Татарская трибуна » Архив » Теплые ветры древних Буль-буль-буль…

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Теплые ветры древних Буль-буль-буль...

Известие о начале работ над созданием фильма "Теплые ветры древних Булгар" вызвало у татарской общественности неподдельную радость. Этого дня мы ждали, без преувеличения, десятки лет. Древняя, богатая событиями история татарского народа была фактически не допущена к искусству кино. Москва категорически запрещала даже думать нам о создании своей киностудии. Народ работал, как вол, наработанное уплывало в Москву, кото-рая и решала, что кому по-ложено, а что не положе-но. Однако тем временем подоспели ветры демокра-тии, забрезжила надежда, появилась возможность создания национального кино. За дело взялся талантливый режиссер Булат Мансуров.

И вроде дело пошло: был создан сценарий, сформирован творческий коллектив. Мы ликовали. Газеты с восторгом писали: будет наше кино! А уж когда на берегу Казанки возникли полусказочные строения времен Булгарского ханства, радости вообще не было предела. У иных даже вошло в привычку прогуливаться по местам съемок грядущего кино. Поддалось на общий азарт и правительство республики — денег не жалели. Предприятия изготавливали для будущего фильма разного рода реквизит, первоклассные сабли, копья. Шились костюмы для ханов, беков, послов, воинов, а газеты пестрили фотографиями артистов в этих самых костюмах. Все ждали чуда. Время, однако, шло, чуда не случилось. Стали разговоры ходить: Булат Мансуров, мол, решил не ограничивать себя Древним Булгаром и замахнулся на грандиозную киноэпопею. Опять ждали. Ни фильма не увидели, ни тем более эпопеи. Начали беспокоиться. "Где фильм? Куда девались выделенные республикой миллионы?".

...

Увиденный нами материал, по сути, из двух фильмов. Первый — о принятии Древней -Русью христианства. Второй-о Чингисхане. Они, можно сказать, готовы. В обоих фильмах есть что посмотреть, есть о чем поразмыслить. Однако при чем тут фильм о Древней Булгарии?

Долгожданного же фильма о Булгарии как не было, так и нет. Есть лоскутный набор эпизодов. А вот если их свести воедино, получится замечательный фильм, не уставал убеждать режиссер. Мы не поверили. И более всего — я. Потому что как ни собирай эти лоскуты, как их ни сшивай, ни тасуй, а того фильма, которого мы все ждали, из него не получится. Потому что ни в одном из эпизодов мы не видим прославившей себя Булгарии. Есть некие обряды, сыгранные на уровне самодеятельного фольклорного коллектива. Стрелы свистят, кони скачут, сабли звенят. Воины похожи на булгарских. Но и тут — не борьба с захватчиками, а ка-кие-то междоусобные свары. В роли булгарского хана — симпатичный дед, до смешного напоминающий русского Деда Мороза. Русский посол, рослый красавец, заполняя собою экран, входит в комнату, где в кресле, которое, должно вроде бы означать трон, боязливо съежившись, сидит булгарский хан. И если, согласно сценарию, посол прибыл просить хлеба, то по фильму разговору посла и хана напоминает встречу председателя Верховного Совета ТАССР с представителем центра. "Отчего налог не платим, a?!"

Запомнился эпизод. Прибывший из. Руси человек (хоть убей, не помню, с какой надобностью прибывший) беседует с местным жителем (тоже не припомню, кем он там был, этот житель). И если представитель Руси то и дело изрекает всякого рода мудрые мысли, то наш либо вяло поддакивает, то несет какой-то банальный вздор. Ну что-то вроде шута при князе. Есть в будущем (если, конечно, таковым его можно назвать) фильме и ряд других эпизодов. Од-нако ни один из них не свиде-тельствует о силе и величии Древней Булгарии.
Скажу одно: Булгарского государства в увиденных нами фрагментах просто нет. (Возможно, конечно, у режис-сера где-нибудь в запасе имеются другие эпизоды?) А если нет Булгарского государства, то нет и фильма.
Повторюсь: Булгарское государство — это не Татарская автономная республика. Народ, имевший сильное государство, заслужил уважение. Долго ждали мы такой фильм, да не знаю, дождемся ли теперь...

Туфан МИННУЛЛИН,

http://www.azatlyk.c...s/news_190.html
http://www.mediaspru.../mansurov.shtml
Мираж кинематографический
Фильм "Теплые ветры древних Булгар", по планам режиссера Булата Мансурова, должен был стать подарком к 1000-летию Казани. Но стал миражом, достойным войти в анналы истории отечественного кинематографа.
Среди тех, кому все-таки удалось познакомиться с отснятыми за 10 с лишним лет кадрами, — казанский историк Искандер ИЗМАЙЛОВ. Он являлся научным консультантом картины и автором эскизов эксклюзивных предметов, сделанных под старину. Кроме того, он был членом двух экспертных групп, специально созданных для просмотра отснятого материала.

