Татарская трибуна » Архив » Чингисхан. Татарский взгляд

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Чингисхан. Татарский взгляд

ТакырЧем больше разговоров о Чингисхане, тем интереснее наблюдать за метаниями российских историков. Вот и недавно в газете «Asia Times», Гонконг, появилась статья адъюнкт-профессора истории Университета штата Индиана Дмитрия Шляпентоха «Переосмысление Чингисхана», утверждающего, что российская историография оказалась сегодня между двух огней.

 

Ведь если российские историки будут отстаивать прежнюю точку зрения, согласно которой Россия являлась передовым форпостом Европы в борьбе с тюркским нашествием хана Батыя, то невольно выйдет, что современные русские выступают в роли ярых врагов по отношению к своим же тюркам-соседям. Тем же казахам, киргизам, узбекам, татарам, башкирам, якутам, кумыкам, ногайцам. Незаконно узурпировавшими великое наследие Чингисхана – империю Золотой Орды. То есть русские в данном случае выступают сторонниками отнюдь не светлой силы. И такая интерпретация им крайне нежелательна, учитывая современный политический момент.

А с другого боку, если русские хотят принять версию Гумилева о славянско-тюркских корнях своего народа, то и в этом случае, как полагает Дмитрий Шляпентох, самое большее, на что они могут претендовать на территории Евразии, так это разве что на роль «младшего брата» якутов и тунгусов. И что же в этой патовой ситуации делать? Возникает необходимость в переосмыслении истории. В ее фальсификации. Во внушении своим же близким соседям: казахам, киргизам, татарам, башкирам, что Чингисхан к ним никакого отношения не имеет. И иметь не может. В сеансе массового гипноза. Чтобы народы эти спали и видели, что Чингисхан – это где-то там, да-ле-ко отсюда, за тридевять земель, в Монголии. И что никакой он не тюрок, а напротив – самый обыкновенный халха-монгол.

Однако если раньше, во времена тоталитарного Союза, с его лагерями для политзаключенных и расстрелами инакомыслящих такие штучки с рук еще сходили, то сегодня уже нет. И те же «проснувшиеся ото сна» казахи, изумленно озираясь вокруг, начинают вдруг задаваться недоуменным вопросом. Ну как же так, искренне поражаются они? – если папа Чингисхана был из тюркского рода кият, если мама была тюрчанкой – коныраткой, то, спрашивается, с какого такого «перепуга» сам Повелитель Вселенной стал монголом? И что это за такие непонятные превратности судьбы могли столь сильно повлиять на его личную автобиографию? Странно все это как-то?

А вот что думает, к примеру, по поводу нынешней сложившейся уникальной «исторической» ситуации с Чингисханом, (когда врать уже нельзя, но врать все еще продолжают), известный татарский ученый, писатель и историк Рафаэль Безертдинов. Я его спрашиваю:

– Рафаэль-ага. Я знаю, что сегодня в Монголии устанавливают памятник Темучину, величиной с десятиэтажный дом. Те же китайцы, которым Потрясатель Вселенной даже не родственник, признают Чингисхана основателем своей империи, и также возводят ему скульптурные монументы. И вот, наконец, мы слышим, что и у вас в Татарии установили стелу великому полководцу. Выходит, ваши земляки в отличие от нас хранят память о своем великом предке и не забывают, что он сделал для некогда единого тюркского народа казахов и татар?

– Если бы это было так. Я расскажу вам, что стоит на самом деле за этой историей с татарским памятником. Ведь наша местная элита при одном только упоминании имени Чингисхана впадает в трепет. Они даже под угрозой расстрела не хотят признавать своего родства с великим полководцем. История на наших глазах перевирается.

И их можно понять – на них, наших правителей, давит Россия, российские историки и политики. Считается, что мы никакие не татары, а булгары. (Были когда-то такие древние тюркские племена, проживавшие здесь до тюркско-татарского пришествия орд Потрясателя Вселенной.)

Поэтому, какие бы я пороги ни обивал, куда бы ни ходил, доходил даже до нашего президента Шаймиева со своей идеей установки памятной стелы Чингисхану, – но везде и всюду встречал только отказ.

