Татарская трибуна » Архив » Путь к выживанию татар РФ — переселение в Уфу и Казань

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Путь к выживанию татар РФ — переселение в Уфу и Казань

Ильдар Абузяров: «Как нам сохранить татар»

Писатель, лауреат Пушкинской премии отвечает русским националам, решившим «обустроить татар» С программной статьей о решении «татарского вопроса», опубликованной на запрещенном, но при этом влиятельном интернет-ресурсе русских националистических сил «Спутник и погром», познакомились многие читатели «БИЗНЕС Online». У российского писателя, нижегородского татарина Ильдара Абузярова тезисы этого материала вызвали массу эмоций. В своем материале на «БИЗНЕС Online» Абузяров отвечает «Спутнику и погрому», а также обращается к нацсовету «Милли шура», предлагая свою «триаду спасения татар».

СТАТЬЯ, ВЫЗВАВШАЯ НЕДОУМЕНИЕ

Опубликованная на портале «Спутник и погром» статья «Как нам обустроить татар» вызвала массу эмоций у читающей публики. Задела за живое статья и меня — человека, в общем-то, спокойного и рассудительного. Чего стоит один ключевой, объясняющий суть статьи, пассаж: «Татары — и это видно — не протянут в нынешнем масштабе долго. Но это не значит, что добрые русские люди не могут помочь естественным процессам». (Здесь и далее авторская орфография и пунктуация цитат из текста сохранены — прим. ред.) И далее предлагается план по обустройству, читай — уничтожению татар.

Я вдруг с удивлением для себя узнал, что татар — лояльный России и русским народ — «Русский мир» просто мечтает стереть с лица земли как «нарыв» на теле России. Мне-то всегда казалось, что мы союзники и вместе строили государство, вместе воевали плечом к плечу в страшные войны XX века и вместе будем отражать будущие угрозы. Мне казалось, что на плечах большого, сильного и красивого русского народа, включившего волею судеб в свою орбиту множество других малых народов, лежит сложная, но благородная миссия — малые народы оберегать и защищать.

 

И потом: как великому русскому народу может помешать маленький исчезающий татарский народ? У великого народа и задачи должны быть великие — как то: освоение космоса (русский космизм) или развитие науки и всей мировой цивилизации. Казалось бы, дел вокруг невпроворот: нужно скорее осваивать огромные и пустующие территории за Уралом, строить дороги, больницы, школы, создавать высокотехнологичные производства. Развивать культуру, науку, спорт. Восстанавливаться после разрухи. И в этом вопросе татары всегда были союзниками русских.

Но не тут-то было.  Автору статьи так мешают татары, что он прямо-таки спать из-за них не может. Видимо, не в силах справиться с китайской демографической угрозой и заселить пустующие территории на востоке или с угрожающими всем народам России санкциями и давлением Запада, автор решил заняться проблемой по плечу. Уничтожить слабый, не способный себя защитить в полную силу, лояльный народ внутри России. Так организм, перестав расти и развиваться, начинает пожирать себя изнутри, исчерпывать внутренние ресурсы.

Жаль, что многие наши соотечественники, обиженные непростым экономическим положением, униженные поражением в холодной войне, потакают низменным националистическим чувствам. Жаль, многие размышляют по принципу: «До американцев мы руки дотянуть не можем, давай сорвем всю свою злобу, выместим все свои страхи и комплексы на том, кто ближе и слабее». Так плохой отец, расстроившись из-за внешних неурядиц, срывает злобу на своих домочадцах.

Что это, как не фашизм или нацизм?.. Такого рода «национализм», по моему наблюдению (когда думаешь не о том, как развиваться самому, а о том, как загнобить соседа), произрастает из глубинных психологических травм и чувства некой ущемленности (в том числе сексуальной). Но обратимся к автору статьи и посмотрим, как он сам объясняет и оправдывает свой национализм (или откровенно слабую позицию закомплексованного и уязвимого маленького человека, этакого Акакия Акакиевича современности).

«Здесь стоит сделать важное примечание, — пишет автор. — Национализм малых и больших народов значительно отличается. Перед большими не стоит вопрос потери идентичности, и нас заботят вопросы поважнее — чьи деньги и кого захватывать будем. Ответ ясен — деньги должны быть русскими, а захватывать мы никого не хотим, только вернуть свое, от Бреста до Усть-Каменогорска. Дополнительной территории в шесть Германий с населением в шесть Венгрий нам хватит. На первых порах. Русский — значит скромный. У малых же народов все упирается в то, как вообще выжить. И воюют такие народы за национальный язык и костюмы, против смешанных браков, за известную автономию, за соплеменников на руководящих должностях».

Скромный так скромный. И тут «скромный автор» — чего уж скромничать — прав. У малых народов одна мечта — выжить. Естественный посыл каждого живого организма — выстоять, сохраняя свою идентичность. Современные татары здесь не исключение и тоже хотят сохраниться — это естественно. Но даже в этом естественном праве нам отказывают некоторые «скромные» головы.

Я уже молчу про отказанное татарам право помочь всей России выстоять и развиваться. Объединившись вместе, поднимать науку и другие отрасли народного хозяйства. Мы-то думали, что перечисляя в бюджет РФ ежегодно свыше 70 процентов своего бюджета, или 700 с лишним миллиардов рублей, мы как регион-донор содержим многие дотационные русские области. Но раз автор отказывает нам в этом праве, будем стараться выжить и сохраниться сами. Как гласит истина, спасись сам — и вокруг тебя спасутся тысячи.

«Всей татарской нации, нужно помнить, что они существуют, пока существует Татарстан, пока подпитывается культура и поддерживаются национальная литература и язык»

НЕРАДОСТНАЯ ДЛЯ ТАТАР ДЕМОГРАФИЯ

Автор, написавший статью «Как нам обустроить татар», известен в «Живом журнале» как Асер120. В «Спутнике и Погроме» он подписывает свои статьи как Иван Владимиров. Но это псевдоним (фамилия взята от отчества). Раз автор хочет оставаться неизвестным ,будем и мы уважать его право на анонимность.

Иван Владимиров считает себя русским националистом и ярым приверженцем ассимиляции всех нерусских народов. Есть у него свой план и по кавказским этносам, и, например, по якутам. Надо отдать Ивану Владимирову должное. Он подходит к решению проблемы, глубоко проанализировав ситуацию и вооружившись цифрами различных исследований, в том числе демографических показателей. Безусловно, он глубокий и серьезный аналитик.

Что касается реакции на статью, то среди отзывов было много возмущенных комментариев, нередки были и одобрительные отзывы. Но больше всего меня порадовало то, что народ не стал ругаться и не перешел на оскорбление. То есть сохранил выдержку и добрососедские, дружеские отношения, как и принято в Татарстане.

Еще бросилось в глаза то, что никто не спорит с цифрами и тенденциями. Большинство комментаторов лишь высказывают свое отношение к позиции автора и его предложениям по русификации, видимо, потому, что цифры оспорить и невозможно. Как можно, например, оспаривать 26 процентов смешанных браков?

Статистика (демографическая) вещь неумолимая. И по этой статистике количество татар в России с 2002 по 2010 год уменьшилось на 5 процентов — с 5,6 миллионов в 2002 году до 5,3 миллиона по переписи 2010 года. То есть за 8 лет минус 250 тысяч. 26 процентов смешанных браков говорит о том, что татары потеряют за одно поколение еще четверть своего народа (минус 25 процентов только за одно поколение). По статистике видно, что такими темпами татары могут полностью исчезнуть уже через 100 лет.

В России есть только два региона, где количество татар не уменьшилось, — это Татарстан и Башкортостан. И два города-миллионника, где количество татар тоже не уменьшилось, — Казань и Уфа. Не сокращается количество татар и в других крупных городах Татарстана и Башкортостана — будь то Набережные Челны, Нижнекамск, Нефтекамск или Октябрьский.

В остальных регионах идут процессы катастрофического сокращения и нещадной ассимиляции татар. Тут Иван Владимиров совершенно прав — татары такими темпами долго не протянут. Но нет худа без добра. Позитивный человек во всем должен находить пользу и выгоду. Есть своя польза и в статье-исследовании Владимирова, так как она подсказывает татарам один-единственный путь к выживанию и сохранению. И этот путь — перебираться в Татарстан и Башкортостан

«В России есть только два региона, где количество татар не уменьшилось, — это Татарстан и Башкортостан. В остальных регионах идут процессы катастрофического сокращения и нещадной ассимиляции татар»

ЕДИНСТВЕННЫЙ ПУТЬ К ВЫЖИВАНИЮ

Расчет здесь простой. Как утверждают демографы, при одинаковой фертильности (рождаемости) и развитии культуры народ начинает необратимо ассимилироваться и исчезать, если его количество меньше 30 процентов. Это, повторяю при том, что женщины разных национальностей рожают одинаково. А по последней переписи, татары рожают даже меньше, чем русские.  Да, если раньше татары-мусульмане рожали больше, чем русские, то последняя перепись показала, что современные татары стали рожать даже меньше, чем русские.

