Татарская трибуна » Архив » В Казани открыт памятник сподвижнику Ататюрка — татарскому ученому Садри Максуди

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

В Казани открыт памятник сподвижнику Ататюрка — татарскому ученому Садри Максуди

7 декабря 2016 г. в столице Татарстана Казани состоялось открытие памятника татарскому и турецкому ученому, государственному деятелю Садри Максуди. Монумент, созданный скульптором Асией Миннуллиной, установлен в казанском парке "Стамбул". В церемонии открытия приняли участие президент Татарстана Рустам Минниханов, премьер-министр Турции Бинали Йылдырым и родственники самого Максуди, сообщает издание Idel.Реалии. Садри Максуди родился в 1878 году в деревне Ташсу Казанского уезда Казанской губернии. Окончил факультет права Парижского университета.

В 1906—1912 годах дважды избирался депутатом Государственной думы Российской империи, а после революции — одним из организаторов и участников I и II Всероссийских мусульманских съездов.

В 1918 году Максуди покинул Россию. В 1924 году познакомился с первым президентом Турции Мустафой Кемалем Ататюрком, который лично пригласил его работать в Анкару. Максуди трижды становился депутатом турецкого парламента. Он скончался в Стамбуле в 1957 году. Одна из улиц Стамбула носит его имя.
 
Источник: http://www.turantoday.com.

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 татарник января 28 3:37:

    Модератор, без синең белән ике ахмак, монда “контора” ны искә алып, булган татарны да өркеттек ахрысы. Тукай әкиятендәге бүре башы тапкан кәҗә белән сарык кебек булдык бугай. Алар да бүреләргә эләккәч, тегеләр учак янында мыскыл итеп нәрсә ашыйбыз дип сорыйлар икән. Сарык белән кәҗә капчыктан бүре башын чыгаргач бүреләрнең берсе су алып киләм, икенчесе тоз кирәк, өченчесе утын китерәм, калганнары тагын да сәбәп табып качып беткәннәр имеш. Татар телен яклыйм дип (сайтта , мәйдәндә түгел) 200 татар түгел, ике татарны да җыеп булмый. Ярый шушы постны язам да тайм-оут алам.

    Мин язган идем:

    Цитата:

    Шулай итеп Рәсәй империясендәге мескеннәр, сукбайлар әкренләп элекке хәленә кайта-беренчедән Мәскәү изеүе, икенчедән үзләренең сорыкортлары һәм аларның ярдәмчесе булган руханилар изеүе астына.

    Һәйкәл һәйкәл белән, үзебезнең кыска гына вакытка нәтиҗә ясыйк әле. Казанның меңеллыгы алдыннан чыккан статьяны (Сергей Снежко МОСКВА-КАЗАНЬ: ТЫСЯЧЕЛЕТИЕ СПУСТЯ 22 августа 2005 г.) чокып чыгардым, шуннан өзек, ике абзац:

    “Что мы имеем на данный момент? Роль националистов (ТОЦ и его клоны) в татарской среде как политического движения стремится к нулю. Даже в их признанном центре — Набережных Челнах — Кашапов и Ф.Байрамова вряд ли выведут на улицу тысячу человек. Наибольшим влиянием и потенциалом обладает туранская партия (Рафаэль Хакимов, Равиль Гайнуддин, Р.Хаким, мэр Казани Камиль Исхаков, Исхак Лофтула, Ахмадеев) — это в основном бывшие деятели националистической интеллигенции плюс часть хозяйственной номенклатуры, решившая, что на Москве можно поставить крест, и опирающаяся в основном на Казань, Питерскую (окружение жены руководителя фракции «Яблоко» в заксобрании М.И. Амосова) и Нижегородскую диаспору русская (евразийская) партия — (братья Акчурины, писатель Р.Мухамадиев, генерал М.А. Гареев, Ф.А. Табеев и т.д., Кафиль Амиров, М.Г. Хузин, Талгат Таджуддин), опирающаяся в основном на татарские диаспоры вне Татарстана — Москву, Уфу, и др., исламистская партия (медресе Набережных Челнов, Уфы, Ульяновска, Гусман Исхаков, Валиула Якупов — т.н. «Казанский муфтият» и другие радикалы). Задача патриотических и консервативных сил России — в данном контексте поддержать тех, кто им близок — кряшен, про-российскую евразийскую партию и сочувствующие им круги в Казани.

