Татарская трибуна » Архив » «О бедственном положении русского языка»

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

«О бедственном положении русского языка»

3d000472f38776f3156e4e183c9b4Сегодня, 14 мая, в редакцию EADaily обратились активисты из Башкирии, Татарстана, Бурятии и Республики Коми которые направили открытое письмо президенту РФ Владимиру Путину в связи «с бедственным положением русского языка в школах республик». Копии направлены премьер-министру РФ Дмитрию Медведеву, председателю СФ Валентине Матвиенко, руководителю Федерального агентства по делам национальностей Игорю Баринову и председателю совета при президенте Российской Федерации по русскому языку Владимиру Толстому, а также депутатам Госдумы РФ и лидерам политических партий. Текст письма дается в оригинале.

Уважаемый Владимир Владимирович! Уважаемый Дмитрий Анатольевич! Уважаемые представители народной власти России! Уважаемые государственные мужи и политики России!

Испытывая глубокое беспокойство и печаль по сохранению целостности России и её фундаментальных ценностей, призываем вас обратить внимание на бедственное положение русского языка и русской литературы в школьном образовании национальных республик нашей страны, а также подспудно зреющую межнациональную напряженность из-за принятия региональных законов, не пользующихся поддержкой большинства населения, и исправить это неестественное положение.

Об этой проблеме каждому из вас известно вполне, поскольку писано тысячи обращений и статей, говорено без счёта на самых разных уровнях.

Вынуждены констатировать факт, что, несмотря на запись в нашей Конституции «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные Конституцией Российской Федерации» (ст. 6 п.2), русские и русскоязычные дети, живущие в национальных республиках, лишены существенных прав и свобод, которыми имеют счастье пользоваться такие же русские и русскоязычные дети, не проживающие в национальных республиках России.

1. В русскоязычных школах Татарии, Башкирии и других национальных республик приняты без согласования с родительским сообществом учебные планы с сокращенным (лишь с базовым уровнем) изучением русского языка. В русскоязычных школах на остальной территории России учащиеся имеют право и изучают русский язык углубленно. Нашим же детям приходится дополнительно заниматься с репетиторами.

2. Несмотря на абсурдность фактического положения, до сих пор в России русский язык не имеет законодательного статуса «родной язык». В то же время, в ряде республик, как например, в Республике Татарстан, родным для всех принудительно «назначен» татарский язык, ведь во всех без исключения школах здесь реализуется план обучения для детей «с родным нерусским языком обучения», т. е. как для татарских национальных школ, с минимальным количеством русского языка и литературы, но по 5−6 уроков татарского языка в неделю в течение 11 лет. Принудительное обучение татарскому языку введено сейчас и в детских садах Республики Татарстан — для малышей всех национальностей и без согласия их родителей. В остальных регионах такое обучение без согласования с родителями не практикуются.

3. Учащихся национальных республик, вопреки их желаниям и потребностям, независимо от наличия или отсутствия языковой среды, законодательно принуждают изучать государственный язык республики. Учащихся других регионов не принуждают изучать национальный язык, который ими не востребован.

Уважаемый Владимир Владимирович, уважаемый Дмитрий Анатольевич, уважаемые государственные мужи, политики, законодатели!

Как вы думаете, чем отличается ученик третьего класса села Покровка Спасского района Татарстана от ученика третьего же класса села Покровка Борского района Самарской области?

Тем, что учащийся села Покровка в Татарстане не имеет права обучаться в своей русскоязычной школе по учебному плану для школ с русским родным языком обучения. Здесь русский и литература изучается лишь 5 часов в неделю, а не 9, как в Самарской области. И он не может отказаться от изучения татарского языка, который ему никогда не пригодится и всё «изученное» на этих уроках вскоре забудется за ненадобностью, не говоря об отсутствии желания и мотивации изучать татарский язык, о не раз пережитых негативных чувствах по этому поводу.

А вот ученик 3 класса села Покровка Самарской области может изучать русский язык в полном объеме, и никто никогда не заставит его изучать ни один иной национальный язык, пока он сам или его родители этого не захотят.

Можно ли сказать, что маленький гражданин РФ, живущий в селе Покровка РТ, имеет те же права, что и маленький гражданин РФ, живущий в селе Покровка Самарской области? Можно ли сказать, что несовершеннолетний гражданин РФ, которого законодательно принудили ежедневно, в течение 11 лет, изучать некий неродной и не полезный ему язык, сократив при этом часы на изучение его родного и одновременно очень нужного в жизни языка, проникнется уважением и любовью к этому некоему языку, а также, его носителям, или у него появятся другие положительные и радостные чувства? Нет и нет.