Но вернемся к тезису о том, что татарам нужно переезжать в Татарстан, чтобы сохраниться.

Попытаюсь на пальцах объяснить, как происходит процесс ассимиляции и почему он неизбежен. Возьмем обычную татарскую семью, например в моем родном Нижнем Новгороде. Представим, что в этой татарской семье воспитывается один ребенок — сын или дочь.

Итак, вы живете в городе, где татары составляют 1 — 2 процента от общего населения (такое количество в Нижнем Новгороде и такое же в большинстве городов России за пределами Татарстана). Ваш ребенок учится в классе, где он единственный татарин (от 30 стандартных учеников в классе 1 — 2 процента — это даже меньше 1 человека). Потом ваш ребенок, допустим, поступает в институт, где пропорции такие же. То есть на всю группу он единственный татарин.

Значит, шансы встретить вторую половинку своей же национальности равны нулю. А годы института — как раз то время, когда гормоны играют и молодые люди влюбляются и создают семьи. В кого влюбляться, с кем создавать семью, когда организм требует продолжения рода, а вокруг только представители других национальностей? Кстати, внуки от такого брака в 99 процентах уже на три четверти представители других национальностей.

Напрашивается простой путь. Если вы хотите, чтобы ваши внуки знали татарский, имели татарские имена и ценили татарскую культуру, то направляйте своих детей на учебу в Татарстан (выбрать вуз именно в Татарстане, достойно сдав ЕГЭ). Сами старайтесь переехать в Татарстан. Для этого достаточно продать квартиру в своем городе и постараться купить ее в Казани или Набережных Челнах, а возможно, и в другом городе Татарстана или Башкортостана.

Для многих деревенских купить квартиру — недостижимая мечта. Но для работающих вахтовым методом на севере нефтяников и газовиков это вполне реально, то же касается москвичей и состоятельных жителей других крупных городов. 

Татарам Татарстана важно знать, что, переезжая на учебу в другие регионы, они неизбежно через поколение потеряют свою идентичность. Здесь нет ничего личного: работает простая статистика. В городе, где население на 50 процентов вашей национальности, у молодого человека 50 процентов влюбиться и создать семью с людьми своей же национальности. В противном случае народ ожидает трагедия.

Ровно такая драма произошла со мной и многими моими родственниками. Я был единственным татарином в классе и школе, потом — в группе университета. В итоге я влюблялся в девушек, которые оказывались под рукой. Влюблялся, страдал, делал предложения. Для меня не было ничего важнее, чем сохранить чувства и отношения. Но то, что в молодости кажется ерундой — какая тут нация, когда рушится любовь! — в старости воспринимается как трагедия. В старости ты задумываешься о смерти, о жизни после смерти, о религии. Задумываешься о том, какое наследство и наследие ты оставил после себя. Ради чего жил? Исполнил ли свое предназначение? Исполнил ли свой долг перед родом? Перед своими предками, которые выжили и сохранились в тяжелейшие годы войн, притеснений и гонений.

Так, моя тетя Ровза-апа, стоит мне прийти к ней в гости, плачет от того, что ей некому оставить татарские книги, родословную, национальную одежду. Когда-то Ровза-апа вышла замуж за Бориса (дядю Борю). Детей назвала Андрей и Айдар. Дети профессиональные военные — кадровые офицеры. Служили в горячих точках, женились там же, где квартировались их части.  Внуки оказались совсем оторванными от корней и теперь знать ничего не хотят о татарской культуре. Это и правда очень обидно. А если говорить прямо — это человеческая трагедия, катастрофа, которую я наблюдаю воочию.

О катастрофе татарского народа с неким злорадством говорит и Иван Владимиров:

«На ком женятся русские мужчины? — 94,4% русские, 1,5% украинки, 1,1% татарки.

За кого выходят русские женщины? — 92,7% русские, 1,8% украинцы, 1,2% татары.

А как это отражается на татарах? А вот так:

Мужчины — 69,1% татарки, 21,9% русские, 5,3% башкирки.

Женщины — 69,8% татары, 20,6% русские, 4,7% башкиры.

При этом если в Татарстане в смешанные браки вступают 12,7% татар обоих полов, то в Москве — уже 35,8%. На малой родине Абдразаковой, в Кемеровской области — 53,5%, а в родных для Шайхлисламовой суровых челябинских краях — 47,4%. Что для русских — появление гомеопатического количества русских моделей с забавными фамилиями, то для татар — национальная катастрофа вымывания пятой части этноса за одно поколение».

«Если в Татарстане в смешанные браки вступают 12,7% татар обоих полов, то в Москве — уже 35,8%»

РАЗДЕЛЯЙ И ВЛАСТВУЙ, ИЛИ ЗАЧЕМ НУЖЕН ТАТАРСТАН

Но автору мало этого естественного процесса: он хочет подтолкнуть его и даже предлагает свой план.

По плану уничтожения татар, Иван Владимиров предлагает разделить единый народ на субэтносы. Он предлагает не ограничиваться предложенным в 2002 году делением татар на мишар, кряшен (крещеных татар), тептяр. Он предлагает следующее: «Тюркам Астраханщины и окрестностей Тобольска не помешало бы придумать звучные названия. Астраханские и сибирские татары — немного не то. А вот 60 тысяч эстэрханларов и 100 тысяч себерларов — уже получше. Для русского уха редуцировать до эстеров и себеров со временем — и совсем красота. Татары? Ну, называли нас когда-то... Напомнить мишарям, что и они к Казани не имеют отношения. Зато есть богатая история и уникальная культура. Мишарская. Миллион татар Башкирии в башкиры записывать ни к чему всех, а вот, скажем, создать моду на тептярскую идентичность — неплохо. Тептяр — идентичность по умолчанию синтетическая, так что в самый раз. Полноценное возрождение мишарей и тептярей — дело сложное, но почему бы и не попробовать? Организовать пару сотен шумных активистов и ветра в паруса — пусть работают».

Все это предлагается не ради сохранения субэтнических особенностей, а для уничтожения татарской нации. Да автор и не скрывает этой цели и прямо пишет: «Кряшенов насчитали 210 тысяч, а тептярей — 15 тысяч. И вот у нас уже легким движением руки татар в РТ оказывается 47.3%, русских — 40.3%, кряшенов — 5.5%, чувашей — 3%, 0.6% удмуртов, 0.5% мордвы, 0.5% марийцев, 0.4% тептярей и далее по списку».

«И если татар меньше половины, если православных этносов в сумме больше, чем мусульманских, то возникает вопрос — а зачем тогда Татарстан нужен?»

Обидно, что Иван Владимиров сам не понимает, насколько весомый вклад в экономику России вносит Татарстан, отчисляя огромные деньги (свыше 70 процентов дохода). И что если эту работающую машину сломать «кривыми руками», то хуже будет всем, в том числе и русским.

Я бы на месте Владимирова мечтал не о понижении статуса автономий, а об развитии федерализма и повышении уровня полномочий регионов. Чем больше самостоятельности на местах, тем больше инициативы и развития. Нужно поднять статус всех регионов — областей и краев. Дать больше экономических и политических свобод регионам, как в США, где каждый штат имеет больше полномочий, чем Татарстан. За унитаризмом, когда все деньги собираются в Москву, а регионы беднеют и становятся дотационными, нет будущего. В федерализме должны быть заинтересованы все без исключения регионы России.

Но вернемся к татарам. Действительно: а нужен ли татарам Татарстан? Казалось бы, ответ очевиден. Татарстан — единственный регион, где поддерживается национальная школа, есть татарская пресса и телевидение. Субэтносам татарского народа, как и всей татарской нации, нужно помнить, что они существуют, пока существует Татарстан, пока подпитывается культура и поддерживаются национальная литература и язык. Татарам же наличие автономии дает чувство справедливости и сопричастности судьбам России.

Вот, например, умерла любимица татарского народа Хания Фархи («татарская Пугачева»), и об этой утрате татарского народа не сообщило ни одно федеральное СМИ. Потому что у Москвы задачи совсем другие, и Хания Фархи, кроме татар, никому на свете не нужна. Как никому, кроме татар, не нужны татарские ученые-просветители вроде Каюма Насыри или Ризы Фахретдина.

Существует правило: чем меньший процент в доли населения, тем быстрее идет ассимиляция. Я сам татарин-мишарин из Нижегородской области. И я своими глазами наблюдаю стремительное размывание и ассимиляцию татар Нижегородчины. После разделения татарского народа процесс исчезновения всех его составляющих пойдет еще быстрее. Кто сейчас помнит такую группу мордовского народа, как мордва-терюхане? А между тем они компактно (целый район) жили в Нижегородской области. О них собирал материал и писал Мельников-Печерский. И где теперь эти терюхане? В Татарстане же до сих пор существуют три небольшие деревни еще одной мордовской группы мордвы-каратаи.