— Искандер, заявка Булата Мансурова на создание исторической картины была одобрена худсоветом Госкино Татарстана в 1993 году. И тогда отзывы на сценарий дали Тариф Ахунов, Миркасым Усманов, Альфред Халиков, Сайяр Айдаров, Нияз Халит, московский востоковед Горелик и вы в том числе. Похоже, сценарий тогда понравился?
- Критических высказываний прозвучало немало, но общий настрой был положительный: да, Татарстану нужен свой кинематограф! Тогда очень популярной была идея заключения федеративного договора между Татарстаном и Россией. Заключительная серия, например, должна была рассказать, как князь Владимир заключает договор с булгарами. И это смотрелось бы в начале 90-х годов политически выигрышно: если уж тысячу лет назад можно было договориться с Россией, то что мешает нам это сделать сейчас. Да и в основу фильма был положен добротный материал — роман Нурихана Фаттаха "Течет река Итиль". Но после того как не заладилось с директором фильма, все было отдано на откуп Мансурову. А он полностью перекроил сценарий. Вместо заявленных на худсовете двух серий через какое-то время представил съемочной группе и Госкино РТ сценарий дилогии в трех картинах. Всего шесть!

— Вы с самого начала были консультантом фильма?
- Консультантом я стал после скоропостижной кончины Альфреда Халикова. Согласился, потому что у меня всегда был интерес к историческому кинематографу. На первых этапах мы сделали много хорошего. В частности — были разработаны и сделаны макеты древнебулгарского вооружения: топоры, сабли, копья, мечи. Татарстан пошел на очень серьезные затраты. Татнефтепродукт выделил тогда на подготовительную работу около 15 миллионов рублей. Были задействованы Компрессормаш, "Мелита". Костюмы для булгар, хазар, арабов шили опытные мастера Москвы.

— Тогда еще не было никаких тревожных симптомов?
- Пожалуй, были. Например, я не совсем понимал, почему нужно снимать шесть серий, ведь деньги заложены в госбюджет только на две и финансирование шло исправно. Но время проходило — и никакого результата. Мне кажется, тут сказался негативный опыт советских времен, когда ход съемок зависел от вдохновения режиссера. К сожалению, выявились и другие вещи. Например, массовку одевали в дорогостоящие эксклюзивные костюмы, от которых уже через неделю ничего не осталось. Я тогда искренне недоумевал: как дальше снимать? Мне ответили: что-нибудь придумаем. Были приглашены совершенно необученные люди. В ключевом по сюжету поединке Алмыш-хана герои сшибаются и падают с коней. В руке Алмыша какая-то маленькая палка. Спрашиваю: что это? Оказывается, копье. Копье таким не бывает, но с большим "настоящим" копьем каскадер падать с коня боится. За 10 с лишним лет все поменялось кардинальным образом — и сценарий, и съемочная группа, и актерский состав. То, что я увидел на просмотрах, для меня непонятно.

— Искандер, расскажите, пожалуйста, об этих просмотрах.
- Всего было два просмотра — один в январе 2004 года и второй нынче, в феврале. В первый раз Мансуров сам привез в Казань материал, который мы смотрели около шести часов. Удивило то, что в титрах было заявлено: фильм поставлен по заказу Московской патриархии к 1000-летию принятия христианства. И среди прочих организаций и стран, принимавших участие в съемках как бы между прочим был указан и Татарстан. От романа Нурихана Фаттаха практически ничего не осталось. Волжская Булгария фигурировала лишь косвенно. Шаг за шагом рассказывалась "Повесть временных лет". Например, минут 40 -45 нам показывали языческий обряд русалий. Даже в самых крутых эротических лентах Голливуда я не видел такого. Мансуров, говоря о необходимости дальнейшего финансирования, подчеркнул тогда, что этот фильм прежде всего нужен Татарстану, что это был бы подарок к 1000-летию Казани. И ни слова о том, что республика уже внес львиную долю денег...

— Какой же вердикт вынесли эксперты в 2004 году?
- Каждый из нас написал заключение. Процитирую свое: "Материал фильма носит фрагментарный характер. Нет общего замысла, общей стилистики. Многократно нарушены все законы кинематографа, герои схематичны, сцены статичны, отсутствует движение и действие полностью. Отсутствует общая драматургия... Много эротики. Судя по представленным фрагментам, фильм не готов на 80 процентов, как утверждает Мансуров, поскольку целый ряд сцен требует пересъемки и досъемки... Это фильм о русской истории в целом и крещении Руси в частности, в который вкраплены некоторые элементы татарской истории. Категорическим образом это не национальный татарский фильм, а подражание плохим российским историческим фильмам". Поверьте, это еще не самая плохая оценка.

— Видимо, после этого Булат Мансуров очень серьезно призадумался...
- Он вышел на Госсовет РТ с новым предложением. Мол, не то показал. На самом деле есть другой фильм — уже о булгарской истории. И он готов нам его продемонстрировать: И мы — председатель Госкомитета по кинематографии РТ Зуфар Бухараев, драматург Туфан Миннуллин и я как историк и бывший консультант картины — отправились в Москву. Просмотр на "Мосфильме" длился часов семь, и материал произвел на нас еще более тягостное впечатление.

— Не кажется ли вам, что Татарстану нужен был именно такой урок, чтобы понять — лучше надеяться на свои силы. Но миллионы рублей выброшены на ветер...
- Я считаю, что нужно затребовать обратно костюмы и все те предметы, которые были изготовлены по нашим эксклюзивным эскизам на деньги республики. Пусть это будет достоянием татарского молодого кинематографа.

Резеда ДАУТОВА
"Восточный экспресс" №148/35 (400) 1 сентября 2005 г
http://subscribe.ru/...world.tatarlar

Это кадры из кинофильма, опубликованные в журнале "Родина", №8, 2005 г., присланные Тахиром, за что ему зур респект!

http://www.turan.info/forum/showpost.php?p...45&postcount=19

И еще на эту тему

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2017.