А кто спросил об этой печали у миллионов русских и русскоязычных школьников национальных республик России и их родителей? Кто прочёл и услышал этот плач, в том числе, в Интернете (ведь на официальные письма не реагируют, отправляя их для разбирательства обратно в регионы)? Кто сделал вывод об эскалации межнациональной напряженности, созданной буквально на пустом месте непродуманными законами, принятыми однобоко представленными региональными депутатскими корпусами без согласования с народом? Пока — никто.

И дело — не только в том, что в творческих союзах писателей национальных республик русские секции представлены убогим числом литераторов, которые должны были бы воспевать родной край не только для «титульных», но и для русских, русскоязычных, даже в республиках с русским большинством.

Мы, русские и русскоязычные жители национальных регионов России и наши дети, не хотим быть заложниками сомнительных амбиций, которые некогда в местные законы заложили региональные национал-законодатели, достигшие депутатских тронов на волне неуправляемого «национального возрождения» и «парада суверенитетов» начала 1990-х.

Мы — за единство нашей страны, одним из столпов которого является родной для нас русский язык — язык межнационального общения всех народов России.

Мы — за безопасность нашей страны, одна из основ и скреп которой — русский язык.

И нам не нужна принудительная «мова» в родной России, что по сути привело к тысячам смертей сегодня в братской Украине.

Национальная политика нашего государства должна быть такой, чтобы каждый человек, независимо от места проживания, чувствовал себя полноценным гражданином единой великой страны, а не «потомком колонизаторов», кем в ряде регионов нас пытаются представить деструктивные силы, оказавшиеся в местной власти, противопоставляя «коренному народу». Ведь по Конституции и по Правде — все мы равны.

Россию с русским языком — языком матери для девяноста пяти из ста её граждан, и абсолютно для всех — языком Родины — нам передали в наследство наши предки, столетиями хранившие мир между всеми её народами. И мы, всей душой желая сберечь каждому, даже самому малочисленному народу России, его культуру и язык, хотим, чтобы это же было позволено нашим детям.

Обращение подписали

от Башкирии:

  • Председатель Комитета по образованию и языковой политике Собора Русских Башкортостана В.П. Афанасьев
  • Председатель Совета региональной общественной организации православных родителей и педагогов Республики Башкортостан Л.Х. Калинина
  • Организатор, первый председатель Союза башкирской молодежи Р.Ш. Баимов
  • Администратор интернет-сообщества родителей школьников Башкирии «Образование и русский язык в школах Башкирии» Г. Н. Лучкина

 

от Татарстана:

  • Председатель Общества русской культуры Республики Татарстан, доцент КАИ М.Ю. Щеглов
  • Сопредседатель Многонационального движения РТ «Согласие», профессор В.А. Беляев
  • Член Союза писателей СССР и России, член СП РТ, заслуженный деятель искусств РТ Л.А. Кожевников
  • Координатор родительского движения за добровольное изучение татарского языка Э. Носов

 

От Республики Бурятия:

  • Председатель РОО «Учителя Бурятии» Г. И. Федик
  • Координатор родительского движения за добровольное изучение бурятского языка И.А. Гнеушева

 

от Республики Коми:

  • Предприниматель, общественный деятель, координатор родительского движения за добровольное изучение языка коми А.В. Былина
  • Общественный деятель, экс-депутат Госсовета Коми Н.Е. Радостева.

 

Как указано в письме, данное обращение поддержали:

  • Михаил Делягин, российский экономист, публицист и политик. Действительный член РАЕН, доктор экономических наук (1998). Директор некоммерческой организации «Институт проблем глобализации». Москва
  • Константин Крылов, русский философ, публицист, журналист, общественный и политический деятель. Москва
  • Владислав Русанов, доцент Национального технического университета, заместитель Председателя правления Союза Писателей ДНР, писатель. Донецк
  • Юрий Юрченко, военный корреспондент, поэт, драматург, актер Театральной ассоциации «Les Saisons Russes». Париж.
  • Линар Сафин, председатель военно-патриотической организации «Честь и Надежда Отечества», потомок татарских мурз Бурнаевых. Казань.

 

Источник: https://eadaily.com/news/2015/05/14

 

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Кунак мая 15 0:17:

    Я за то чтобы и все татарам и другим не русским народам их детям не препятствовали своими типа 309 приказами, всякими программами, спускаемыми из Москвы. Каждый народ в местах проживания, республика или местах компактного проживания могут составлять свои программы. Вроде не русские народы недоумки и для них надо писать школьные программы обучения, да еще пропускать лицензирование национальных школ учебники в Москве, где в национальных языках не бельмеса. И, думцы на тайных вечерях стряпали законопроект об исключении этно компанента в национальных школах. Законопроект принят в 2007 г вступил в силу в 2008г. Нужно уравнять в правах все народы на национальную школу и организацию национальных вузов чтобы была цель продолжать образование, а не так окончил школу и в растеренности.