Если же разделить мордву на эрзю и мокшу и ликвидировать Мордовию, то ассимиляция мордвы (эрзи и мокши) пойдет в два раза быстрее. Опять же, ничего личного — простая математика.

А если еще эти два субэтноса одного народа рассорить да подлить масла в огонь, что предлагает и чем охотно и занимается Иван Владимиров на примере Башкортостана: «По факту доля башкир в Башкирии меньше — четверть этноса родным языком указала татарский, и речь, скорее всего, идет о татарах. Ситуация один в один повторяет коллизию русские-украинцы. Татары башкир часто за народ не считают, мол, половина на нормальном татарском говорит, а другая — на ненормальном татарском, испорченном „австрийским генштабом“. Башкиры же настаивают на собственной незалежности, а что язык многие не знают — так это от исторических притеснений клятыми москалюками-казанюками. И вообще, башкиры — настоящие тюрки, с кочевым прошлым, знают из какого кто рода, а татары — так, финно-угорский сброд, эрзя и мокша. Знакомо, правда?»

И правда, знакомо. По такому же принципу будут пытаться рассорить и татарский народ. Мол, мишари — это москали (шли брать Казань с касимовскими ханами и так далее). Хотя основатель Касимовского ханства хан Касим — сын Казанского хана Улуг-Мухамеда, и ближе к «казанлы», чем к «мишарам». Но кого это будет волновать, когда в ход будут пущены технологии? Разделяй, властвуй и уничтожай. Принцип, который, как мы видим, уже неоднократно применялся в истории.

«Татарам наличие автономии дает чувство справедливости и сопричастности судьбам России»

НАШ ОТВЕТ НА НОВУЮ ТРИАДУ. ОБРАЩЕНИЕ К «МИЛЛИ ШУРА»

Вместо триады «Православие — Самодержавие — Народность» Иван Владимиров  предлагает свою триаду «спасения России» (читай — уничтожения ее народов):  урбанизация — русификация — ассимиляция.

«Интеграционные процессы татар укладываются в триптих: урбанизация — русификация — ассимиляция.

Что до урбанизации, то все предельно ясно — в моно деревнях татары говорят на татарском, ходят в мечеть на праздники, слушают татарскую этно-попсу и смотрят матчи ХК „Ак Барс“ по телевизору. Шанс потерять идентичность минимален. В церковь на селе ходят только кряшены, которые, как мы убедились, никакие вовсе не татары. Татарское село, как и кряшенское, возвращает утраченную религиозность, и местами градус исламизации тут повыше кавказского — к этому мы подойдем чуть позже.

Урбанизация же служит ключом к другим частям триптиха. Городские татары, особенно в преимущественно русских городах, охотно подхватывают уже русскую религиозную моду и крестятся, мгновенно забывают татарский язык и, конечно, массово вступают в браки с русскими и другими нетатарами.

И все это сверху еще припечатывает городской атеизм».

Размывается село, размывается и народ — это давно известно. Элите важно понять, что для сохранения себя (а иначе, как открыто намекает Иван Владимиров, придут и отнимут все) необходимо создавать рабочие места на селе, раздавать землю для фермерских хозяйств, а не держать землю и богатства при себе. На тот свет богатство забрать не удастся: оно может сохраниться только в народе.

В связи с вышестоящей задачей хотелось бы обратиться к конгрессу татар, который в народе порой уже называют «комитетом по сабантуям». Точнее даже не к ВКТ, а к избранному на конгрессе татар совету «Милли шура». Если вы элита народа, то поставьте перед собой реальные задачи его сохранения. Без своей элиты ни один народ не в состоянии выжить. Поэтому на вас лежит огромная ответственность за судьбу татарского народа и вы должны это осознавать каждую минуту.

И хотя меня на конгресс татар никто не звал и, возможно, мое частное мнение никого не волнует, у меня есть свое виденье сохранения татар.  А это, как мы выяснили, больше всего пугает националиста Ивана Владимирова.

Итак, предлагаю свою триаду спасения татар.

Первое — переезд татар в Татарстан. И для этого неплохо было бы создать мечту народа — татарский университет с общежитием и при университете интернат для одаренных детей. А представительства ВКТ в регионах могли бы помогать переезду. Создать базы данных по работе и жилью, оказывать консультацию желающим переехать, помогать через свои землячества в Татарстане.

Второе — сохранение села. Для этого можно к каждому селу прикрепить шефа в лице компании или бизнесмена. Даже создание нескольких рабочих мест,  фермерских хозяйств могут улучшить катастрофическую ситуацию в вымирающих деревнях. Если каждый бизнесмен поставит целью инвестировать небольшую часть капитала в ферму (или другое производство) в родном селе, это уже большое дело.

Третье — развивать TV и татнет (интернет). Постараться сделать так, чтобы татарское TV было интересным и конкурентноспособным. При нынешней атомизированности жизни, когда каждый сидит за забором в своей хате, молодое поколение воспитывается через интернет и TV. Более того, в скором времени, возможно, не будет школы в классическом понимании, а все образование будет через интернет — вебинары и онлайн-уроки. И здесь важно не опоздать с новыми технологиями. Для TV неплохо было бы снять несколько знаковых фильмов и запустить народные (популярные у людей) передачи на татарском языке. Казалось бы, таких телевизионных проектов масса: включи любой популярный российский канал.

Впрочем, развитие села, TV, образования и кинематографа — тема для отдельного большого разговора.

Ильдар Абузяров
Подробнее на «БИЗНЕС Online»: https://www.business-gazeta.ru/article/353652?utm_referrer=https%3A%2F%2Fzen.yandex.com

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Кадерле Имаметдин февраля 8 15:03:

    Очень интересное предложение. Буквально недавно пробежала мысль о крупных городах, где всеже жизнь намного проше, чем в деревнях. С татарским креном — это что-то новое.

    С другой стороны Карим Яушев давно талдычит о том, что именно только в Башкирии и Татарстане могут сохраниться татары.

    Но, если вы уповаете на Татарстан, и еще на «Шуру» эту, кажется ошибаетесь. Я лично многократно пытаюсь достучаться до этих глубин татарского пофигизма, безтолку. За 25-летнюю работу Конгресса они ни разу не проводили выездную какую-либо сессию в РБ, где проживают многочисленные (околоь 2-х миллионов) бесправные татары. Или посвятить бы какое либо совещание в Казани же. Это гиблое дело. Это не для татар.

    А что же нам делать тогда?! Думаю татары обязаны самоорганизоваться. Бегом! Это было бы настоящим делом. Всемирным. При этом они бы заодно и набирались некоей науки, касаемо этого дела, и набирались, оттачивались росли духовно (татар рухы белэн!).

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Шулай да февраля 8 19:10:

    Дөрес язган. Безнең бәлә — ТАРКАУЛЫКТА. В лихие 90ые җыярга иде татарларны. ЮК. Киресенчә аяк чалдылар.

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 татарник февраля 8 21:41:

    Цитата:

    Но, если вы уповаете на Татарстан, и еще на «Шуру» эту, кажется ошибаетесь.

    "В среду президиум нацсовета (Милли-шуры) ВКТ принял обращение «к татарскому народу в связи с предстоящими выборами президента РФ». Члены президиума призвали татар «принять активное участие» в избирательной кампании «во имя высших интересов страны и нашего народа». У татар «могут быть разные политические взгляды и убеждения», но «мы все хотим процветания нашей родины», говорится в обращении: «Татарстан и татарский народ заинтересованы в успешном проведении предстоящей выборной кампании». В нацсовете считают «важным, чтобы выборы прошли в максимально демократических условиях»: «В ходе этой кампании мы отстаиваем интересы нашего народа, его национально-культурные и духовные потребности, а также единство и межнациональное согласие народов нашей страны».

