Татарская трибуна » Архив » Без демократии татары не смогут развиваться

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Без демократии татары не смогут развиваться

Дамир Исхаков о себе, о татарских политтехнологах, о ситуации в Башкортостане и о мусульманской Камасутре. “еТатар” предлагает перевод эксклюзивного интервью татарского ученого, которое было опубликовано в газете “Ватаным Татарстан”.

Наш видный историк Дамир Исхаков в эти дни отмечает свой 60-летний юбилей. Журналист газеты “Ватаным Татарстан” встретился с ученым и поговорил с ним о самых острых вопросах, которые сегодня стоят перед татарским народом.

-Вам и не дашь 60 лет. Вы постоянно в дороге. Вот в Сибирь собираетесь. Какова цель поездки на этот раз?

-  В последнее время я был занят написанием учебников по истории. В те времена, когда центр этномониторинга располагался в Институте истории имени Шигабутдина Марджани, выпустили учебник по татарской истории (средние века) для учащихся 10 классов. Как раз в те годы мы осознали проблему отсутствия учебников по истории татар, проживающих в разных регионах. Кто-то же должен это сделать! Посоветовавшись со Всемирным конгрессом татар, решили написать пособие по культуре и истории татар Сибири. В проекте принимают участие и сибирские ученые – не только мы. Их всего трое, причем, двое – русские. Правда, как только мы начали работу, в Тюмени тут же была образована альтернативная группа – в противовес нам. Но они ничего не смогли сделать, т.к. состав нашей редакционной коллегии интернационален.

Это очень сложный учебник. Ведь у татар, проживающих в Сибири, есть свое национальное самосознание. Есть проблема: как написать таким образом, чтобы не столкнуть друг с другом всетатарское национальное самосознание с национальным самосознанием татар Сибири. Если мы напишем этот учебник, он станет некой моделью для других татарских регионов. В последние годы я занимался подготовкой этнографов из числ татар Сибири. Двое из них уже с успехом защитили кандидатские диссертации. Еще двое готовятся к защите. Это очень важно, ведь этнологи – очень значимые фигуры вокруг национального самосознания. Если в Сибири будут работать татарские этнографы, глубоко понимающие суть проблем, то сохранить национальное самосознание татар Сибири и сделать это в общем ключе со всетатарским самосознанием будет намного легче. Вот и увидим: сколько человек записалось во время переписи сибирскими татарами?! Татары Сибири – это часть большого татарского этноса. Все ученые, которые реально занимались этой проблемой, придерживаются именно этой точки зрения.

-       Уже больше года прошло после Всероссийской переписи населения 2010 года. Почему, по-вашему, так долго не объявляли её итоги?

-       Действительно, это очень странно. Обнародование итогов переносилось три раза. Я и раньше это подозревал, а сейчас мои сомнения особенно сильны: говорят, треть населения страны вообще не участвовала в переписи. Просто не пустили переписчиков к себе домой. Говорят, будто информацию собирали через милицию, через какие-то другие источники. Конечно же, собирая информацию таким вот способом, невозможно заполнить графу о родном языке. Каковы будут окончательные результаты – кто знает? Эти результаты могут не подойти под международные стандарты. Организация переписи была намного хуже переписи 2002 года. Народ ведь очень закрытый стал. Этому есть и политические причины.

-       Если бы в 1969 году вы не поступили на историко-филологический факультет КГУ, какую бы профессию выбрали?

-       Такой проблемы у меня не было. Если бы не поступил в университет, пошел бы в армию. А уж после службы всё равно бы поступил учиться. Я с детства мечтал стать аналитиком. С малых лет очень много читал.

-       Кого вы считаете своими учителями?

