Татарская трибуна » Архив » Фото-видео репортаж с дня памяти — 2010

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Фото-видео репортаж с дня памяти — 2010

Айнур СИБГАТУЛЛИН. Москва

“НЕУДОБНАЯ” ДАТА

Одним из самых трагических и зловещих событий в истории татарского народа, повлекшим его длительный упадок и едва не приведшим к полному исчезновению с карты мира, является взятие столицы Казанского ханства русскими войсками под предводительством Ивана Грозного 2 (15) октября 1552 года.

В течение 41 дня 30.000 защитников Казани героически сдерживали натиск 150-тысячного русского войска, но не смогли отразить напор противника, значительно превосходящего их как численно, так и технически.

После штурма города было уничтожено все его мужское население, за исключением последнего казанского хана Едигера, а оставшиеся в живых татарские женщины и дети были поголовно проданы в рабство. Реки крови текли по узким казанским улочкам, а горы трупов не давали возможности передвигаться по городу царю и его свите.

Вскоре после этого царское правительство совместно с православным духовенством начало осуществлять планомерное изгнание татар со своей земли, их насильственную христианизацию, а также тотальное уничтожение произведений и памятников культуры татарского народа.

Эти трагические страницы татарской истории веками старательно замалчивались либо искажались до неузнаваемости сначала монахами-летописцами, потом русскими имперскими историографами, затем многими советскими, а теперь уже и российскими историками.

Поколение за поколением впитывало чудовищную ложь о татарском народе, вся история которого сводилась к следующей примитивной формуле: Батыево нашествие – Татаро-монгольское иго – Куликовская битва – Стояние на реке Угра – Освобождение народов Поволжья от гнета Казанского ханства.

Захват Казани был в этой историко-идеологической цепочке завершением существования “бандитского гнезда работорговли и грабежей”, то бишь татарского народа и его государства.

Утаивать правду о взятии Казани сегодня стало гораздо труднее. Издание научных трудов таких известных историков, как М.Г. Худяков, С.Х. Алишев и многих других, проливающих свет на те трагические события, дает нам возможность узнать не одну лишь только точку зрения официальной имперской историографии, обосновывающей колониальные захваты Российской империи, лицемерно именуемые “добровольным вхождением народов Поволжья и Сибири в состав России”.

Вот уже на протяжении более чем 10 лет ежегодно в Казани 15 октября собираются многотысячные демонстрации. Этот день фактически является неофициально отмечаемым Днем памяти павших защитников Казани. Эта дата не включена в «Перечень праздничных и памятных дат Республики Татарстан», утвержденный Законом РТ от 19.02.92 г. Но народ все равно собирается почтить в этот день память воинов, отстаивавших независимость татарского государства.

И каждый раз это вызывает плохо скрываемое раздражение Москвы, а также ярых ультранационалистов, видящих в этом дерзкий вызов великодержавному шовинизму, чьим духом до сих пор насквозь пропитаны высказывания отдельных известных политических деятелей вроде В.В. Жириновского, ратующих за губернизацию РФ.

Сейчас в Казанском Кремле воздвигается величественная и прекрасная мечеть Кул-Шариф, которая должна увековечить память павших защитников Казани. Возведение мечети – действительно благородный акт и значительный шаг в этом направлении. Однако, как известно, мечеть предназначена совсем для других целей.

Кстати, Постановлением Главы администрации г. Казани от 20.03.99 г. № 494 установлено, что в 2002 году в Казани будет сооружен памятник павшим защитникам Казани в 1552 г.

Для осуществления этого должен быть учрежден специальный одноименный фонд и проведен конкурс на лучший проект памятника. Но пока лишь камень с надписью на нем краской по-татарски, лежащий у стен Казанского Кремля со стороны мечети Кул-Шариф, свидетельствует о намерении создать такой памятник.

Вероятно, кому-то может показаться, что “ворошение” прошлого, упоминание о трагедии 2 октября 1552 года, и уж тем более, установка подобного памятника лишь способствуют нагнетанию межэтнической напряженности в республике, да и в целом по Российской Федерации, особенно в местах компактного проживания татар.

Представляется, что подобный подход неверен, поскольку татарский народ, точно так же, как и русский, украинский или любой другой народ, имеет право знать и помнить историю своих героических предков.

Дело ведь не только в том – будет или не будет стоять памятник павшим защитникам Казани, – татары все равно никогда не смогут забыть той трагедии, как не могут забыть поляки и венгры жестокость царских войск в ходе подавления их народно-освободительных восстаний в XIX веке.

Если же мы будем замалчивать такую “неудобную” дату, как День взятия Казани русскими войсками в 1552 г., то мы проявим тем самым непростительное малодушие. Нам просто стыдно будет глядеть в глаза наших детей, которым в школах по всей России будут все также продолжать рассказывать о “злодеяниях и кознях” их далеких предков, вся вина которых состояла лишь в том, что их дома, земли и города приглянулись иноземным колонизаторам.

