали»

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Ринат Гатауллин: «Это неправда, что северо-западным башкирам татарский язык навязали»

Почетным гостем проходившего в Казани II Всероссийского форума татарских краеведов стал ветеран башкирской политики доктор экономических наук Ринат Гатауллин. Профессиональный экономист, он еще в перестройку был в числе руководителей Госплана Башкирской АССР. Затем работал заместителем министра экономики и министра труда и соцзащиты Башкортостана. На его долю выпал сложный этап перехода к рыночной экономике. Был депутатом Госсобрания-Курултая — высшего законодательного органа республики. С конца 90-х годов профессор Гатауллин — непримиримый критик языковой и национальной политики официальной Уфы. В настоящее время он возглавляет общественное объединение «Курултай северо-западной Башкирии». О том, какую роль играет этническая группа северо-западных башкир в татаро-башкирских отношениях и как обстоят дела с татарским языком в Башкортостане Ринат Гатауллин рассказал в интервью «Реальному времени».

«С востока реки Ик также живет коренное татароязычное население»

— Ринат Фазлтдинович, вы сейчас возглавляете организацию «Курултай северо-западной Башкирии». Какие цели преследует эта организация? Почему этнической группе северо-западных башкир потребовалась своя общественно-политическая сила?

— Мы исторически являемся потомками ногайских племен, которых после присоединения к России закрепили за башкирским сословием. До революции именно мы были самой заметной частью башкир и большинство башкирских исторических деятелей является именно северо-западными. Среди них нужно назвать клан Сыртлановых, из которых вышло много выдающихся военных и политических деятелей. Еще один знаменитый клан Нугайбековых, из числа которых вышел бывший представитель президента Татарстана в Москве Назиф Мириханов. Мы тоже имеем отношение к этому клану, являемся родственниками и всю жизнь прожили на территории, где жили наши предки.

У нас большинство деревень смешанные: есть татары, есть башкиры. Но кладбища у нас разные. И внешность разная, но язык один и культура одна. Поэтому, осознавая наши исторические отличия, мы — потомки кочевников, но мы являемся той группой, которая очень сильно связана с татарами. И будущее нашей культуры и самосознания очень сильно связано с татарами, Татарстаном и татарскими общественными силами. Мы создали общественную организацию для защиты прав татарского языка в Башкортостане, потому что определенные силы всегда говорил нам: «Ваш язык должен изучаться к западу от реки Ик». Мы отвечаем: «Нет, с востока реки Ик также живет коренное татароязычное население».

Мы всегда требовали равенства внутри башкир. Чтобы не было разделения на башкир первого сорта — юго-восточных и второго сорта — северо-западных. Чтобы все башкиры были равны, несмотря на язык, и каждый говорил на своем языке.

 

«Мы считаем Габдуллу Тукая, Галимджана Ибрагимова и Мусу Джалиля своими. На этом основании некоторые восточные башкиры начинают считать их башкирами».

 

 

 

Кул Гали, Тукай, Джалиль и Галимджан Ибрагимов — общее наследие

— На каком языке говорят северо-западные башкиры?

— Это татарский язык, но местные диалектные формы сохранились. Много слов ногайского происхождения и в этой части есть с казахами определенное сходство. У нас больше «җэ» говорят, чем у татар. Но мы считаем Габдуллу Тукая, Галимджана Ибрагимова и Мусу Джалиля своими. На этом основании некоторые восточные башкиры начинают считать их башкирами. Говорят, что даже Кул Гали не татарский, а башкирский поэт. На самом деле — это общее для нас наследие. Мы не делаем разницы между татарами и западными башкирами.

— Кроме языка, чем северо-западные башкиры отличаются от юго-восточных?

— Отличия исторические. Если копать вглубь, то даже у Ибн Фадлана можно найти две разные группы тысячу лет тому назад. Мы по генетике отличаемся, по языку и культуре. И вот они хотят, чтобы мы сменили язык. Этого не будет, потому что наши деды говорили на этом же языке. Они утверждают, что татарские учителя навязали нам татарский язык — это неправда. Потому что у меня столетняя тетя умерла в 1970 году. Я спросил ее о том, на каком языке говорил мой дед, который родился в 1840 году и который в школу не ходил. Так вот она сказала мне, что мы все говорили на татарском языке. И сама она говорила по-татарски лучше, чем я.