-       В моем становлении как ученого, в первую очередь, большую роль сыграл Альфред Халиков. Были проблемы, но дипломную работу я написал именно под его руководством. Это был ученый с большой буквы. Он дал мне многое. Я и в экспедиции с ним ездил. Соломон Брук для меня также знаковая фигура. Он был моим научным руководителем во время учебы в аспирантуре в Москве. Вот это был этногеограф! В советское время все этнические карты были составлены под его руководством. Еще один человек, сыгравший в моей жизни большую роль, это Шамиль ага Мухаммедьяров. Мы познакомились в Москве, тесно общались, он помогал и книгами, и советом. Он – ученик прославленного Тихомирова. Вот эти три человека напрямую повлияли на мое становление как ученого. Своим учителем также считаю заместителя директора Людмилу Терентьеву. Вообще, институт этнографии, где я учился в аспирантуре, был ведущим научным институтом в СССР. 70% его ученых в те годы были евреи.

-       Татарская общественность знает вас как одного из самых активных членов исполнительного комитета Всемирного конгресса татар. Вы возглавляете одно из важнейших направлений – комиссию по стратегическому развитию татарского народа. Вы занимаетесь этим уже много лет. Можете в нескольких предложениях ответить на такой вопрос: в чем заключается это развитие?

-       К сожалению, начатое нами дело не было доведено до конца. Центр этнологического мониторинга был закрыт. Но я вынужден заново взяться за это дело. Выбрал новую тему для своей научной работы: “Татарский народ в ХХ столетии и начале ХХI века”. Уже есть некоторые результаты. В свет вышло более десяти книг. Я бы выразил основной итог вот как: возрождение татарского народа было очень кратковременным и после этого возрождения мы заметно сдали свои позиции. Я бы даже так сказал: мы словно вернулись в 80-е годы прошлого века. Мы не смогли подняться на качественно новый уровень. Безусловно, развитие татарского народа зависит от того, насколько сильна в России демократия. Наблюдения подтверждают одну простую истину: если есть демократия, татары развиваются. Если её нет – нет и возможности развития татарского народа. Сами видите: нельзя сказать, что в последние годы демократия в России развивалась. Значит, для решения татарского вопроса необходима сильная демократия. Это как внешний, так и внутренний фактор. Например, очень важная группа – татарстанская элита – полностью зависит от группы людей, правящих Россией. Из-за этой зависимости у наших нет возможности сделать очень многие вещи.

-       Так-то оно так, но вот говорят, что президент Башкортостана Муртаза Рахимов в свое время для башкир сделал очень многое.

-       Совершенно верно: Рахимов многое сделал. Но эти завоевания были достигнуты за счет других народов, в первую очередь, татар. В то же время у меня есть сомнения относительного того, насколько большую пользу принесли эти достижения самим башкирам. Потому что ситуация в республике по-прежнему остается очень напряженной. Татарский вопрос не решен. Этому противятся и русские. Есть проблема: смогут ли башкиры, составляющие этническое меньшинство в республике, двигаться дальше? В Татарстане не так сложно. Конечно же, было бы лучше, если бы руководство Татарстана уделяло больше внимания татарам. То, что делается сегодня, явно недостаточно. Не хватает внимания людям, занимающимся развитием татарской культуры и науки. Скажем, гонорары и заработная плата ученых, работников культуры, учителей меньше, чем в той же Башкирии. Да, мы многого достигли. Но все деньги идут на строительство стадионов, а культура остается без средств. Размышляя в долгосрочной перспективе, понимаем, что это явно не на пользу татарского народа. Мы составили прогноз развития татар до 2025 года. Не предвидится рост населения ни у русских, ни у татар. Из-за того, что детей мы рожаем мало, количество татар к 2025 году уменьшится на полмиллиона. Отрицательные стороны демографической политики налицо. Скажем, Казань ограничена в своем дальнейшем росте. В первую очередь, это связано с отсутствием демографических ресурсов. Например, в Татарстане сельское население практически полностью перебралось в города. В деревнях, в основном, остались старики. Если уедет и оставшаяся молодежь, кто работать-то будет? Именно поэтому для того, чтобы Казань смогла сохранить свой статус столичного города, ей придется привлекать рабочую силу со стороны. А это приведет к большим проблемам. Представителей других национальностей нужно обучать языку, устраивать на работу. Посмотрите на мечети в других регионах России: большинство прихожан – не татары. Даже имамами стали назначать людей других национальностей! Похожая ситуация может наблюдаться и у нас.