Конечно, Московское государство не было оригинальным в своей колониальной политике – ограбление стран и народов, их уничтожение и порабощение, а в последующем захват их земель и заселение жителями метрополии были самым обыкновенным делом в ту эпоху. Аналогичным образом поступали испанские, португальские, голландские и прочие европейские колонизаторы с народами Северной и Южной Америки, Африки и Азии...

Но европейские историки не пытаются бесстыдно представить колониальные захваты европейских держав как великую освободительную борьбу.

Совсем другое дело у нас: здесь какой народ не возьми, – все, как один, захотели войти в состав чужого государства, добровольно пожертвовав своей независимостью и землями, своей верой и  обычаями, чтобы добровольно получить взамен своих феодалов еще и царских воевод, а впоследствии генерал-губернаторов, а также православное духовенство, проводящее политику насильственной христианизации инородцев.

Надо признать, что наличие среди череды юбилеев “добровольных вхождений”, помпезно отмечаемых в ряде субъектов Российской Федерации, такой щекотливой и нежелательной даты, как 450-летие взятия Казани, – исторического центра второго по численности народа в государстве, совершенно не вписывается в великодержавную российскую хронологию и, естественно, будет традиционно представлено обывателю центральными СМИ лишь в негативном свете.

В этом случае огромное нравственное значение для нации будет иметь то, каким именно образом органы государственной власти Татарстана отметят это памятное событие.

Превращение Дня памяти в День примирения, как предлагалось некоторыми в последнее время, будет выглядеть весьма странно. Вряд ли день кровавой резни можно называть “примирением”.

Проведение Дня памяти «втихую» тоже не окажет большей чести официальным властям Татарстана. Но и какие-либо торжественные излишества здесь также будут неуместны.

На мой взгляд, Дню памяти необходимо, во-первых, придать официальный статус, внеся соответствующие изменения в Закон РТ 19.02.92 г. “О памятных и праздничных датах в Республике Татарстан”. В этот день, фактически являющийся днем траура, по всей территории республики надо объявить минуту молчания, как это принято в день 9 мая, – в память о погибших воинах.

Во-вторых, все-таки установить памятник павшим защитникам Казани, причем на таком месте, которое будет не где-нибудь на отшибе, создав при этом такой памятник, который будет достойно олицетворять героическую борьбу татарского народа за свою независимость.

В-третьих, постараться максимально полно довести через телевидение, радио, газеты, Интернет и любые иные источники информации до сведения российского общества то, что отмечать 450-летие взятия Казани вовсе не означает разжигать межнациональную вражду. Отмечать эту дату означает отдавать дань памяти предков, точно так же, как это делает весь народ Российской Федерации, празднуя День Победы и другие памятные даты второй мировой войны.

Конечно, наивно было бы рассчитывать на то, что отношение к этой памятной дате рядовых граждан, не являющихся этническими татарами и которым всю жизнь вдалбливали в голову миф про “иго злых татар”, вмиг изменится в лучшую сторону, если руководство Республики Татарстан начнет официально отмечать День Памяти, установит памятник павшим защитникам Казани и будет разъяснять истинный смысл тех трагических событий. Еще очень не скоро россияне, в особенности представители “государствообразующей нации”, смогут преодолеть в себе имперские комплексы и взглянуть по-новому на другие народы, издревле проживающие на территории Российской Федерации.

Пока мы “раскачиваемся”, чтобы совершить хотя бы минимально возможное для увековечения подвига наших предков, их память продолжают очернять в глазах наших детей, вынужденных изучать в школе и ВУЗах, расположенных вне пределов Татарстана, оболганную историю России, в которой уничтожение Казани, как правило, представлено как величайшее благо! Задумывались ли когда-нибудь в Министерстве образования РФ над тем, как калечат детскую и юношескую психику подобные исторические изыски?!

В самом центре Российской Федерации, на Красной площади в Москве стоит величественный Покровский Собор (храм Василия Блаженного), воздвигнутый в память о взятии Казани! А что же можем (точнее, что не можем) увидеть мы до сих пор в Казани как память о том трагическом событии?

Как можно колебаться в установке памятника столь длительное время, когда в следующем году исполнится уже 180 лет памятнику русским воинам, павшим при взятии Казани, установленному на таком месте, которое видно каждому въезжающему в Казань на поезде?!

Неужели татарский народ настолько стыдится своего прошлого, что не может позволить себе провести соответствующим образом мероприятия, связанные с поминанием павших героев в год 450-летия тех событий? Хочется думать, что нет.

В заключение хочу заметить, что федеральные власти прекрасно понимают, что 450-летие взятия Казани русскими войсками под предводительством Ивана Грозного является, если называть вещи своими именам, еще и 450-летием утраты татарами своей государственности и независимости. Заострять внимание населения на этой дате не в интересах Кремля, но и замалчивать ее, что скорее всего и случится, тоже будет политической близорукостью.