— Но самосознание было башкирское?

— Когда она умирала, то очень сильно хотела, чтобы ее похоронили на башкирском кладбище. И когда в деревне проводили кулачные бои между башкирами и татарами, ее сыновья, будучи по отцу татарами, всегда выступали на стороне башкир. Она их исподтишка воспитывала как башкир.

 

«При Муртазе Рахимове было полное беззаконие, полное игнорирование федеральных законов, конституции, в том числе и по части межнациональных отношений. И это было неприкрыто. Издевательские оценки в адрес татар звучали из его уст везде». Фото kremlin.ru

 

 

 

«Полное игнорирование интересов татар и татароязычных башкир продолжает существовать»

— Как северо-западные башкиры представлены в республиканских органах власти?

— Сегодня влияние у юго-восточных, но есть и северо-западное лобби, но они боятся говорить. Многие, кто татарской национальности, испугавшись, пытаются скрывать свое национальное происхождение, прикидываясь башкирами. Я называю их криптотатарами. Их очень много.

— Вы много лет проработали в органах исполнительной и законодательной власти Республики Башкортостан. В чем разница между политикой Рахимова и Хамитова по национальному вопросу?

— При Муртазе Рахимове было полное беззаконие, полное игнорирование федеральных законов, конституции, в том числе и по части межнациональных отношений. И это было неприкрыто. Издевательские оценки в адрес татар звучали из его уст везде. И в кабинете он мне это говорил, а я ему возражал. Сегодня таких диких форм нет, но полное игнорирование интересов татарской части населения и татароязычных башкир продолжает существовать.

— Как проявляется дискриминация татароязычных башкир?

— У нас нет своего телевидения, нет своей школы и даже книгопечатания нет. Нет газет. Живем в условиях, которые ниже, чем у африканских племен. Но мы прекрасно знаем, что в 1914 году в Российской империи на татарском языке издавалось книг и журналов, больше, чем на украинском языке и на языках других нерусских народов — в пять раз больше. Получилось, что социалистический период — это подавление татарского. Вот это казанские ученые почему-то не отмечают. Хотя я им много раз говорил.

 

«Я ему задал вопрос, почему твоя паства ничего не знает про твоих предшественников, в том числе про Ризу Фахретдинова. Почему вы не рассказываете про их жизнь и творчество. Получается религия не несет свет, а только отвлекает от земных проблем? Он говорит: если она отвлекает от пьянства, то нам этого достаточно». Фото Максима Платонова

 

«Даже Рахимов говорил, что он выступает за придание татарскому языку статуса государственного»

— Есть ли у татароязычных жителей Башкортостана возможность маневра на муниципальном уровне, где татароязычные составляют большинство?

— Конечно, когда нет никаких выборов и фактически существует принцип назначения, то муниципальные служащие на интересы местного населения не смотрят. Встречаются такие люди, которые душой радеют. Некоторые раздают книги, которые издал Камиль Аблязов учителям. Конечно, они сами получали их бесплатно, а раздают как подарки от муниципального образования. Хорошо, что хотя бы так.

— Чью сторону занимают существующие в республике мусульманские структуры? Отстаивают интересы татароязычных граждан или следуют за политикой властей?

— У меня была дискуссия по этому поводу в 1991 году с нынешним верховным муфтием России (Талгат Таджуддин, — прим. ред.). Я ему задал вопрос, почему твоя паства ничего не знает про твоих предшественников, в том числе про Ризу Фахретдинова. Почему вы не рассказываете про их жизнь и творчество. Получается религия не несет свет, а только отвлекает от земных проблем? Он говорит: если она отвлекает от пьянства, то нам этого достаточно. Его позиция: религиозное просвещение — не мое дело.

— Каков на ваш взгляд оптимальный вариант устройства Башкирии, чтобы комфортно чувствовли себя все общины?

— Прежде всего надо обеспечить честные выборы. И согласно закону, всякую фальсификацию рассматривать как уголовное преступление. Другого механизма нет. Когда будут честные выборы руководителей республики и всех уровней власти, тогда решится вопрос. Даже Рахимов в 2003 году говорил, что он выступает за придание татарскому языку статуса государственного. Потом испугался.