    ...политолог Руслан Айсин, называя обращение «протокольно-формальным»: «Подобные заявления ВКТ всегда выпускал перед выборами, потому что просили власти». При этом ему «непонятен смысл обращения»: «Каким образом можно поднимать вопросы федерализма? Какой кандидат отвечает этим чаяниям? Формулировки говорят о политическом бессилии Милли-шуры, которая даже не может обозначить свою политическую позицию». www.kommersant.ru/doc/3541979

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 Илшат февраля 9 22:10:

    Кадерле атыйның зүзләренә куәт. Хикмәт Татарстанга күченү-күченмәүдә түгел. Күченергә кирәкми. Һәм һич кенә дә. Ул җирләр – тарихи татар җирләре, без ул җирләрне калдырырга тиеш түгелбез бернинди очракта да. Хикмәт Татарстанның ТАТАРСТАН булу-булмавында. Бүгенге Татарстанда татарлыкның эзе дә, төсе дә, исе дә юк. Барысы да – җитәкчелектән, республика җитәкчеләре, районнар, шәһәрләр, авыл җирлекләре, дәүләт оешмалары, иҗтимагый оешмалар җитәкчеләреннән килә. Алар татар өчен кыл да кыймылдатмыйлар. Ул гына да түгел, нәк менә киресен эшләп утыралар. Татарстан милли хәрәкәтне йөгәнләү, авызлыклау, тезгендә тоту сәясәтен алып бара, милли хәрәкәт активистлары эзәрлекләнәләр, республика сабантуйдан башка бер генә милли чара да үткәрми, татарның әдәбияты, мәгарифе, мәдәнияты, вакытлы матбугат чаралары бер тиен акчага тилмереп утыра, шул ук вакытта беркемгә дә кирәкмәгән спорт дигән албастыга дистәләрчә миллиард сум акча тотыныла, Татнефт, ТАИФ кебек гигантлар татар мәнфәгате өчен бер тиен дә акча бүлми (мисалга әйтик шул ук Татнефт үткән елны гына 130 миллиард сум дивидендлар таратты), милли җитәкчеләр татарча сөйләшми, хәтта элмә такталарны татарча язып кую да юк Татарстанда, татар теле бар җирдә дә кысрыклана, дәүләт оешмаларында, сәнәгат ширкатләрендә татар телен кулланган кеше юк, татарның милли университеты да юк (чувашныкы да бар, мариныкы да, башкортларның 2 дистә), башка регионда яшәгән татарлар турында кайгырткан кеше юк һ.б. Татарстан хәзерге вакытта — татарларны йөзәрмеңләп урыслаштыру конвейерына әйләнгән, шул гына. Татарстанны чын ТАТАРСТАН итми торып, татар бер вакытта да алга китмәячәк. Җитәкче урыннарда чын татарлар, татар җанлы татарлар, халкы өчен соңгы ыштанын салып бирергә, җанын бирергә әзер булган милли җанлы фидакәрләр тәгаенләнергә тиеш. Ә бүгенге көндә анда туган телендә сөйләшергә дә оялган манкортлар, бер сум акчага бар халкын сатып җибәрергә әзер акча кортлары гына.

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 Кадерле Имаметдин февраля 10 0:53:

    1. Син, Ильшат энем, барыбыз да белгэнне язганчы, ничек ул бэлэдэн котылу чарасын барлар иден. Русия халыклары арасында деградация бара. Ул бигрэк тэ нык итеп татарга кагыла. Татарстан татарына. Аларны мин узем гел мэрткэ киткэн татарлар дип атыйм. Хэм аларны уятырлык кешелэре дэ юк. Дорес, сонгы берничэ ай арасында чиновниклары белэн бергэлэп дигэндэй, тегелэр битлэрен б... укка батыра башлаганнан сон бераз уянгандый кыйландылар. Бэлки уянып китеп, ниндидер дорес талпыныш та ясарлар... 2. Минемчэ, чиновникларга, хэкимияттэн эш хакы алып яшэгэннэргэ таянып, алардан нидер омет итеп яшэу дорес тугел. Хэм, башында нидер кайный икэн, йорэгендэ-жанында татар рухы бар икэн, уз-узебезне оештыра башларга эллэ кайчан вакыт житкэн. Утеп китмэсен. Нэкь оешу гына без-татарны коткарыр. Интернет оешу коралы булырга момкин икэн, аны куллану зарур. Хэм закон кысаларында эш башларга кирэк, егетлэр. Ин беренче бераз акча, хэм "Агора" тибындагы нык чарланган юристлар...

    Цитировать этот комментарий
  6. #6 BURE февраля 10 11:34:

    Лучше меньше да лучше ,нәрсәгә кирәк ул чуплек ? Хочет быть русским или китайцем скатертью дорога . Ждать от властей Татарстана решения татарских проблем значит заведомо проиграть . Во первых к руководству РТ таких людей близко не подпускают во вторых Москва строго следит на этим , но воровать разрешает для того чтобы развратить элиту . Спасение «простых» татар в наших руках и силах . Надо в первую очередь воспитать самих себя и только потом жениться , чтобы воспитать качественных и конкурентоспособных детей . Жена под строгим контролем мужа должна сидя дома не работая заниматься детьми ,отдавать их садики категорически нельзя . Еще раз повторю надо закладывать в ребенка жесткие нравственные принципы , чтобы он жил в дальнейшем по ним . Это Ислам ,татарский язык , честность уважение к старшим , сила ,здоровое питание , ограничивать телевизор и компьютер , интеллектуальное развитие ,спорт итд . Надо растить настоящую элиту которая в свое время возьмет власть в свои руки .

    Цитировать этот комментарий
  7. #7 Кадерле Имаметдин февраля 10 12:59:

    Буре. Синен план дорес, эммэ ул ерак килэчэккэ каралган. Э безгэ бугеннэн эш башларга кирэк. Т.е. монысы да, тегесе дэ. Оешу! Тормыш уз юлы белэн барса да, оешу турында гел уйлап, аны алга алып бару планы белэн яшэргэ.

    Чонки безгэ кем дэ булышмас. Ниндидер ерактагы тореклэр тугел, американнар да. Хэттэ гомер буе туганнар дип яшэлгэн башкорт буген безне дошман курэ. Чонки аны шулай курер очен дугиннар идеологиясе белэн сугарганнар. Э башистларга ул идеология файдалы. Башистларны кутэрделэр...

    Э безгэ оешу файдалы. Пусть Иисус Христос беренче башкорт булсын, безгэ ул пофигу. Без яхшы итеп оеша алсак, алар узлэре безнен янга йогереп килер...

    Цитировать этот комментарий
  8. #8 BURE февраля 10 13:57:

    Бәлки шулайдыр Кадерле әфәнде ,ләкин нигез буларга тиеш ,а нигез ул әхлак хәм югары сыйфатка ия шәхес . Ни файда уләксәне жыерга ? Собери 100 ублюдков вместе они все равно останутся ублюдками . Не с того конца начинаете , это даже в башкирском вопросе видно . Слабость татар порождает желание у башкир сесть и насрать нам на шею .

    Цитировать этот комментарий
  9. #9 Кадерле Имаметдин февраля 10 22:24:

    "Бәлки шулайдыр Кадерле әфәнде ,ләкин нигез буларга тиеш ,а нигез ул әхлак хәм югары сыйфатка ия шәхес . Ни файда уләксәне жыерга ? Собери 100 ублюдков вместе они все равно останутся ублюдками . Не с того конца начинаете , это даже в башкирском вопросе видно . Слабость татар порождает желание у башкир сесть и насрать нам на шею ." ============================= Буре, так ведь и я не против яхшы — дорес нигезгэ! Вообщем, мне не всё о-очень понятно. Шуна да, чтобы всё утрясти, хотелось бы прочесть сотворённую тобой статью на эту тему. И вообще наши не радуют нас такими открытиями. Лично я много своих открытий написал. Но видать никому из наших не нужны они, ибо никто не комментирует их, и своих не рекомендует-не предлагает.

    Цитировать этот комментарий
  10. #10 BURE февраля 10 23:17:

    Кадерле абзый мин беләм сез милли жанлы шәхес , в том и проблема я на протяжении долгого времени дискутировал с башистами разных мастей в том числе и Бердиным , но татарам РБ побоку хотя их это касается на прямую . Видимо их устраивает такая жизнь , нам же патриотам татарского народа необходимо выбрать правильные приоритеты не распыляясь на то что мы не в наших силах изменить . Начинать нужно в первую очередь с себя а затем своих детей , когда подоспеет ситуация они двинуться во власть не дав возглавить ее очередным Шаймиевым и ко .

    Цитировать этот комментарий
  11. #11 BURE февраля 11 1:41:

    ...которые когда надо отрывают яйц... 

    Комментарий носит явный эмоциональный, тенденциозно-негативный компонент этнической неприязни.

    Удален модератором

    Цитировать этот комментарий
  12. #12 татарник февраля 11 13:03:

    Цитата:

    Начинать нужно в первую очередь с себя а затем своих детей

    Цитата:

    ... Жена под строгим контролем мужа должна сидя дома не работая заниматься детьми ,отдавать их садики категорически нельзя . Еще раз повторю надо закладывать в ребенка жесткие нравственные принципы , чтобы он жил в дальнейшем по ним .

    Буре, ты проповедуешь чистой воды утопию. Любой педагог тебе скажет, что формирование человека основывается на трёх китах: 1.генетика (т.е. на том, что дано от Всевышнего) 2. окружение 3. семья. Ты хочешь опереться на последний и слабый пункт –институт семьи сейчас на Западе разрушен, у нас -разрушается. Это проявляется в повсеместном проникании социума в решение проблем возникающих в семье между мужем и женой, между детьми и родителями и т.д. «Исламньюс» пишет, что в Китае уже в каждую мусульманскую семью вселили по коммунистическому работнику. Поэтому ты лишь повторяешь мульку наших башлыков с гибкой спиной, которые профукали программное изучение родного языка под давлением русских националистических сил.