-       Несколько дней назад на заседании исполкома Всемирного конгресса татар вы предупредили наших соотечественников, в большинстве своем проголосовавших за одну партию, о том, что они могут остаться у разбитого корыта. За кого голосовать-то нужно было? Кому верить?

-       Идя на выборы, мы, в первую очередь, должны думать о том, кто защищает национальные интересы. Если какая-то из партий защищает эти интересы, нам с ней по пути. С ней можно сотрудничать. Вы, наверное, помните, что наши депутаты в свое время проголосвали за пресловутый 309-й закон, направленный против системы национального образования. В то же время президент Татарстана Минтимер Шаймиев выступил против этого закона. В Казань были приглашены министры образования национальных республик России. Было принято решение о том, что они против такого закона. Получается, что правая рука не ведает, что творит левая. Этот закон был принят стараниями “Единой России”. Ну, как после этого мы, татары, можем голосовать за эту партию?! Наверное, у этого есть свои причины. Мол, голосуя за единороссов, мы получаем из Москвы деньги. Деньги-то, может, и получаем, но доходят ли они до народа? Это отдельный вопрос. С другой стороны, эти полученные деньги – это ведь наши же деньги. Более половины нашего бюджета уходит в Москву. На самом деле, мы получаем обратно то, что отдали. Пока живет такая политическая система, мы как рабы вынуждены просить у Москвы денег. Мы фактически продаем часть наших интересов.

Ситуация вот какова: даже Путин не собирается серьезно опираться на “Единую Россию”. Он сейчас делает ставку на Народный фронт. Для своей предвыборной кампании он выбрал людей именно оттуда. Есть и такая вещь: как посмотрят на республики, проголосовавшие за “Единую Россию”, зарубежные партнеры? Не придется ли татарам краснеть за свои “голоса”? При демократии народ Татарстана проголосовал бы совершенно иначе. В действительности, только партия “Яблоко” выступает за интересы народов России. Да, они получили мало голосов. Но неизвестно, было ли количество проголосовавших за них таким маленьким, или же так мало голосов им оставили. В России даже не поймешь, за кого был отдан твой голос. Большинство голосов, отданных за непрошедшии в Думу партии, забрала себе “Единя Россия”. Сейчас у них половина голосов, отданных за “Яблоко”. Политическая система в России – в полутоталитарном виде. В такой ситуации татары должны думать о том, как развиваться самим, особо не полагаясь на политическую систему. Это очень сложная проблема. Потому что для развития всегда нужны ресурсы. О ресурсах и об их использовании в национальных интересах должны думать национальные организации. До революции татары именно так и жили. Мы тогда были намного более организованны. К сожалению, в Татарстане политика достаточно однобока – национальная сторона как-то забывается. Об этом должен думать и Всемирный конгресс татар, но ресурсы его очень ограничены.

-       Гаяз Исхаки прогнозировал, что татарам осталось жить 200 лет. 100 лет уже прошло. Согласны вы с ним, что нам остался всего один век?

-       Негативные тенденции есть. Перепись 2002 года показала, что пятая часть татар полностью перешла на русский язык. Идет сильнейшая ассимиляция. Это отчетливо видно на молодом поколении. Например, татары Литвы потеряли свой язык в XVI веке. Но они до сих пор считают себя татарами. Родной язык не знают, но живут по мусульманским канонам. Нас может ожидать та же участь. А можем и к корням своим вернуться. Например, валлийцы, проживающие в Великобритании, практически потеряли свой язык. Однако они смогли возродить его за последние несколько десятилетий. На валлийском языке вещает телевидение, работают школы. Язык вернулся к жизни. Многое связано с уровнем национального самосознания. У татар это самосознание на очень низком уровне. Причин этому много. Одна из важнейших – то, что в советские годы не преподавали историю татар. Татары не изучали свою собственную историю. Если татарин будет знать историю своего народа, он всегда будет помнить о том, представителем какого великого народа он является. Наши предки стояли во главе величайших империй. Они сыграли важнейшую роль в мировой истории. Не должен такой народ просто исчезнуть с лица земли. Да, ситуация сложная: Татарстан не может играть роль по-настоящему национального государства. У нас всё намного хуже, чем в той же Каталонии, которая находится в составе Испании. А ведь каталанцев даже меньше, чем татар. К тому же, татары – очень дисперсный народ. Во многих регионах мы проживаем диаспорой.