Марк Шишкин, Ирина Герасимова
Источник : https://realnoevremya.ru

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Аноним апреля 12 17:42:

    РЫБА ГНИЕТ С ГОЛОВЫ. Жалобы жителей Татарстана в соцсетях: Это просто жесть какая-то! В Зеленодольске — много пивнушек, в Альметьевске — мало детских площадок,

    Удалено модератором. Комментарий носит явные признаки ФЛУДа — замусоривания тем постороними, не имеющими ничего общего с темой поста сообщениями.

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Rum апреля 13 9:45:

    Я, Кашапов Нафис Рафаилович, полностью поддерживаю проекты программы общественного движения «Свободный Идель-Урал»: «III. ПРАВА ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА.

    Статья 4.10. «Идель» требует обеспечить полный образовательный цикл на государственных языках коренных народов в республиках Идель-Урала.

    Государственные языки являются обязательными для изучения в общеобразовательных школах всех форм собственности — с первого и до последнего класса».

    10 апреля, в Варшаве, провел одиночный пикет перед зданием Варшавского Университета (University of Warsaw), чтобы заявить протест властям России в связи с нарушениями гарантированных Конституцией прав и свобод, а именно — выполнения закона «О языках коренных народов России».

    Уважаемые граждане Российской Федерации! Из 156 языков коренных народов России, существовавших еще в XIX веке, семь уже вымерли. Если мы и дальше будем молчать, десяткам народов грозит та же участь. Поднимайтесь против политики русификации, вы должны подниматься с колен и вставать на борьбу за свои права, на защиту своих ценностей: языка, культуры, истории и религии. Призываю Вас 28 апреля присоединится к акциям в защиту родного языка! Организуйте их в своем городе или где бы вы не находились!

    Когда я жил в Украине, часто замечал, что большинство украинцев разговаривали на русском языке. Русский язык был слышен практически везде: в магазине, в парикмахерских, в транспорте, в школах, садиках...

    Лишь два факта о языках: из истории нам всем известно, что во времена советской оккупации Украины имперская Москва проводила жесточайшую политику русификации, а в Польше после распада СССР обязательное изучение русского языка прекратилось, уже выросло несколько поколений, которые не знают по-русски ни слова.

    Я обращаюсь к польским, украинским, турецким общественно-политическим организациям, СМИ, правозащитникам, депутатам и студентам с призывом активно защищать права коренных народов России и присоединиться к акциям общественного движения «Свободный Идель-Урал»:

    Пикет посольства РФ в Польше, г. Варшава, ул. Бельведерска, 49. Начало 28 апреля в 16:00.

    Пикет посольства РФ в Киеве состоится 28 апреля в 12:00 по адресу: проспект Воздухофлотский, 27.

    Пикет посольства РФ в Турции, г. Анкара, район Чанкая, ул. Кариягды, 5.

    На плакате написано: vk.com/kashapovrafis?w=wa...2623_19640%2Fall

    28 апреля Международная акция! Защитим языки народов Идель-Урала!

    Языки коренных народов России вымирают — поляки, не допустим геноцида!

    Татары, поднимайтесь на борьбу в защиту языков народов Идель-Урала!

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Уфалы апреля 13 11:06:

    Толк от этого Кашапова как от козла молоко, если он приехал в Казань и собралы бы многотысячный митинг...

    А так кричать из за кустов каждый может!

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 Кунак апреля 13 12:53:

    Уфалы апреля 13 11:06:

    Ну приехал бы Н. Кашапов к примеру. За ним бы пристроили хвост всех видов слежки: видео наблюдение, прослушка мобильной связи, сексотов-освидомителей, провокации с обнаружением к/л «вахабитской литературы», наркоты" и тд и тп. В итоге повязали бы, и в сизо. В лучшем случае для остраски, в худшем срок по надуманным обвинениям по «факту обнаруженному».

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 Кунак апреля 13 13:00:

    «Даже Рахимов говорил, что он выступает за придание татарскому языку статуса государственного»

    Это когда М. Рахимову нужны были голоса татар для восседания на президентский престол. Кидалово.