    Начинать нужно в т.ч. с объединения, всё делать нужно параллельно. Слушай Кадерле абзыйны, он в этих вопросах опытный товарисч. Никакого пути кроме объединения нет- в Исламе оно называется умма или җәмәгать.

    Цитировать этот комментарий
  13. #13 Илшат февраля 11 16:59:

    Уфа татарлары турында фикерең нигезсез, тамырдан дөрес түгел. Чын татар, асыл татар, милли үзаңын, милли горурлыгын, милли традицияләрен нәкъ менә Уфа татарлары гына саклаган да. Татарстан татарлары урыслашкан, милли үзаңын югалткан, үз телен белми, аеруча шәһәр татарлары. Татарның бар асылы: милли гореф-гадәтләре, милли ашлары, киемнәре, җыр-биюләре, кабатланмас тел байлыгы, милли яшәү рәвеше, миили татар рухы – нәкъ менә Уфа татарларында. Татар сакланып калса нәкъ менә шул ареанда: Татарстанның татарлыгын саклап алып калган көнчыгыш районнарыннан башлап Уралга кадәрге ареалда гына сакланып кала алачак.Нәкъ менә шул территориядә — чын татарлык, саф татар теле, татар рухы һәм татарның чын киләчәге. Казан кебек шәһәрләрнең татарларына өмет багласы юк. Казан инде күптән татарлыгын югалткан шәһәр. Анда татарча бер сүз дә ишетмәссең, татар җанлы кешене дә очратмассың. Ә Уфа – татар шәһәре. Анда барысы да татарча сөйләшә, татарлык Казанныкына караганда бер 10 тапкыр артык анда. Бүгенге көндә безнең төп бурыч татар милли хәрәкәтенә нәкъ менә шул 2 миилион чын татарнны тарту булырга тиеш. Ә төп шигарь: “Ык елгасы – Берлин стенасы!”

    Цитировать этот комментарий
  14. #14 BURE февраля 11 19:27:

    Я живу в Алматы с кем я должен объединяться с зачухаными татарами, которые двух слов татарча не могут связать ?

    Цитировать этот комментарий
  15. #15 BURE февраля 11 19:51:

    У меня нет другого выбора во всяком случае пока дети маленькие надо заложить максимум , в школу отдам с казакским языком обучения ,но до нее надо научить основам выживания в школе , знаю какой там зверинец сам через это прошел . Дальше буду фильтровать круг общения детей когда будут взрослыми научаться уже сами отличать добра от зла . Сейчас жена пошла с детьми к соседям уйгурам поиграть ,правда и там русского хватает .

    Цитировать этот комментарий
  16. #16 BURE февраля 11 20:11:

    Есть татары которые переехали из Узбекистана у них есть иман и национальных дух общаемся по мере надобности .А хваленные уфимские и казанские татары уже во втором поколении становятся русскоязычными про своих родственников и говорить не хочется . Полная туфта короче .

    Цитировать этот комментарий
  17. #17 татарник февраля 11 20:46:

    Цитата:

    Чын татар, асыл татар, милли үзаңын, милли горурлыгын, милли традицияләрен нәкъ менә Уфа татарлары гына саклаган да...Татарның бар асылы: милли гореф-гадәтләре, милли ашлары, киемнәре, җыр-биюләре, кабатланмас тел байлыгы, милли яшәү рәвеше, миили татар рухы – нәкъ менә Уфа татарларында. Татар сакланып калса нәкъ менә шул ареанда: Татарстанның татарлыгын саклап алып калган көнчыгыш районнарыннан башлап Уралга кадәрге ареалда гына сакланып кала алачак.Нәкъ менә шул территориядә — чын татарлык, саф татар теле, татар рухы һәм татарның чын киләчәге. Казан кебек шәһәрләрнең татарларына өмет багласы юк.

    Инәсен сыдырыйм! Ничә еллар Уфада яшәп андый хәлне ишеткән дә, күргән дә юк иде әле. Ярый, ышанмыйм күземә, ышаныйм сүзеңә...

    Татарлар, хәтерегездә булса, мин үзебезнең кыргый туганнарны татар-монгол бабалаларыбызның чын калдыклары, татарның иң сыйфатлысы, мишәрләр әйтмешли “иң качественныйлары” дип такылдап килдем. Ихтибар итегез нинди матур, сокланырлык итеп саф татар телендә язалар. Чынлап та, күп вакыт та үтмәс, үзен татар дип шапырынып, үз телендә янәшә ике сүз бәйли алмаган монкуртларга кыргый туганнар кемнең чын татар икәнен аңлата башлаячаклар. Яхшы хәлме бу, начармы? Минемчә яхшы да, начар да түгел, ә табигый хәл.

    Шамильгә ТТ-сыннан 45-нче размерлы кирза итек белән арт ягыннан юнәлеш биргәч кыргый туганнар дөрләп далага таралганнар иде. Монгол бабаларыбызның соңгы калдыклары да бетте дип төшенкелеккә бирелә башлауга, көтмәгәндә сайтта яңыдан пәйдә булулары, мәсәлән минем өчен куаныч хәл. Көтелмәгән татар көткән туганнан да якынырак.

    Цитировать этот комментарий
  18. #18 татарник февраля 11 20:59:

    Цитата:

    Казан кебек шәһәрләрнең татарларына өмет багласы юк. Казан инде күптән татарлыгын югалткан шәһәр.

    Юк, кыргый туган! Бу сорау каралмый да, тикшерелми дә. Казан татарныкы!

    Цитировать этот комментарий
  19. #19 Кадерле Имаметдин февраля 12 16:13:

    По факту доля башкир в Башкирии меньше — четверть этноса родным языком указала татарский...

    ===========================

    Во-первых, условия для татар в Башкирии аховские. Но во времена Рахимова, идущая еще со времен КПСС татарская воинственность позволила татарам заиметь некоторые приобретения: Татарский теаир "Нур" в Уфе, еще один театр в Туймазах, хоть и малюсенький,  истинно татарскую гимназию во главе с гениальным директором Нурмухамметом Хусаиновым. Но и еще кое-что. Например, 25 минутную телепередачу в месяц... Но взамен почти полностью потерять татарскую школу... Теперь насчет доли в РБ татар-башкир. Здесь дела обстоят примерно так. Хотя российское чиновничество сделало установку своим подотчетным в Башкирии, чтобы татар уменьшить в идеале до нуля, и всё в республике совершалось в этом направлении, они не смогли добиться своего. Дети татар, даже в деревнях, скорее переходили на русское обучение, чем на башкирское. И считается, что в какой-то год вместе с переписями проводили, подсчет родных языков, и они, несмотря на наглое давление чиновников, оказались таковыми: башкирский 16%, татарский — 32%. Татар больше башкир в два раза даже под ужасающим чиновничьим давлением. Не надо забывать еще и о том, что татары живут в РБ уже скоро как 30 лет без своего радио-телевидения, книгопечатания, т.е. в бесправном положении в отношении национально-культурного развития. И под жестким прессингом башистов, находяшихся в управлении СМИ. Лет 10 тому назад совместно с уфимскими татарскими учеными ТОЦ РБ прикинул %-ное состовляющее трех крупных национальных груп: башкир — 13-15%; русских — 35%; татар 42-45%. Но по высказываниям многих бывших глав администраций башкир в РБ не более 7-8%. Так что татар РБ на деле больше нашей прикидки.

    Цитировать этот комментарий
  20. #20 Кадерле Имаметдин февраля 12 16:29:

    Чын татар, асыл татар, милли үзаңын, милли горурлыгын, милли традицияләрен нәкъ менә Уфа татарлары гына саклаган да...Татарның бар асылы: милли гореф-гадәтләре, милли ашлары, киемнәре, җыр-биюләре, кабатланмас тел байлыгы, милли яшәү рәвеше, милли татар рухы – нәкъ менә Уфа татарларында. Татар сакланып калса нәкъ менә шул ареанда: Татарстанның татарлыгын саклап алып калган көнчыгыш районнарыннан башлап Уралга кадәрге ареалда гына сакланып кала алачак. Нәкъ менә шул территориядә — чын татарлык, саф татар теле, татар рухы һәм татарның чын киләчәге. Казан кебек шәһәрләрнең татарларына өмет багласы юк.

    ================================================

    Без Татар Ижтимагый Узэгендэ шундый ук фикердэ. Безненчэ, дугиннар-жириновскийлар-зюгановлар-башистлар-тишковлар-габдрафиковлар да бу проблема турында шундый ук фикердэ. Хэм нэкь шуна курэ дэ алар Уфа ягы татарын бетеру сэйэсэтен алып бара да. Тик без бетмибез, хэм бетмэячэкбез. Хэм, бэлки дорестэн дэ Уфа татарлары, Урал буе татарлары килэчэк корэш учагы булыр да. Эммэ, минемчэ, икенче яклап, Кремльнен Казанга карата дуаммал кыйланышлары, без бертуктаусыз мэрткэ киткэн татар дип тэнкыйтьлэгэн татарны уятып жибэреп, дорес юлга, корэш юлына бастырулары ихтимал.