-       Сейчас всё чаще говорят о том, что даже если Владимир Путин будет избран президентом страны в 2012 году, его переизбрание в 2017-м вызывает много вопросов. А вы как считаете? Скажем, как вы оцениваете шансы политика Алексея Навального?

-       По-моему, Россию в ближайшие годы ожидают большие перемены. Путин и его команда отстали от времени. Управляя страной в таком стиле, они ни к чему не придут. И людей, понимающих это, стало намного больше. Стоит проанализировать результаты тех же выборов и станет понятно, что в реальности население больших городов проголосовало против этой команды. Это и не удивительно: в городах живут интеллектуалы, политически более подкованные люди. Думаю, что за Путина и за его окружение голосовали, в основном, пенсионеры. Молодежь и те, кто задумывается о будущем своей родины, мыслят иначе. Поэтому Путин как максимум может только усидеть. И то не факт. Потому что если финансовый кризис и дальше будет разгораться, если ситуация в России будет сложной, остаться во главе страны будет очень нелегко. Именно поэтому, говоря о будущем, нужно прогнозировать развитие ситуации, приход к власти тех или иных групп. Я считаю, что Медведев совершил большую ошибку, отказавшись от выдвижения своей кандидатуры. Может, сил не хватило. Однако, если бы он, будучи представителем молодого поколения, смог удержать власть в своих руках, ситуация изменилась бы быстрее. Если Путин станет президентом, татарам придется нелегко. Мы живем в самой середине страны. Никуда не можем деться. По мнению аналитиков, сейчас в России идет смена поколений. Наступает время тех, кто родился и сформировался как личность в годы перемен. Думаю, не стоит рассчитывать на то, что Алексей Навальный станет президентом. Найдутся и другие желающие посидеть в президентском кресле. Будут они моложе или постарше – не могу сказать. Но президентом не сможет стать человек вне системы. В России реально существует элита. В этой элите произойдут изменения. Мне кажется, революции у нас не будет. Но в самой элите назреют противоречия. В элите много тех, кто мыслит по-новому. Например, есть такие как Герман Греф, кто хоть и приспособился к системе старомыслящих, но всё равно мыслит иначе. Говорят, что после выборов в Госдуму олигархи, собравшись в Швейцарии, обсуждали варианты дальнейшего развития страны. Скорее всего, были приняты конкретные решения. Им важна стабильность власти, чтобы их капитал оставался в безопасности.

Есть ведь еще и внешние факторы. Думаю, что на ситуацию в стране постараются влиять и внешние силы. Важно то, как будут развиваться отношения России с НАТО, кто будет министром обороны. Россия занимает определенное место в мире, и она вынуждена действовать в рамках этой своей позиции. Всем известно, что экономически Россия не сильна. Поэтому ей нужно выбрать, куда двигаться. А центры силы известны.

-       Есть ли у татар знаковые политтехнологи? Себя вы считаете политтехнологом?