    ….Оптимальная тактика действий сейчас (и в ближайшие годы) это работа с татарскими про-русскими кругами (пусть даже относящими себя к мусульманам, особенно с диаспорами в других российских регионах), в сочетании конечно и с усилением влияния и консолидацией русского населения в Казани. Безусловно, необходима и постепенная миссионерская деятельность Русской Православной Церкви, направленная, прежде всего, на обширный слой атеистической части татарского общества (особенно городской молодежи, что, кстати, уже делается), однако осуществляемая мягко, без конфликта с находящейся на про-российских позициях части муфтията (ЦДУМ РФ и др.)”

    Политикага минем кысылыш юк, шулай да карыйк эле, ирешкәнме урыс дуслар үз ниятенә. Ачык чыганаклардан күренә: Кашапов төрмәдә, Байрамова җәберләнгән (в опале), Гайнутдин-җәберләнгән, Камил Исхаков-гейзерлар узәнендә Тмутараканьда иде, хәзер хәбәре юк, Якупов атып үтерелде. Максатлары минемчә тормышка ашкан. Икенче абзацка килгәндә –тулысынча уңыш. Рәсәйнең патриотик һәм консерватив көчләрен татарны бетерү буенча котларга була.

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Анвар января 28 12:11:

    Татарник, сам то понял, чё написал? Не умничай, будь попроще и народ к тебе потянется.

    Син модераторга үпкәләдеңме, әллә татар халкынамы? Әлбәттә, үпкәләп ирен күптерү — ул нак безнең милли характерга хас. Бу яктан син үзеңне рафинированный татар кешесе итеп күрсәтәсең.

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 татарник января 28 21:10:

    Цитата:

    Бу яктан син үзеңне рафинированный татар кешесе итеп күрсәтәсең.

    Инәсен сыдыраем... төн чыкканчы- җөн чыккан! Ән-Нур әхирәт, кичә генә, әллә берсекөнме мин “әфәнде” идем, “татар-нык” идем, ә бүген “рафинированный татарин”. Рафинированный, кешегә карата, минемчә ялтравык (лоск), балауздан (восковый), кайбер явызлар хәттә“ботоксный” диләр, һавасы чыккан (шуның өчен аңа гади кеше белән сөйләшүе авыр), үземнән өстәп –түрәләр турында “политестка сыйдырып” гына фикер алыша, үзе эндәшмичә ахмакларны сөйләтергә тырыша –дип әйтер идем. Мондый шелтәдән соң язам инде, язмыйча нишлисең...

    Цитата:

    Әлбәттә, үпкәләп ирен күптерү — ул нак безнең милли характерга хас.

    Ызначица, иренне күперәйтеп, шапырайтып алыйм әле. Шулай булгач күкрәкне дуга эшләп, күркә сыман кабарып, карчыгадай кулбашларны каерып , ягъни икенче төрле итеп әйткәндә -халыкка үпкәләп Семеон Бикбулатовичны Мәскәүдә патша итеп калдырган Явыз Иван халык ялынуы аркасында кире кайтырга мәҗбүр булган кебек , тагын бер пост. Рәхим итегез.

    Шулай итеп җәмәгатъ, алдагы поста гомум көч белән (чөнки берәү дә каршы сүз әйтмәде), урыс кардәшләрнең 10елдан артык язылган статьясының 2 генә абзацын тикшереп, татар туганнарын татар идарәчеләре ярдәмендә бетереп яталар дигән НӘТИҖӘ формасында Казанның 1010ел юбилеена (соңга калып булса да) һәм Минтимер бабайның 80 яшенә багышлап тагын бер хәйкәл куйдык. Хәзер руханыйларыбызга һәйкәл куеп карыйбыз, килеп чыкса. Менә безнең яраткан мөфтиебез һәр вәгазеннән, хөтбәсеннән соң “тынычлык өчен көрәшүче юлбашчыларыбыз өчен дога кылыйк” ди ( сугышу, татулашу мәсьәләсе Мәскәү прерогативасы, шуның өчен монда ике Рөстәмнең кысылышы юк) һәм дә гает намазларында Рәсәйне “Богом хранимая Святая Русь” дип сөйли. “Святой” гарәп теленнән “аль-куддус” – Аллаһ Сөбхәнәкәнең исеме, шулай булгач боярышник эчеп бер юлы 70шәр кеше үлгән (күпмесе гәрип калган-анысы билгесез) Рәсәйне Аллаһ Тәгалә исеме белән атау –артыклыктыр.