    Цитировать этот комментарий
  21. #21 татарник февраля 13 19:48:

    Цитата:

    Кадерле Имаметдин февраля 12 16:29:

    Без Татар Ижтимагый Узэгендэ шундый ук фикердэ.

    Кадерле абзый татар кешесе языр иде микән ?:

    Цитата:

    Илшат февраля 11 16:59

    Ә төп шигарь: “Ык елгасы – Берлин стенасы!”

    Ык елгасы, яңгылышмасам хәзерге Татарстан белән Башкортыстан чиге түгелме соң?

    Ярый, аның әллә ни кызыгы юк, сүз икенче турыда:

    Цитата:

    Тик без бетмибез, хэм бетмэячэкбез. Хэм, бэлки дорестэн дэ Уфа татарлары, Урал буе татарлары килэчэк корэш учагы булыр да.

    Моңа тиклем андый сөйләнүләрне ишеткән бар иде, әммә соңгы җөмләдә бу фикер программа формасында яңгырый. Әгәрдә сүз Казанга үз фикереңне җиткерү турында бара икән бу оешмада татарның туң, материалист милләтчеләре генә түгел, ә руханилар да (ортодокслар турында сүз юк, ә әйтик Гейдар Джемальнең, үзегез әйткәнчә Харун Сидоровның, Руслан Айсинның һ.б., хезмәтләре белән таныш булган шәхесләр, әйтик Тимур Гази сыман шизофреникларны якын да китермәскә) катнашулары хуп. Ә бу яңы көчкә башкорт туганнарны да җәлеп итәргә ярдәм итәр иде. Башкорт өчен дә файдалы, чөнки алар аз санлылар, татар өчен дә файдалы, чөнки татарның чын рухы, дала рухы, Чынгыз рухы башкортта, тамырда саклана. Әлбәттә бу көч Татарстанның көнчыгыш районнары белән генә чикләнәчәк дигән сүз юк, бу көч Казанда Ногай фракциясе формасында төп җибәрергә тиеш. Урал ягы татарлары үзләре генә барып утырса Казан торгашлары алардан икенче көнгә сәүдәгәр әүәләячәкләр. Шуның өчен татар-башкорт Ногай оешмасын формалаштыру әлеге көндә искиткеч актуаль максат. Минемчә, кәнишнә.

    Цитировать этот комментарий
  22. #22 Кадерле Имаметдин февраля 13 22:20:

    Бу бик тэ кызык, диимме, вакытлы диимме, яисэ вакыты уткэн инде, диимме...

    Мин узем торле урыннарда торле фикерлэр калдыра-калдыра, килэчэк турында уй-фикерлэрне торле сайтларда шулай ук сибеп, якынча гына булса да, безненчэ уйлаган башкорт кешесен эзлим. Тик анда татарга каршы корэшергэ ант эчкэн бэндэлэр генэ ахрысы (бер сайтта «татар мы уничтожим напалмом» дип язганнар иде, эле дэ аларда татарны узлэренэ буйсындыру уе гына. Элеге коннэрдэ, мэсэлэн, имеш, узлэренен зыялылары белэн нинди ысуллар кулланып, "северо-западных башкир оставить в составе башкир...).

    Шулай итеп, Татарстанда пофигист татарлар тупланган булса, Башкортстанда — башкортлардан — башистлар, татардардан куп мэртэбэлэр сындырылган татарлар, Мэскэу ягындагы татарлар минемчэ пока особо не проявленные, диик (сонгы информация буенча аларда 2000 татар «Татар штабына» оешкан икэн...)

    Шул ук Фейсбукта йозгэн более-менее татарлар нишлэргэ дип ах килэ. Дак, кем сон синэ юл курсэтеогэ тиеш. Жириновский тугелдер бит.

    Тагын. Элекке тарих китапларында татарны гына мыскылламадылар, нугай урдасын да... Э буген башистлар (минемчэ дугиннар... идеологиясе белэн коралланып) РБ дагы татар, нугай-татар... хэм барысы да башкорт булырга тиеш, дилэр.

    Шушы ук дугиннар, тишковлар... татар белэн башкортны дошманлаштырып уз эшлэрен жинелэйтергэ уйлый. Аны ботен донья белэ. Тик башистлар гына белмэмешкэ салыша.

    Цитировать этот комментарий
  23. #23 татарник февраля 14 13:19:

    не мог не перепостить

    «11 февраля 2018 года закончился жизненный срок видного татарского деятеля Мухаммада Миначева. Он скончался на 80-ом году жизни от инсульта в реанимации одной из больниц Москвы.

    Мухаммад Миначев стоял у истоков создания татарской политической партии «Ватан». Он боролся за права татар, за сохранения их традиций и обычаев. Миначев не боялся властей и боролся с ее политикой, направленной на ассимиляцию и русификацию народов и, в частности, татар.

    Он один из немногих выступил против запрета исламской литературы и признания трудов мировых исламских ученых экстремистскими.

    Таким образом, Мухаммад Миначев являлся не только видным и активным защитником татар, но и заступался за мусульман России в целом.

    Иллюстрацией этому может служить один из моментов его жизни. Несколько лет назад Т. Таджуддин в очередной раз лестно высказался в адрес РПЦ, заявив: «Без Русской православной церкви мы не представляем деятельности мусульман. Мы — части одного целого». На такое абсурдное заявление с резкой критикой отреагировал Мухаммад Миначев, ответив муфтию: «Разве пророк к этому призывал? Выходит дело Таджутдин служит не Аллаху, а РПЦ? Зачем так дискредитировать культ мусульманского муфтия, и подставлять нас татар, выставив как посмешище на весь исламский мир?»

    Татарский мусульманский народ потерял еще одного из немногих лидеров, которые не боялись выступать против власти и защищали права татар-мусульман.

    Мы просим Аллаха простить грехи Мухаммада Миначева и принять его в райскую обитель.»

    golosislama.com/news.php?id=33871

    Цитировать этот комментарий
  24. #24 Кунак февраля 14 20:12:

    Присоединяюсь ко всем почитавшие М. Миначева, с которым часто приходилось общаться в татарском культурном центре в Москве, встречаться на гастролях концертно театральных коллективах, приезжавших из Казани, Челнов. Светлая память о нём. А к Т. Таджутдин точно вызывает тошнотворное омерзение своим проституирующим поведением перед РПЦ целование ручек попам.

    Цитировать этот комментарий
  25. #25 moderator февраля 15 0:18:

    Цитата:

    #24 татарник февраля 14 13:19:

    не мог не перепостить

    «11 февраля 2018 года закончился жизненный срок видного татарского деятеля Мухаммада Миначева.

    Рәхмәт, туганым. Әлбәттә, бу кайгылы хабәрне ишеткән идек. Бәлки артык булмас тагын һәм тагын бездән мәңгелеккә киткән дусларыбызны искә алу. Ышанасы килә, Мөһәммәт абыйны якын белгән дуслары, көрәштәшләре, аның турында истәлекләре белән уртаклашыр диеп.

    Урыны оҗмахта булсын Мөхәммәт абыйның!

    Цитировать этот комментарий
  26. #26 Кадерле Имаметдин февраля 15 12:26:

    Мин узем Мохэммэт дустымнын вафат булу хэбэре ишетелгэч тэ, уз фикеремне язган идем инде. Аннары икенче конне "Азатлык радиосы"нда зур язма чыкты. Анда да туганнарынын кайгысын уртаклашканнар иде, татар доньясынын Мохэммэт эфэндене якын кургэн кешесе, зур эшлэр башкарган шэхес итеп курулэрен белдергэннэр иде. Шу исэптэн мин дэ. Эйе, Мохэммэт дусны мин дэ, анын Евгений булган вакытыннан бирле белэм. "Идел-Урал" гэзите чыккан вакытларда анын мэкалэлэре дэ ул гэзиттэ эледэн-эле куренеп тора иде. Чыннан да, ул бугенге коннэрдэ татарда булган бик сирэк сыйфат — кыюлыгы белэн дэ аерылып торды. Башкалар татар сузен дэ эйтергэ куркып торганда, ул берничэ корэштэше белэн, салкын кыш дими, полиция куркынычы дими, татарны яклап пикетка чыгып баса иде. Башкаларга урнэк курсэтеп... Урнын ожмахта булсын, Мохэммэт дус, татар сине бер вакытта да онытмас.

    Цитировать этот комментарий
  27. #27 Казанлы февраля 20 9:57:

    Цитата:

    Присоединяюсь ко всем почитавшие М. Миначева, с которым часто приходилось общаться в татарском культурном центре в Москве, встречаться на гастролях концертно театральных коллективах, приезжавших из Казани, Челнов. Светлая память о нём. А к Т. Таджутдин точно вызывает тошнотворное омерзение своим проституирующим поведением перед РПЦ целование ручек попам.