А потом я подумал и решил: да какого черта. Если сегодня, скажем, какой-то наркобарон ставит памятник своему прадеду, не спрашивая на то ни у кого соизволения, то зачем мне кого-то о чем-то спрашивать? Взял да и поставил эту стелу на собственные сбережения. Хотя это было нелегко. Как нелегко самостоятельно находить средства на выпуск своих книг, рассказывающих о настоящей, а не сфальсифицированной истории наших народов. Как, в общем-то, нелегко отыскивать деньги на свои поездки, чтобы приезжать сюда, к вам, рассказывать о том, что у нас творится.

Признаюсь, не поняв мотивов такого моего подвижнечества, от меня ушла первая моя жена. Но ничего, я женился тогда на второй, разделяющей мою систему взглядов. По крайней мере, от своего я не отступлюсь. Мы еще очистим свою историю от грязи и фальсификаций.

– Не признавать татар за татар, извините меня за тавтологию, это даже как-то смешно звучит. Нелепо получается. Хотя и, с другой стороны, пытаться доказать, что предки современных казахов и татар не имели никакого отношения к Чингисхану, это все равно, что предпринимать попытки отделить греков от славы Александра Македонского. Показать их непричастность к нему. Однако в чем же тут причина?

– Я бы назвал две причины. Так в начале июля 1711 года Петр I, объявивший войну Турции, со своей армией был окружен османо-татарским войском у реки Прут. Русская армия насчитывала на тот момент 38 тысяч человек, османо-татарская 188 тысяч. Попытка прорвать окружение была отбита. У русских заканчивалось продовольствие, вода. Положение усугубляла страшная жара. Все шло к поражению русской армии и пленению царя Петра I. И тут русским помогла неожиданно взятка, выкуп. Заметим только, что и в то время существовали продажные сановники. И хотя крымский хан яростно протестовал против освобождения Петра, османский визирь Балтаджи Мухаммед-паша за большие деньги выпустил Петра I и его ближайшее окружение на свободу. Однако это было поражение. И это был для самого российского царя несмываемый позор. Поэтому в 1722 году Петр I дает указание казанскому губернатору забыть о том, кем являются на самом деле российские татары и воскресить любой ценой все прежде существовавшее, булгарское. Дабы само имя татар предать забвению.

Собственно, этим и занимается с той поры российская историография. На лицо создание очередного мифа.

И здесь же мы находим вторую причину. Сегодня идет рост самосознания малых тюркских народов России. Растет их численность. В то время как происходит естественная убыль собственно русского населения Российской Федерации. Вместе с тем мы видим, как рядом, буквально у нас под боком, крепнет и развивается стремительными темпами экономика независимого Казахстана. Братского нам по крови народа. Со схожим менталитетом, традициями и обычаями.

Поэтому в этой ситуации любая апологетика Чингисхана, признание его родственных корней с казахами и татарами вообще и с тюрками в частности в глазах некоторых российских политиков считается вещью недопустимой.

Как бы, опасаются они, казахи и татары не предъявили в будущем свои права на наследство Золотой Орды. И хотя сегодня такая угроза выглядит призрачной, но ведь кто знает, как могут повернуться события в не столь уж и отдаленном будущем?

– Однако не говорит ли это прежде всего о том, что российским историкам необходимо на основе учения Гумилева менять саму существующую историческую концепцию. И я вовсе не думаю, что так уж абсолютно здесь прав в своих рассуждениях адъюнкт-профессор Дмитрий Шляпентох, о котором мы упоминали в самом начале нашего разговора. Тогда как я предполагаю, сегодня необходима такая историческая версия, которая бы рассматривала русских не в унизительной роли младших братьев тюрок и уж тем более не как их ярых врагов, но в роли равноправных партнеров, внесших свой немалый вклад в дело сохранения единого Евразийского пространства. Но возможен ли такой вариант?

– Да. Вполне вероятно. Но я бы в этом самом месте хотел сказать и о том, что стало главной побудительной причиной разрушения империи Чингисхана. Эти роковые события, если мы рассмотрим историю, были связаны во многом с деятельностью религиозных миссионеров. Шла борьба за влияние на умы. И здесь единым фронтом против тенгрианства, исповедуемого кочевниками, выступали буддистское, иудаистское, христианское и мусульманское вероучения. Причем наибольших успехов в этом деле удалось добиться исламу.