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Кадерле Имамутдинов мая 15 14:45:

    Кунак хорошо написал. Согласен.

    Но тут мои воззрения распыляются, дробятся. Ибо:

    1. Живем мы ныне как бы на временном изломе: сегодня одно, а что станет завтра, — почти непонятно. Хорошо было бы, если завтра установилась очченььь хорошая жизнь. Как я, например, каждый раз прошу у Аллаха, чтобы он дал нам возможность самим определять нашу татарскую жизнь. И по учебной части, так же, как ныне в Казахстане: изучаемые языки — родной, русский, да и английский.

    2. Я постоянно рекомендую для Татарстана оставить других детей в покое, а своих учить в гимназиях высокого полета, как делают с башкирскими детьми в РБ. Считаю именно тогда такие гимназии станут престижными не только(а может не столько) для своих детей, а и для нетатарских детей...

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Кадерле Имамутдинов мая 15 14:55:

    3.Конечно, говорить о том, что русский язык находится в бедственном положении, когда всё преподование идет на русском языке, это не кощунство ли?! И сравнить это с изучением (или, скорее слышимостью изредка родного языка татарскими детьми)...

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 читатель мая 15 23:26:

    Господа подписавшиеся! А как обстоит дело по обучению детей коренных не русских народов родному языку? Имеют ли они права и возможности учиться на родном языке? Или они являются только навозом для русского народа?

    Только Л. Сафину. Махатма Ганди сказал: «Элита, воспитанная колонизаторами, главный враг своего народа»

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 Кадерле Имамутдинов мая 17 1:11:

    «...Махатма Ганди сказал: «Элита, воспитанная колонизаторами, главный враг своего народа»»

    А где же наши друзья, тогда?!

    Цитировать этот комментарий
  6. #6 За равноправие! мая 17 16:57:

    Цитата:

    Национальная политика нашего государства должна быть такой, чтобы каждый человек, независимо от места проживания, чувствовал себя полноценным гражданином единой великой страны, а не «потомком колонизаторов», кем в ряде регионов нас пытаются представить деструктивные силы, оказавшиеся в местной власти, противопоставляя «коренному народу». Ведь по Конституции и по Правде — все мы равны.

    Все правильно, никого не надо заставлять изучать удмуртский язык, раз не хочется. Пусть эти 3 часа в неделю изучают милый сердцу великий и могучий!

    Но тогда уж будьте добры, все остальные 30 уроков в неделю: математику, биологию, историю и все прочие предметы изучать строго на литературном удмуртском языке.

    Цитировать этот комментарий
  7. #7 Кунак мая 17 23:19:

    За Равноправие! мая 17 16:57

    Приветствую твою позицию. Прямо в десятку.

    Цитировать этот комментарий
  8. #8 Амина мая 17 23:25:

    Что и следовало ожидать! В Украине получили по зубам, на Кавказе ранее тоже. Остался Татарстан. Это только начало нового этапа нападок. Минемчә, федералов может остановить только сила, т.е. тогда, когда от них отбиваешься. После отмены обязательного обучения татарскому языку отменят институт президентства, потом ликвидируют республику, потом татары окончательно ассимилируются. Надеяться, глядя на путиноидов и их вождя, что они сами рассосутся и вымрут как дегенераты, а РФ естественным образом как СССР распадется, не стоит. Кто знает, на сколько времени этот процесс затянется и какой вред все это еще причинит татарам.

    Цитировать этот комментарий
  9. #9 Русский казанец мая 19 15:52:

    Цитата:

    Я постоянно рекомендую для Татарстана оставить других детей в покое, а своих учить в гимназиях высокого полета, как делают с башкирскими детьми в РБ. Считаю именно тогда такие гимназии станут престижными не только(а может не столько) для своих детей, а и для нетатарских детей...

    Совершенно с вами согласен, Кадерле!

    Я много раз писал, что если те гигантские средства, выделяемые ныне на принудительное изучение татарского языка для нетатарских детей, тратить на татарскую культуру, на финансирование татарских же классов в других регионах и даже странах, а главное, углубить знания языка татарским детям, которые ждут этого, но так и не дожидаются.

    Изучение родного татарского необходимо углубить для самих татар.

    Если же нынешнее положение сохранится, вы и не заметите, что деньги на татарский будут освоены, но результата будет — ноль, потому что учили из-под палки тех, кому он не то что не нужен, а противопоказан. А для тех, кому он нужен и желателен, денежек не найдется. Все потратили!