    Тебе дай бабала и ты будешь целовать не только руки попам, минталитет у нас такой продажный.

    Цитировать этот комментарий
  28. #28 Кунак февраля 20 14:18:

    29 Казанлы февраля 20 9:57:

    За меня не высказывайся, суди по себе. Я пенсионер, посильно отстегивал в помощь нуждающимся активистам татар перечислением на номера мобильников.

    Цитировать этот комментарий
  29. #29 Казанлы февраля 20 22:11:

    Цитата:

    Я пенсионер, посильно отстегивал в помощь нуждающимся активистам татар перечислением на номера мобильников.

    Может и перечестлял спорить не стану, но если ты отдвал эти деньги из соображения патриотизма ты сейчас не напоминал бы про это.

    Цитировать этот комментарий
  30. #30 Казанлы февраля 20 22:23:

    Цитата:

    Цитата:

    Я пенсионер, посильно отстегивал в помощь нуждающимся активистам татар перечислением на номера мобильников.

    Может и перечестлял спорить не стану, но если ты отдвал эти деньги из соображения патриотизма ты сейчас не напоминал бы про это.

    А так иптяш писионер, вдруг власть поменяется и ты будешь бить в грудь что ты от себя отрывал.

    Цитировать этот комментарий
  31. #31 татарник февраля 20 23:06:

    Цитата:

    вдруг власть поменяется и ты будешь бить в грудь

    кыргый туган, дам тебе ссылки на 2 коротеньких материала. Выскажи пож-та свое отношение, а ещё лучше -что делать? Чтобы почитать нужно щёлкнуть правой кнопкой мыши

    1.Вся авиация в Сирии летала на уфимских моторах aftershock.news/?q=node/617041&full

    2.Второй день из Восточной Гуты идут сообщения о массированных обстрелах и авиаударах. И, естественно, о жертвах. Сегодняшние числа — 76 авиаударов российской авиации, 24 удара вертолетами ВВС Сирии, порядка 200 ракет систем залпового огня. Число погибших гражданских — около 90 человек.

    el-murid.livejournal.com/...30.html#comments

    Цитировать этот комментарий
  32. #32 Кунак февраля 21 16:05:

    Казанлы февраля 20 22:23:

    Я и персонально не перечислял кому и что. Ты что провидец как сменится власть, и как себя поведу я и другие, бея себя в грудь.

    Цитировать этот комментарий
  33. #33 BURE февраля 21 22:57:

    Кунак не бери близко к сердцу слова казанлы он обрусевшее чмо .

    Цитировать этот комментарий
  34. #34 татар февраля 21 23:57:

    BURE Вот мне интересно что ты подразумеваешь под словом «обрусевший» и «манкурт»? Кто тоже желает тот тоже может ответить на этот вопрос — а вопрос то интересный. По последнеей переписи мы потеряли миллион носителей языка.

    Цитировать этот комментарий
  35. #35 BURE февраля 22 10:50:

    Для меня существует два вида обрусевших чмо и манкуртов . Первые- хорошо владеют татарским языком но при этом детей и внуков сознательно не учат татарскому языку . Вторые- языка не знают и не хотят знать прикрывая свою ничтожность Исламом исходя из ложного обоснования что Ислам против национальной идентичности . Исходя из своего жизненного опыта пришел к выводу татары не правильно воспитывают своих детей это основная причина ассимиляции народа . Но чтобы правильно воспитывать нужно самому иметь правильное воспитание- замкнутый круг получается . Единственный путь -критический взгляд на самого себя чтобы поменять свое поведение и привычки . Работать надо над собой в первую очередь .

    Цитировать этот комментарий
  36. #36 BURE февраля 22 12:22:

    То что предлагает И Абузяров это полумера , которая кардинально не меняет ситуацию , но имеет свои плюсы на данный момент . Стоит тем же казанским и уфимским татарам оказаться вне своей «резервации» большинство быстро теряют свою татарскую идентичность . Надо учиться у других народов способности сохранять свою идентичность ,колхозные варианты не годятся в глобальном мире пора это понять .

    Цитировать этот комментарий
  37. #37 Кунак февраля 22 16:58:

    Я бы разделил манкуртов на три вида. Манкурт самородок, махровый анти татарист. Языка не знает и знать не хочет, и этим горд, перекати поле, гонимый изменением обстановки, ситуации в стране пребывания. Другой тип это татары довольно хорошо знающие язык с татарским самосознанием, говорящие на татарском, озирающиеся по сторонам. Нет ли в близости тех которые по его мнению могут осудить даже в мыслях его за татарский. Были такие на практике разговора с подобными. Стоит и озирается по сторонам, говорит и отвечает на татарском. Стоп, заметил приближающуюся бабу. Когда поравнялась с нами, перешел на русский. Удалилась, вернулся к татарскому. Я стал его стыдить. Ты что ведешь себя как хамелеон. Да нет, я просто так. Отправил. Давай шагай и думай кто ты есть. Третий тип-манкурт жертва, тяготится своим незнанием языка , культуры, обычаев. Стремится освоить язык, в русской речи вставляет знакомые татарские слова, увеличивая знание новых слов. Есть надежда вернуть в татарское лоно 2-го и 3-го типа, оказывая посильную помощь. На первый тип забить и отвергнуть.

    Цитировать этот комментарий
  38. #38 BURE февраля 24 12:39:

    Карагыз але , Загитова олимпиядада беренче урын алгач , азытлык сайтында татарлар язган коментлар дистә тапкыр кубәйдү , нәрсә аңлата бу куренеш ? Гади нәрсә әйтәргә була а таталар дивана кебек куаналар . Иными словами у татар есть большая потребность в « крутизне, перцовости». Все то что о чем я писал выше .Татары по жизни серые мыши а надо быть перцами ,тогда будет гордость за свою нацию следовательно захочется быть причастными к этому «элитному клубу» . Такова психология толпы с этим надо считаться . Не буду объяснять причины по которым татар превратили в " серых мышей " здесь собрались умные люди которые знают откуда растут эти « ноги»

    Цитировать этот комментарий
  39. #39 Казанлы февраля 25 0:44:

    Цитата:

    Такова психология толпы с этим надо считаться . Не буду объяснять причины по которым татар превратили в " серых мышей " здесь собрались умные люди которые знают откуда растут эти « ноги»

    Рәхмәт, сүзләрең китап кебек.

    Синең сымак чын барлыкны аңлаган кешеләр күберәк булсын иде.

    Цитировать этот комментарий
  40. #40 Кадерле Имаметдин февраля 25 0:52:

    Цитата:

    38 Кунак февраля 22 16:58:

    Я бы разделил манкуртов на три вида. Манкурт самородок, махровый анти татарист

    А ты себя к какому виду относишь?

    Цитировать этот комментарий
  41. #41 татарник февраля 25 11:42:

    Цитата:

    BURE февраля 24 12:39:

    Карагыз але , Загитова олимпиядада беренче урын алгач ...

    Такова психология толпы с этим надо считаться . Не буду объяснять причины по которым татар превратили в " серых мышей " здесь собрались умные люди которые знают откуда растут эти « ноги»

    Цитата:

    Казанлы февраля 25 0:44:

    Рәхмәт, сүзләрең китап кебек.

    эй, вы психологи недоделанные, о чём базарите? День защитника у вас, вижу удался, чтоб такое написать одним фанфуриком не обойдёшься

    Цитата:

    А ты себя к какому виду относишь?

    Кадерле абзый исеменнән дә язучы нык уңган һәм җитез кыргый Казанлы, әйт инде җавабыңны 32-нче посттагы сорауга

    Цитировать этот комментарий
  42. #42 BURE февраля 25 17:22:

    эй, вы психологи недоделанные, о чём базарите? День защитника у вас, вижу удался, чтоб такое написать одним фанфуриком не обойдёшься===========Ты доделанный по себе не суди людей ,если сам бухарик зачем приписываешь другим свои слабости ?

    Цитировать этот комментарий
  43. #43 BURE февраля 25 18:39:

    Продолжу свою мысль (,кому не нравится пусть не читает ) Мало кто серьезно изучал тему ассимиляции татар а это краеугольный камень понимания будущего татар. Быть сегодня татаром не выгодно и не престижно вот основные причины ассимиляции . Даже в РТ вороватые и трусливые руководители не смогли выстроить схему выгодности татарства хотя имели для этого все ресурсы . В остальных регионах РФ, СНГ и мира у татар нет ни каких рычагов создания " выгодности татарства ". Значит первый пункт мы пропукали на долгое время . Обратимся ко второму пункту и здесь нас ждет разочарование так как главные ресурсы выстраивания престижности татарства сосредоточены в руках и инфраструктуре наших не далеких руководителей . (Высокая культура , современное образование , зрелищное кино , поддержка молодых талантливых татар со всего мира , привлечение и обучение предпринимателей татар , поддержка имамов , итд ) И помимо этого нас везде ждет засада со стороны власти не зависимо от места проживания ,ни кому не нужны конкуренты не важно Казакстан это или Башкирия . Единственное что мы можем изменить татарский менталитет и восприятие нас окружающими . продолжение следует .