    Ярый кайтыйк тынычлык өчен кәрәшүче юлбашчыларыбызга. Сүрия турында мин язган идем. Хәзер Рәсәй-Украина мөнәсәбәтләре аша бу проблеманы карыйк. Хәзер, каршы булмасагыз, урысчага күчәм. Вот строчит Кунгур со шконки:

    kungurov.livejournal.com/190654.html

    Теперь на ваш суд предложу свою схему в продолжение мыслей Кунгура:

    Братьями каклами сегодня правит двуумвират атлантистов и мировой финансовой олигархии. У “ротшильдов” через инвестфонд Франклин-Темплтон находится значительная часть суверенного долга Украины плюс три ярда из 15-ти которые Путин успел перечислить Януковичу. Приводится общая сумма 17,6 ярдов, имхо на 15г. (кто-то может возразить , что этоа сумма хирня, но учтите к тому времени это были мусорные облигации, и возможно на эту сумму выкуплена вся Хохляндия с патрохами). Получается, при том что экономически страна заложница финансистов, в руководстве страны атлантисты, т.е форма не соответствует содержанию. В отличие от нас , “дарагих рассиян” где и экономика “ротшильдовская” и правит их ставленник. Сегодня “ротшильдов” не устраивает оставаться в роли казначеев “рокфеллеров” , поэтому война между Украиной и Россией с превращением в третью мировую почти свершившийся факт. Есть одно но... в Америке победил Трамп. С его реиндустриализацией, изоляционизмом, поддержкой малого бизнеса и прочей тому подобной лабудой –он является полной марионеткой финансистов. Отсюда болтовня о гражданской войне в США. Т.о. единственная поддержка Киевского режима пока –это ЕС. Не уберут или не переформатируют Трампа, развалится ЕС – считайте мировой Израиль со своим богом золотым тельцом построен.

    Сөйләшүне нәтиҗәләп, милләттәшләр кем мөфти хәзрәт белән тыгыз аралаша бу ликбезны аңа җиткерергә тырышың. Югыйсә, Путин янында йөреп, Мәккәне яулап алыйк дип, сәер сүзләр сөйләп куя.

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 Анвар января 29 0:27:

    Цитата:

    Путин янында йөреп, Мәккәне яулап алыйк дип, сәер сүзләр сөйләп куя.

    Син сүзгә алган хәзрәт бит инде 30 елга якын Мәскәү тәхете тирә ягында шут булып йөри. Ә инде бүгенге патша аңа биктә уңай туры килде, алар бит бер контора кешеләре.

    Татарник гали җәнәпләре, зинһар өчен тәхетеңне бикбулатовичларга ташлап китмә озакка. Хәзер менеп утырырлар!

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 татарник января 29 15:19:

    Цитата:

    Син сүзгә алган хәзрәт бит инде 30 елга якын Мәскәү тәхете тирә ягында шут булып йөри. Ә инде бүгенге патша аңа биктә уңай туры килде, алар бит бер контора кешеләре.

    Коран 2:150 “Не бойтесь же их и бойтесь Меня, чтобы Я мог завершить милость Мою вам, — может быть, вы будете на прямом пути!” Уважаю честных людей Әнвәр туган, ән-Нур канишнэ артыклык, әммә Габд-ән Нур (татарча Гаптинур)–иң килешкәне.

    По муфтий-хазрату я бы не стал делать столь категоричные выводы. И вот почему. Как бы громко не назывались эти учреждения “Исламский университет” в Уфе, “Булгарская исламская академия”, из молодых людей они будут готовить мракобесов — духовенство, которое не умеет увязывать современные процессы с Божьим законом, не владеет дискурсом, т.е не умеет описывать современным языком политику, происходящие события и сравнивать с Божественным откровением. Это совершенно не значит, что в Ислам превносится “бидагәтъ”-новшество. Духовный лидер должен получить и светское образование в виде гуманитарных и точных наук, и богословское образование. Богословское образование- это сфера нравственности, а точные и гуманитарные науки- открытие Божьих физических и общественных законов, они не пересекаются. Это словно два крыла птицы- нет одного крыла, она не полетит. Не верующий в Бога человек он не полный, куцый, по-арабски “әбтәр”, по-татарски “койрыгы өзек, койрыгы киселгән”. Ни одно светское образование не сделает из мрази нравственного, честного, совестливого, великодушного, милостивого и т.д. человека, а сделает более утонченную и коварную мразь. Но богословское образование, даже если Аллаһ Сөбхәнәкә обделил своего раба иманом (Веры) , есть шанс за счёт рациональности и исходящей от этого богобоязненности спастись. Не зря же Аллаһ Тәгалә обращаясь к бедуинам говорит : «не говорите мы уверовали (муслимы), ибо вера ещё не проникла в ваши сердца, а говорите мы покорились (мусульмане)» .