    Цитировать этот комментарий
  6. #6 Уфалы апреля 13 13:27:

    5 Кунак апреля 13 12:53:

    Уфалы апреля 13 11:06:

    Ну приехал бы Н. Кашапов ...

    Ну тогда пусть сидит и очком симафорит, нехер из за кустов кудахтать людей на бойню толкать, итак вон сколько врагов себе нажили.

    Цитировать этот комментарий
  7. #7 Аноним апреля 14 8:14:

    Бывшего вице-премьера Татарстана Владими

    Удалено модератором. Комментарий носит явные признаки ФЛУДа, замусоривания тем постороними, не имеющими ничего общего с темой поста сообщениями.

    Цитировать этот комментарий
  8. #8 Кадерле Имаметдин апреля 15 13:06:

    ...Мы исторически являемся потомками ногайских племен, которых после присоединения к России закрепили за башкирским сословием...

    =================================

    Вот тот момент, который определяет большинство татароязычных... Не хотелось бы сказать башкир, ибо, черным по белому написано, что «закрепили за башкирским сословием». Именно, и только так. И власти оказывали неимоверное давление всем жителям республики. Но особо татарам, и татароязычным башкирам, которых даже только самих, и то, между прочим, тоже не мало, по крайней мере, намного больше, чем якобы «ысын башкорттар». Вот и внедрилась идея в головы кпсс-овцев приумножить юго-восточных башкир, мягко говоря, незаконными путями.

    Только вчера на другом сайте вполне доказательно и пространно написал К.Ильдус о происхождении т.н. башкир.

    Но никто не поднимает проблему «ногайскости» какой-либо прослойки. А ведь ногаи прежде были держателями ханства. С другой же стороны, они и самые истинные татары, боевые татары, воины «Золотой Орды». Но царские сатрапы что хотели, то и делали. Что с нугаями, что и с т.н. башкирами.

    Помнится, в учебниках истории писалось, что башкир эксплуатировали якобы энти самые нугаи. Далее, путем давления большевики татар вместе с нугаями оставили в составе укрупненной Башкирии, записав нугаев в состав малочисленных т.н. башкир, вместо того, чтобы определить им единую татароговорящую республику.

    Цитировать этот комментарий
  9. #9 Риф Насратуллин апреля 15 13:47:

    Этот аноним больно разбирается в чиновничьем братстве. И, именно поэтому, и я хотел бы высказать некие свои мысли о зиг-загах неумелых управленцев высокого полета. Если они думают, что они пуп земли, то верен ли их ход травления башкир и татар между собой. Разве этим вы не ослабляете духовную мощь России. Тем более, как сами и выразились, перед будущими неопределенностями с Юга и Запада?! Если взять только самих татар, то, несмотря на третирования их в течении многих десятков лет, они еще не полностью сникли. Но вы продолжаете делать свое черное дело и далее. Лично я время от времени пишу свои мысли о том, что татары готовые воины с рождения и до смерти (они это доказали во время Великой Отечественной войны). А вы продолжаете делать из них жалких плаксивых людишек, начиная от президента Минниханова, кончая всеми... Никто не говорит, чтобы процветала коррупция. Преступников нужно призвать к ответу. Но чтобы татары могли гордиться своей судьбой в России. Действительно, кто же будет защищать Россию, хотя бы как в средние века от поляков?

    Цитировать этот комментарий
  10. #10 Башҡорт апреля 15 15:16:

    Императрица в 1736 году своим указом покончила с металлургией и металлообработкой башкир, развитых с очень древних времен."Своего железа в Киевской Руси не было, оружия не производилось, и она оказалась на грани национальной катастрофы .Киевский князь Игорь, заплатив хазарам дань мечами, оставил свою дружину практически безоружной. Он попытался было собрать дополнительную дань с древлян для покупки оружия, но был убит. Тогда княгиня Ольга собрала дружину и в 947 году отправилась на север к своим финским соплеменникам. Нет, она не стала их грабить. Как написано в русских летописях, она «обложила данью их погосты по рекам Мета и Луга». Как можно обложить данью кладбища? Оказывается, просто. Ольга пригрозила раскопать могилы своих же финских предков и забрать все оружие и доспехи, с которым язычники были похоронены. Таковы были обычаи язычников, и Ольга знала об этом. В ответ на угрозы соплеменники выдали ей требуемое оружие.Как написано в древнерусских летописях, и позже русские князья не раз ходили на язычников с целью «побрать погосты с железом». Это считалось особой доблестью. Они уже «не обкладывали данью» языческие кладбища, как княгиня Ольга, а просто грабили их, раскапывая могилы. Многие века на Руси такой способ добычи металла «из недр» оставался единственным. Других месторождений железа на ее территории не было. К такой Руси, к такому Московскому государству присоединились башкиры в XVI веке с богатыми и уже разведанными залежами черных и цветных металлов.Россия тех лет была «страной деревянной», испытывала острый недостаток металлов. Построить бревенчатый дом без единого гвоздя могли только русские мастера – попросту гвоздей не было. Среди русских существовала профессия – «бугровщики», которые раскапывали могилы и добывали из них металл.Они были состоятельными людьми, но не пользовались уважением в народе. Молодые девушки часто отказывались выходить за них замуж, боясь божьей кары за вмешательство их в потустороннюю жизнь, но профессия эта жила долго. Даже в ХХ веке находились охотники раскопать древний тюркский курган, чтобы добыть железо. Один из таких случаев описан в начале романа М.Шолохова «Тихий Дон».До воссоединения к Руси башкиры плавили руду в разумных количествах, они бережно относились к природе и его богатствам.У них была развита обработка металлов,меди, изготавливание оружия, драгоценностей.В начале нового XVIII века Петр 1 начинает основывать на Урале металлургические заводы. Первый из них, Невьянский был построен в 1699 году. Эти заводы требовали большого числа рабочей силы, поскольку металл выплавлялся из руды с помощью древесного угля, заготавливаемого артелями дровосеков, углежогов, возчиков. Стали вырубаться башкирские леса, под заводы и заводские деревни изымалась земля башкир. К заводам приписывали крестьян целыми деревнями.Так крепостное рабство шагнуло на Урал вместе с началом колонизации этого края. Но крепостничество не прижилось в вольном Башкортостане. Тяжелый каторжный труд на заводах породил поток беглецов, которые традиционно с самых древних времен принимались башкирами. Бегство крестьян с заводов грозило сорвать индустриализацию Урала. Кроме того, все деяния Петра I и войны легли тяжелым налоговым бременем на российский народ. Ситуацию усугубили чиновники на местах, мучившие народ своими поборами и издевательствами. Активизировалось в своей религиозной нетерпимости православное христианское духовенство, развернув кампанию по принудительному крещению иноверцев. Башкирский народ выдержал и этот натиск.Башкиры пробовали обратиться непосредственно к Петру I, снарядив делегацию из восьми человек. Однако послов арестовали, а их старшину повесили. Так царь Петр I показал башкирам свое истинное неприглядное лицо. Позже он и вовсе стал призывать «навсегда покончить с башкирами». Башкиры ответили чередой восстаний, потрясавших Россию с 1707 по 1775 годы. Алдар-Кусюмовский бунт, начатый в 1707 году, закончился лишь в 1711 году. Царское правительство официально пообещало соблюдать все условия присоединения Башкортостана к Московскому государству.В этом восстании приняли участие тархан Камакай Биккулов и Торопбирде-батыр, предки Салавата Юлаева. Однако в 1735 году, уже после смерти Петра I, царское правительство императрицы Анны Иоанновны решило реализовать его замыслы, направив в башкирский край Оренбургскую экспедицию И.Кирилова. Эта экспедиция ознаменовала собой новый этап колонизации Башкортостана.Башкиры вновь подняли восстание, переросшее в национально-освободительную войну 1735 – 1740 годов. В этой войне выявилась целая плеяда героев башкирского народа, одним из которых был дед Салавата Юлаева – Азналы Карагужин. В ходе этой войны, с целью её подавления, царским правительством был нанесен первый за всю историю России удар по незыблемости вотчинных прабашкир на свою землю.Императрица Анна Иоанновна издала 11 февраля 1736 года Указ, согласно которому «земли и угодья в Уфимском уезде у башкирцов уфимским дворянам и офицерам и мещерякам купить и за себя крепить». Этим же указом башкирам официально запрещалось иметь кузницы, чтобы они не могли изготовлять оружие.Так императрица покончила с металлургией и металлообработкой башкир, развитых с очень древних времен.