    Цитировать этот комментарий
  44. #44 татарник февраля 25 21:17:

    Цитата:

    BURE февраля 25 18:39:

    Продолжу свою мысль

    продолжай, это уже интереснее. Свежий ветер на ТТ. Свои слова насчёт фанфурика беру обратно. Виноват, поспешил...

    Цитировать этот комментарий
  45. #45 BURE февраля 25 22:18:

    Было бы прекрасно иметь весь инструментарий для" конструирования «современной татарской нации , но как я писал ранее мы пропукали этот момент . Ждать того что татарская „элита“ прозреет и предпримет реальные шаги в нужном направлении было бы верхом безрассудства Теперь как то повлиять на умы и сердца татар в нужном нам направлении остался только интернет и собственный жизненный пример я бы даже его поставил на первое место так как транслировать сырые , пустые не работающие схемы глупо и недальновидно . Чтобы далеко не ходить за примером обратимся к кавказцам , и частности нохчам так как имею богатый опыт общения с кавказцами и этой нацией и у вас есть представление о них ,личное или медийное неважно . Если посмотреть на первые два пункта приведенных мной в качестве причин ассимиляции татар, нохчи так же не имеют эти инструментарии ,но у них есть чеченский менталитет и восприятие их окружающими которое переплевывает все наши» движения" и достижения(не буду конкретизировать они вам знакомы) так как позволяет иметь мощную демографическую динамику и нулевую ассимиляцию . продолжение следует .

    Цитировать этот комментарий
  46. #46 Кунак февраля 26 16:18:

    #41 Кадерле Имаметдин февраля 25 0:52:г

    «А ты себя к какому виду относишь»?

    Раньше я себя относил как жертва манкуртизации в стране Советов. Родился далеко от татарской жизни, на юге Сов. империи в Туркменистане. В городе проживания были 2 татарские школы: начальная и неполно средняя восьми летка( и то хорошо) к ВОВ 41г мне было 3г Школу не застал. В первый год войны школы закрыли и не воссоздали после окончания войны Как и везде по ЦА. Далее дет. сад , школа с русским языком обучения, армия , вуз, рабочий коллектив. Как бы то ни было, благодарен маме за формирование у меня татарского самосознания. По русски со мной не разговаривала, не смотря на то что обращался к ней на русском, разъясняла мне не понятые мной на татарском слова. В 25 летнем возрасте принялся за само обучение. Выписывал газеты и журналы на татарском, Читал с помощью словаря и знатоков татарского. С переездом в РТ работал в коллективе, где татар с татарским было порядочно, что значительно улучшило мой татарский. Зате посещение курсов татарского. В настоящее время дети уже семейные. у сына язык пожалуй получше моего. Внуков устроили в школу с этно культурным татарским компонентом, возил в лагеря в РТ из нынешнего проживания в Москве в Апасский район, Актаныш, где программы для детей были на татарском. Таким образом в НВр. я давно вылез из манкуртского балахона. Получилась эпопея с моим объяснением. Беда общая с намеренным татарским языковым кризисом.

    Цитировать этот комментарий
  47. #47 BURE февраля 26 16:22:

    Из чего складывается чеченский менталитет ? В первую очередь адаты . Затем запредельный национализм . Горный рельеф местности способствующий обособленному формированию нации . Соседние народы с похожим ментальностью .Не простая история народа . Ислам итд . Если сравнивать с татарами похожее только не простая история и Ислам и то другого мазхаба . Скажите даже пытаться не стоит встать вровень с нохчами ?

    Цитировать этот комментарий
  48. #48 BURE февраля 26 19:09:

    Помимо всего Иван уйдет это вопрос времени а вместо него может придти другой "хозяин и не исключено что это будет Мага а не ожидаемый Джао минь .Готовы мы к этому сценарию ?

    Цитировать этот комментарий
  49. #49 BURE февраля 27 18:47:

    Все замолкаю , хуш булыгыз .

    Цитировать этот комментарий
  50. #50 BURE февраля 27 23:50:

    Закончу свой монолог хотя многое есть что сказать . Прежде отвечу на свои вопросы — да можем я своей жизнью доказал что можем и дадим фору ,но ... на второй, большинство не готово потому что даже с тышкак урысом не могут быть на равных . Нас татар не любят многие даже ненавидят .Так значит надо это с детства объяснять ребенку ,чтобы он был готовым к этому в реальной жизни ,готовит морально и физически .А мы зная все это совершаем преступление перед своими детьми не имея мужества хотя бы сказать им об этом не говоря о том чтобы научить их сопротивляться . Видимо у многих произошла душевная травма и поэтому они загоняют вовнутрь поглубже эту боль .Максимум на что хватает чтобы дети были похожими на агрессоров — языком ,манерой поведения ,одеждой , внешне что выражается желанием жениться на русских ,полным пренебрежением к татарскому языку и Исламу .Желая чтобы их дети не повторили их судьбу .

    А нужно на трагических исторических примерах татарского народа ( насильственное крещение , высылка , голодомор ,) внушать мысль нас уничтожали и били потому что мы были слабыми , не сплоченными не готовыми а враг сильный и беспощадный . Как используют евреи Холокост а нохчи депортацию и кавказскую войну . Идея мы должны быть сильными и всегда готовыми к войне и реально учат и готовят к войне . А мы сопли жуем скачем и пляшем на Сабантуе , воспеваем дружбу народов ,гордимся количеством межнациональных браков , раздавить водочки и накопить бабла вот и результат этой беспечности в виде катастрофической ассимиляции . Куп суз бук суз хватит умничать ,пусть татарник пишет он себя самым умным считает . А мне есть чем заняться старшему скоро 4 младшему 1 ,5 .

    Цитировать этот комментарий
  51. #51 Кадерле Имаметдин марта 1 12:32:

    1. Кемдер монда минем исем белэн чыгыш ясарга кунегеп киткэн. Хэм мине куандырганы — миннэн башкаларнын да топле булуы, алдакчыны анлаулары.

    2. Билгеле, татар хэле утэ дэ катлаулы хэм авыр. Шуна курэ дэ, без, татар килэчэге очен корэш юлына басканнар, шушы катлаулы тормышыбызны исэпкэ алып, узебез дэ торле алымнар аша корэш алып барырга тиештербез. Мэсэлэн, шул ук «Обращение» турында...

    3. Шундый фикер йори, янэсе динилэр халыкнын 3-4%-ы гына. Алары да тик бэйрэм чараларында гына катнаша. Шуна охшатып, корэшчелэр дэ куп була алмый. Булганнарын ничектер оештырып, шулар белэн эш иту кирэктер...

    4. Татарстан татарлары бу корэштэ элегэ кадэр ин сонгы урыннарда тора иде. Тик, мэктэплэрдэ татар телен дэулэт статуслыныннан алгач, Татарстан татары кузгала башлады. Бэлки яхшук кузгалып оешып та китэр.

    5. Минемчэ, бугенге конгэ оешу суздэн башланырга момкин. Мэсэлэн, татар очен махсус концепция язудан. Хэм шуна охшаш тагын берничэ теоретик материаллар чыгарудан. Минем уземдэ берничэ башлангыч материаллар бар инде. Тик ана мохтажлык элегэ шэйлэнми. Кирэк дип тапсагыз эл.эдрис белэн жибэрергэ момкин. Соныннан Конференция сынак, тикшеру уткэрергэ.

    7. Бу сайт, как тихая гавань, монда уткэрергэ дэ момкин булыр, бэлки. Тик аудитория зурайсын иде бераз: Мэскэу ягы, Татарстан, Чит ил татарлары, Урал-Себер... Без узебез бу тобэклэр белэн танышып кайтырга эллэ кайчаннан бирле уйланабыз, тик безгэ элегэ ярлылык мешает...

    Менэ покага уйланыр очен проблемалар. Монда инде Буре исемлебез дэ бераз сойлэнде...

    Цитировать этот комментарий
  52. #52 Кунак марта 1 15:30:

    52 Аноним марта 1 12:02:

    Может нам самим скинуться по рублю-два, чтобы данная работа была благополучно завершена?

    _________________________________

    Готов скинуться, поболее рубля и двух руб. на 1/3 пенсии. Куда перечислять?

    Цитировать этот комментарий
  53. #53 татарник марта 2 0:31:

    Цитата:

    Кадерле Имаметдин марта 1 12:32:

    Монда инде Буре исемлебез дэ бераз сойлэнде...

    ми ни протиф

    www.youtube.com/watch?v=qlYhnpEDynQ

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2018.