И вот уже в 1312 году мусульманское духовенство, уничтожив главных претендентов на престол улуса Джучи, возвело своего человека Узбека ханом Золотой Орды. А еще через 8 лет Узбек-хан заманил на торжества в честь открытия новой столицы Сарай-аль-Джадид чингизидов и там коварно вырезал 120 чингизидов и нойонов – главных противников ислама. Он объявил ислам государственной религией и стал всех принуждать к его принятию. Несогласные уничтожались. Тем самым Узбек-хан совершил исламскую революцию, истребив прежнюю тюркско-татарскую элиту. И в этом отношении его можно смело сравнивать с Лениным, совершившим в России коммунистический переворот, уничтоживший русскую и тюркскую элиты. Причем, как нетрудно догадаться, следствием такой революции Узбек-хана стали затяжные хаос и смута, охватившие улус Джучи. В конечном итоге приведшие к распаду Золотой Орды.

Остается только к сказанному добавить, что для того, чтобы вытеснить из сознания кочевников постулаты их прежней тенгрианской веры, с ее поклонением единому небесному божеству, исламу потребовалось более четырехсот лет. И здесь последними сохранившимися оплотами тенгрианства, вплоть до начала двадцатого века, являлись казахские аулы. Тогда как тот же Ленин, если мы вспомним историю, за каких-то три года полностью уничтожил атрибуты христианства и ислама в России.

– Факты, излагаемые вами, сами по себе, разумеется, интересные. Но я бы хотел вам напомнить, что это ведь именно татарские муллы, подталкиваемые царским правительством, принесли к нам в степь ислам?

– Русские долго не могли покорить Казахские ханства. Не могли они привить казахам и православие. И вот тогда, чтобы привести этот народ к подчинению, российской императрицей Екатериной II было принято решение о переводе казахов, татар, марийцев, башкир в ислам, с его догматами покорности властям и обстоятельствам. Поэтому и были направлены в казахскую степь с особой миссией татарские муллы, выступавшие в данном случае в роли предателей как веры своих предков, так и интересов родственного нам казахского народа. Таков мой вам ответ.

– Но ведь вы же понимаете, что сегодня практически невозможно себе представить, чтобы казахи и татары отошли от ислама?

– Я прекрасно это осознаю. Но я и не призываю к отказу от ислама. Я просто говорю, что нам не следует сегодня в погоне за новомодными религиозными учениями начиная от веры свидетелей Иеговы и заканчивая кружками кришнаитов забывать религию своих предков, лежавшую в основе построения нескольких великих тюркских империй. Нам просто необходимо понять, что же представляла собой наша кочевая культура. Что лежит в основе поклонения духам предков. Что означают те или иные традиции и обычаи в жизни наших народов. Как правильно давать благословление – бата. А значит – нужны соответствующие книги. Научная литература. Необходимо преподавание такого предмета, как тенгрианство, в вузах и школах. Ведь это, в конце-концов, божество наших предков, верование, связывающее нас тысячами незримых нитей с нашими далекими пращурами.

– Скажите, существуют ли на сегодня пути по выводу того же Тюркского Эля (народа) из затянувшегося исторического кризиса, связанного с утерей независимости?

– Сегодня мы наблюдаем, как правители ряда тюркских государств на постсоветском пространстве обращают свои взгляды на Запад, на Россию, на Китай. И вряд ли их за это стоит осуждать. Однако все это шаги тактические. В плане же стратегическом для того, чтобы нам выйти на новый уровень роста благосостояния наших народов, я полагаю, нам прежде всего необходимо осознать, кто мы такие. За тысячелетия свой истории мы многое растеряли. Мы отошли от предначертанного нам пути, забыли свой язык, свою веру, обычаи и традиции. Поэтому прежде всего нам необходимо возродить самосознание нашего народа. Мы должны вернуть свою культуру, свою историю, воскресить присущие только нам национальные особенности.