    Цитировать этот комментарий
  10. #10 татар мая 20 17:58:

    Цитата:

    Изучение родного татарского необходимо углубить для самих татар.

    Если же нынешнее положение сохранится, вы и не заметите, что деньги на татарский будут освоены, но результата будет — ноль, потому что учили из-под палки тех, кому он не то что не нужен, а противопоказан. А для тех, кому он нужен и желателен, денежек не найдется. Все потратили!

    Во первых татарский язык никому не противопоказан — он не заразен и не ядовит. Во вторых из под палки заставляют изучать некоторые иностранные языки и тратят тоже не малые деньги, при чем уже не один десяток лет. В третьих русский язык введен в процесс обучения как обязательный и обучается в принудительном порядке (если не желаешь учить — вали из школы). Представь, если эту формулу применить и для татарского языка — все учить будут как миленькие. И еще. Достаточен один приличный татарский университет, чтобы появилось много желающих изучать татарский язык.

    Цитировать этот комментарий
  11. #11 читатель мая 20 23:13:

    Коренным нерусским народам, надо самим добиваться ЯЗЫКОВОЙ СРЕДЫ. Вспомните поговорку 80ых прошлого века «ЕГЕРМЕ ТАТАР ҖЫЕЛЫП УРЫСЧА ҖЫЕЛЫШ ҮТКӘРӘ» Языковую среду нужно создавать везде: дома, на улице, на работе, в магазине и т.д. На окрики «ГОВОРИ ПО РУССКИЙ» надо дать достойный отпор. НАРОДЫ — РАВНОПРАВНЫ!

    Цитировать этот комментарий
  12. #12 Дамир мая 21 16:54:

    Ни в советской, ни в нынешней российской школе так и научились преподавать языки. В том числе и русский. То, что разговорный русский знает более-менее большинство населения-это заслуга только тотального насильственного навязывания его во всех сферах жизни. Доходит до маразма: в Татарстане диссертацию по грамматике или лексике татарского языка соискатель обязан писать на русском языке!

    Цитировать этот комментарий
  13. #13 Дамир мая 21 17:04:

    Цитата:

    Я много раз писал, что если те гигантские средства, выделяемые ныне на принудительное изучение татарского языка для нетатарских детей, тратить на татарскую культуру...

    Английский язык тоже мало кто знает, хотя потрачено на него тоже денег немеряно. В последние десятилетия отношение к английскому изменилось к лучшему со стороны учеников потому, что он стал и престижным, и даже необходимым.

    Цитировать этот комментарий
  14. #14 Загитов мая 22 5:35:

    Цитата:

    В последние десятилетия отношение к английскому изменилось к лучшему со стороны учеников потому, что он стал и престижным, и даже необходимым.

    Отношение к татарскому тоже изменится, когда он станет иностранным для россиян. Это будет может не скоро, но рано или поздно Татарстан и другие республики станут сопредельными России процветающими странами со своим ПВО и линией Маннергейма на всякий случай.

    Цитировать этот комментарий
  15. #15 камиль июня 13 0:36:

    Действительности правильно пишут,нерусские народы изучают родной язык всего 5-6 часов в неделю,тогда как все предметы преподаются на русском языке,если ваши дети и после этого плохо знают русский-это уже проблема в них самих.Скорее всего этой проблемой обращаются родители проблемных детей,которым лень учиться,какой нормальный родитель будет противиться тому,что ребенок будет знать несколько языков,он везде будет своим.Почему не поднимаете шум насчет того,что почти все награды с крестами,даже медаль материнской славы с крестом.Как вы представляете награждение мусульманина православным крестом или многодетную мусульманку медалью с крестом.Что это,отторжение мусульманских республик или оскорбление?Какой шум подняли в сми ,когда польские власти отказали в установке православного креста на братской могиле.Правильно сделали,так как там лежат не только православные,это было бы оскорблением других религий.Как пел В.Высоцкий...На братских могилах не ставят крестов...Введение в школах изучение религий тоже приведет стычкам между учеников на религиозной основе.Мудро поступили по-своему в Татарстане изучают только основы мировых религий.Не нужны и в армии религиозные представители,солдаты должны учиться военному делу и в любое время дать отпор агрессору кем бы они не были,християне или мусульмане,религиозному солдату нельзя убивать единоверца. Великую Отечественную войну выиграли воины без религиозных отличий,никто не шел в атаку именем Христа или Аллаха,а шли за Родину,за народ.Пора запретить РПЦ вмешиваться в государственные дела,по Конституции религия отделена от государства.Почему молчат наши муфтии,или они ставленники Москвы,или боятся потерять свои хлебные места.

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2017.