    Цитировать этот комментарий
  11. #11 татарник апреля 21 21:49:

    татарлар укыгыз әле, башкорт туганнар яза:

    «...Возрожденный имперский миф сковал сегодня всю политическую жизнь страны, где на данный момент башкиры, как и другие народы входящие в состав РФ чувствуют исходящий из центра прессинг в отношении нерусских окраин страны. Усугубляется это тем что на данный момент в федеральном центре нет силы, которая бы в полной мере отражала интересы башкир и других народов. ......2. Необходимо поддерживать все народы, подвергающиеся прессингу со стороны режима, повторяю все, независимо от антипатий самих башкир. Мы должны объединяться с народами в единый фронт и ни в коем случае не радоваться, когда потерявшие стыд тираны ломают хребет нашим товарищам по беде.

    3. Я считаю, что на данный момент необходимо тактическое объединение всех сил республики, нисмотря на их внутренние разногласия. Что я и предлагаю всем заинтересованным группам.

    Иншаллах победим!»

    Тулысынча golosislama.com/news.php?id=34393

    Цитировать этот комментарий
  12. #12 татар апреля 23 0:12:

    Цитата:

    Императрица в 1736 году своим указом покончила с металлургией и металлообработкой башкир, развитых с очень древних времен.

    Насчет металлургии уж больно круто сказано, а вот металлообработке это да, и не только у башкир . Вот как точно сказано в Указе:

    В УФИМСКОМ УЕЗДЕ и в башкирских жилищах кузнецов и кузниц не иметь, и из городов кузнецов и насекальщиков не отпущать, а быть только в одних городах и то числу потребному без излишества; и кому потребны сошники, косы, конская збруя те могут покупать и делать в городах. При чем прежние указы подтвердить, дабы из других уездов, ружья и пороху и свинцу, пансырей, сабель, луков, копий и стрел не возили и не продавали и не менили, в чем особливо воеводам крепкое смотрение иметь и винных штрафовать по указам; и о том указы послать из Сената. Служилым при Уфе мещерякам и в верности вставшим башкирцам ружье иметь для себя, токмо с теми, кому иметь и носить запрещено не ссужатся и не продавать. Башкирцев и татар, кто во время воровства и бунта пойманы и винились в нападении на Вологодския роты и в других воровствах и в смертных убивствах казнить смертию, а других в ссылку сослать, а не освобождать; а пущих заводчиков, хотя они и отпущение получили, Акая, Кильмяка, Бепеня, Мясегута, Умира, Ишалю, Солтан Мурата, по причинам партикулярных дел, одного по другом забрав, жестокою казнить смертию..."

    Источник: zz-project.ru/osa/349-173...niku-rumyantsevu

    zz-project.ru – Исторические документы Перми Великой

    Все остальное антураж и лирика...! Русь не имеющая металла и добывающая металл из могил, отливала колокола, пушки ружья, а башкиры с «развитой металлургией и металлообработкой» могли лишь сабли, косы,и конскую сбрую. Самим не смешно?

    Цитировать этот комментарий
  13. #13 Benefits of Coconut Oil октября 28 17:14:

    This is really interesting, You're a very skilled blogger.

    I've joined your rss feed and look forward to seeking more of your fantastic post.

    Also, I've shared your site in my social networks!

    Цитировать этот комментарий
  14. #14 quest bars cheap ноября 3 14:50:

    Definitely believe that which you said. Your favorite reason appeared to be on the internet

    the easiest thing to be aware of. I say to you, I certainly get annoyed while people

    think about worries that they just don't know about.

    You managed to hit the nail upon the top and defined out the

    whole thing without having side effect , people can take a signal.

    Will probably be back to get more. Thanks

    Цитировать этот комментарий
  15. #15 quest bars cheap ноября 3 16:09:

    Hey there! I'm at work surfing around your

    blog from my new apple iphone! Just wanted to say I

    love reading your blog and look forward to all your posts!

    Carry on the outstanding work!

    Цитировать этот комментарий
  16. #16 What Equipment is Needed for Sling TV ноября 10 8:29:

    Pretty! This was an extremely wonderful article. Thank you for providing these details.

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2018.