Что же касается области внешней политики, то я бы хотел здесь напомнить одну историю. После того, как во II веке распался Великий Хуннский каганат, многие тюркские государства оказались предоставленными сами себе. Начались войны, смуты, грабежи. Наступили тяжелые времена. Пока, наконец, тюркское племя Алшина не выступило в VI веке с идеей объединения всех тюркских племен в единый Вечный Народ – Мэнгі Ел (Монгол). Так это переводится. И тысяча четыреста лет тому назад эта идея обрела своих сторонников во всех тюркских племенах – начиная от Семиречья и до берегов Иртыша и Итиля.

Поэтому, я полагаю, что сегодня и нам также пришла пора понять, что хватит тюркам прислуживать другим цивилизациям. Настало время вспомнить и о себе. О своих нуждах.

И здесь же я бы хотел напомнить слова великого провидца и правителя Билге-кагана (720 г.) как никогда актуальные сейчас:

«Эй, тюркские беи! Пока Небо не сдавит Землю, а Земля не разверзнется, знайте, тюркские улусы, тюркские государства, тюркские семьи, – тюркское владычество не исчезнет. Рек пролитой крови, костей наших, лежащих, как горы, будьте вы достойны! Эй, бессмертный тюркский улус (нация), осознай все это и гордись!» И да поможет нам в этом святом деле объединения всех тюркских народов наш Великий Дух Неба Тэнгри («Танірім». – Каз.) – Бог тюркских народов. Ведь только Он один из всех других богов сказал: «Да будет жив тюркский народ. Народом пусть будет»

Источник: http://www.megapolis.kz/art

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Андрей октября 23 14:42:

    Дима ШЛЯ-ПЕН-ТОХ?! Очередной жиденыш-грантоед? Даже комментировать нечего. Нет никаких метаний. Я читаю лекции на истфаке СПбГУ и постоянно общаюсь с профессорско-преподавательским составом. Был лично и БЛИЗКО знаком и долгое время близко общался с Львом Николаевичем Гумилевым и Александром Михайловичем Панченко. НЕТ НИКАКИХ «МЕТАНИЙ». Очередная жидовская ложь! (прошу прощения за резкость, но уже просто это достало!).

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Кадерле октября 28 16:15:

    Андрей, если Вы такой продвинутый в истории, что же не слышно Ваших мыслей о пропадающем татарском народе. Или хотя бы о кинофильме «Орда».

    И вообще молчите. А ведь можно было бы целой волной защитить татар, становящихся с каждым десятилетием все более и более толерантным. Может и из-за этого, может из-за тупости наших силовиков, постоянно терпящих напсилие и от них, и от шовинистических чиновников...

    Я сам то же, за Безертдиновым, склоняюсь к идее, что переходя, к тому же очень резко, в мусульманство, мы понесли большие потери, и продолжаем все еще терять...

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Андрей ноября 2 18:15:

    Кстати по вопросу зерновой безопасности России был случай : в середине 90-х в Санкт-Петербург прибыло судно из Польши (6000 тонн) с грузом зерна. Зерно должно было поступить на крупнейший в Европе комбинат т.н. «Невскую Мельницу» (бывш. «Мельница им.Ленина»). Там, по технологии, зерно прогревается до высоких температур и затем идет в закладку. Так вот, СЛУЧАЙНО, для проведения научного анализа, зерно взяли на пробу (на клейковину и т.п.) в один из научных институтов города. Там его стали смотреть в микроскоп и неожиданно увидели, что в половине зерен нет жгутиков. Что такое? Стали смотреть внимательнее, а это оказывается вообще не зерно, а хрен знает, что такое! Вызвали «компетентные органы». Сделали экспертизу и что-же? Оказывается в смеси с зерном из разлюбезной польши прислали несколько тысяч тонн пресованного пороха. По виду не отличить, а крупнейший в Европе элеватор взлетел бы на воздух или как минимум сгорел бы. Это о продовольственной безопасности и её реалиях. Вот такие проблемы. А сегодня мы для США и их холуев типа Польш еще больший кол в глотке т.к. под них не легли и их рабами не становимся.

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 choc апреля 30 21:31:

    Hurrah, that's what I was

    Удалено модератором. Спам

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2018.