Представляется, что за тем, как будет отмечаться в Республике Татарстан эта трагическая дата, будут внимательно следить этнические татары, проживающие за ее пределами, поскольку проводимые мероприятия и отношение к ним со стороны республиканских властей будут являться своеобразным индикатором их отношения к исторической памяти татарского народа.

Опубликовано в журнале “Татарстан” (№4, апрель 2002 г.), стр.16-19. Перепечатывается с незначительными редакторскими правками. К 450-летию взятия Казани русскими войсками под предводительством Ивана Грозного.

P.S.от модератора. С момента опубликования этой статьи прошло более 8 лет. К этой статье ни слова ни добавить, ни убавить: памятника защитникам Казани как не было, так нет, дню Памяти так и не придан официальный статус, в Российских учебниках татары так и остались дикими грабителями, а Иван Грозный – царем освободителем. Разве что поубавилось в России, в том числе и в Татарстане, татарских школ, ушел на пенсию первый (и последний?) президент РТ.

Но самое печальное то, что в день памяти наших прадедов, проливших кровь за независимость нашего государства приходит на площадь Свободы приходит немного наших соплеменников. Никому не нужна больше свобода? Никому не нужна больше память?

Публикуем фото-видео репортаж с дня памяти 15 октября 2010 г.

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 САМАТ октября 21 0:13:

    Я так понял что на митинге памяти участвовали и Уфимцы? А можно ли попасть в такую делегацию? Следующий раз информируйте как нибудь. Думаю желающие будут. Я первый!

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 moderator октября 21 0:33:

    В Казань ездили 20 человек из Уфы на автобусе. Как-то спонтанно получилось, я думаю что желающих было бы и больше, если дать рекламу. Правда, некоторые приехали своим ходом, на своем авто.

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Татышлинец октября 21 0:44:

    Киләсе елда күбрәк кеше барырбыз. Күп кешенең Казанны күрәсе килә.

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 moderator октября 31 22:40:

    Уважаемые посетители блога «Татарская Трибуна»! Сегодня 31 окт. 2010 г.администратором сайта были внесены некоторые изменения в настройки страницы сайта: ширина страницы, размер шрифта, тип и цвет шрифта. Отображение этих изменений зависят как от типа и настроек монитора, так и от его формата. Ждем Ваших пожеланий и замечаний по указанным параметрам. Ваши пожелания будут учтены и все настройки изменятся для вашего удобства. Все пожелания отправляйте через «Обратную связь» сверху страницы.

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 Surale декабря 18 0:45:

    Дорогие Татарские соотечественицы и Татарские соотеченственики !!!

    Именно этот индивидуй назвал Татар — защитников Города КАЗАНЕ = QAZANE уродами ! .

    Что бы было с Поляком, который назвал Костюшко уродом ? Он бы социально умер навсегда.

    Но этого индивидуя до сих пор приваживал Мухамет Минац бывший Председатель партии Татар Юрты.

    Этот индивидуй сварганивший статейку в отношении наших Героических Татарских предков не является этническим Татарином вовсе !!! Это зафиксировано нашим Великим соотечественником Вилем Мирой !!! Человек нигде не работал, а только сидел в сети. И работал якобы на фирме торгующей металлом.

    То есть юристом, и вместо того что бы бегать по судам, он сидит на фирме и высылал статейки о Татарах, а дурак его Еврейский работадатель — хозяин и служба безопасности хозяина возглавляемая его этническим соотечественником на это давала добро !!!

    Вы Татарки и Татары такого дурака Еврейской Национальности видели ? А ?? Я тоже пока нет.

    Татары никогда не были антисемитами, Мы Татары спасли Евреев от Геноцида первые предоставив им убежище в той стране, которую Мы заново отстроили и отстояли от Монгольских захватчиков. Я имею в виду Мамлюкский Султанат. Все документы сохранились.

    Повторяюсь Татары никогда не были антисемитами, но посему человек имеющий Израильское гражданство заводит такое количество Татарских сайтиков, нигде при этом не работая, где он берёт на это деньги ?

    Думайте !!! Татари не удоподобляйтель нашим чужестранным соседям Былде Быдловне Быдловой и её супругу Быдлу Быдловичу Быдлову, которых использовали на Манежной площади, как обёртучную упаковку.

    Наш Великий Татарский соотечественник Человепк с Мировфым именем Вио Мирза пректансно отозвался от .этом индивидуе назвавшем защитникеов Казанэ = QAZANE Уродами !!!!

    Татары никогда не были антисемитами, но почему человек имеющий Израильское гражданство руководит таким большим количеством Татарских сайтов !!!

    www.tataricness.com

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2019.