    Возвращаясь Талгат-хазрату я могу сказать, что он очень много сделал для Ислама, в годы , когда Муртаза лютовал не ломал перед ним татарский язык как наши педерасты-чинуши, не старался показывать какой он правильный башкир, читал проповеди на татарском. Я считаю, что он истинно верующий человек. Схема приведенная в предыдущем посте только на первый взгляд кажется простой, это синтез политических, экономических, философских, богословских вопросов и должны заниматься этим учёные мужи, а не такие простолюдины как я. В этих вопросах не просто разобраться человеку с высшим образованием, не то что выпускнику духовной «академии» или «университета». Тем более, ёптать (здесь: аналог слова «кощунство») учебного заведения «ислама с российским уклоном». Поэтому я считаю в его неосторожных высказываниях больше мракобесия и он совсем не потерянный для татар и Ислама человек. МашАллаһ.

    Цитировать этот комментарий
  6. #6 Кунак февраля 19 19:46:

    Похвально то что Талгат Таджутдин устоял и не прогибался под Муртазу и башистов. Но в одной из телепередач он целовал руку попу большого чина. Препративная картина.

    Цитировать этот комментарий
  7. #7 татарник февраля 23 15:07:

    Цитата:

    Но в одной из телепередач он целовал руку попу большого чина.

    По поступку муфтий-хазрата предложу три варианта.

    1) Муфтий- хазрат проявил высшую степень смирения, присущее только посланникам Аллаһа. В хадисах описывается, когда Мухаммаду при встрече некий человек не подал руки, пророк спросил, в чём причина такого его поступка. Тот ответил: “О, посланник Аллаһа, я земледелец, посмотри на мои руки в них въелась земля, которая не смывается, пальцы мои скрюченные, мне стыдно их подавать тебе”. Посланник Аллаха взял эти руки и поцеловал их. Или сподобился Иисусу, моющему ноги своим помощникам.

    Зарабатывал ли Патриарх Алексий хлеб свой насущный как упомянутый земледелец? Или же то, что РПЦ сидит на квотах от продажи нефти, на жертвоприношениях “частных православных верующих” типа “Газпрома”, РЖД, Сбера, других банкиров, даже на скандальных беспошленных ввозах алкоголя и табака –несколько иное, чем хлеборобство? Конный пешего не разумеет, сытый голодного не поймет..., перепутали..., не те руки?

    2) Муфтий-хазрат счёл, что православные попы идут более прямой дорогой в Царство Божье, чем наши муллы, по пути Иисуса и христианских святых –это путь монашеско-аскетический. Но можем ли мы говорить, что попы подвергают себя аскезе www.dal.by/news/5/11-10-13-9/? Стал бы Иисус ради вознаграждения отпевать бандитов, отстрелянных как бешеные собаки во время дележа чужого добра, или ставить свечки с наёмниками в церквях, убивающими за деньги в той же Сирии, только потому что эти твари на шеях таскают золотые кресты на золотых цепях?

    3) Обыкновенная наша азиатчина, раболепство присущее нам всем, перед материальным богатством и техническим превосходством оппонента. А муфтий –хазрат из нас же самих.

    p.s. по словам беглого гэбэшнего генерала Калугина, патриарх пригласил его в свою резиденцию и в личной беседе сказал: «Я помог спасти православие, сотрудничая с вашими органами, ради высших целей».

    Здесь есть один скользкий момент, даже трагедия — когда ради высших целей начинаешь надеясь перехитрить, заигрывать с дьяволом, всегда оказываешься его заложником. Невозможно, оставаясь честным, сесть за игру с шулерами и рассчитывать на выигрыш.

    На следующий после его кончины день, 6 декабря 2008 года, газета Коммерсантъ писала о нём: «Патриарх Алексий II стал первым представителем церкви, которому удалось настолько сблизить интересы религиозной и государственной власти, что отделить одну от другой стало впредь невозможно.»

    p.p.s. папа Урбан II, услышав о смерти ненавистного французского кардинала, в сердцах изрек: «Если Бог есть – надеюсь, Ришелье за все ответит. А если Бога нет – значит, Ришелье повезло»

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2018.