-       К сожалению, среди татар нет сколько-нибудь значимых политтехнологов. Да, себя я считаю политтехнологом. Во-первых, будучи реальным политтехнологом, в 2003 году я участвовал в выборах президента Башкортостана. Я боролся на стороне Веремеенко. Это был замечательный опыт. Тогда я понял, что при наличии ресурсов можно многого достичь. В то время Шаймиев заявил, что в Башкортостане и башкирский язык, и татарский должны быть государственными. Многие и забыли уже, но я еще несколько лет назад сказал, кто будет президентом Татарстана после Шаймиева. В газете “Молодежь Татарстана” была опубликована моя статья “Преемник”. Политтехнолог должен быть политически подкованной фигурой, которая многое может предугадать заранее. У нас есть политтехнологи, способные грамотно мыслить, если не на уровне России, то на уровне Татарстана точно. Один из них – я.

-       Есть ли что-то, о чем вы сожалеете? Неосуществленные мечты, например?

-       Да, есть одно такое дело. Несколько раз я пытался организовать интеллектуальный центр, работающий на интересы татарского народа. Это началось еще во времена становления Татарского общественного центра. Пытался его организовать и в рамках Академии наук, и во Всемирном конгрессе татар. Не вышло. Этот интеллектуальный центр должен быть маленьким институтом, занимающимся глобальными проблемами татарского народа. У нас много конкретных исследований на самые разные темы. Но не хватает всеобъемлющего анализа. Мы представляем положение татар очень плохим. Как говорят, знаем, что у слона есть хвост и ноги, но вот самого слона обследовать не можем. Понятно, что для этого нужно собрать людей, мыслящих концептуально, вместе. Таких людей много не бывает. По-моему, человек 15 – не больше. Сегодня на разных уровнях идут разговоры о том, где собрать таких людей. Но разговоры эти никак не выливаются в конкретные действия. Думаю, что это самый необходимый сегодня шаг для нашего народа. Может быть, богатые татары должны обеспокоиться этим. Если среди богатых татар есть умные люди, невозможно об этом не думать. Мы и смету составили. Сумма не велика.

Есть и другие поступки, которые я так и не совершил. Я еще не был в Китае и в Индии. В Монголии был. Если будет суждено, при помощи одного состоятельного человека поедем туда еще раз на следующий год. Хочу пройтись по дорогам древних тюрков. Орхон, бассейн реки Селенги, Кара Курум – ну, как я могу называть себя историком, не побывав в этих местах? Нужно непременно увидеть места, где жили наши предки. Это очень важно. Однажды мы с моим другом из США Юлаем Шамиль оглы совершили путешествие в город Сарай, бывший столицей Золотой Орды. Он сказал, что только там понял, о чем писал Ибн Батута. Для того, чтобы понять это, нужно увидеть природу и рельеф этих мест. Есть такие вещи, в которые невозможно поверить, не увидев их воочию. Несомненно, для того, чтобы понять, кто ты есть, нужно познакомиться и с китайской, и с индийской философией. Раз уж мы – мусульмане, нужно сравнивать нашу культуру с другими культурами и цивилизациями. Тогда мы лучше вникнем в свою собственную. Например, меня давно интересовал буддизм. Я очень много книг прочитал об этом учении. На днях один ученый из Узбекистана прислал мне статью. Скоро она будет напечатана. В ней речь идет о том, что в становлении государства Кушан, где сформировалось учение Будды, главную роль сыграли тюрки. Значит, буддизм нам отнюдь не чужд. Вера в Бога свойственна всем народам земли. Да, учения отличаются, но основа основ одна. И путешествуя по миру, понимаешь это еще лучше. Именно поэтому нужно ехать в те края, где до этого ни разу не был. Очень хочу побывать и в Тибете.

-       Наши муллы женились и в 60 лет. А вы чувствуете такую силу в себе? Если ваша жена была бы не против, осмелились бы на такой шаг? Может, именно таким путем можно хоть как-то увеличить численность татар? Ведь в нашем обществе женщин намного меньше мужчин.

-       Это вполне нормальный, адекватный вопрос для мусульман. Один из моих друзей (он – эзотерик) поделился своим взглядом. Ну, вот пишут же, что Ева была сотворена из ребра Адама. Друг говорит, что размышляя об этом, он пришел к выводу, что речь идет об открытии чакры в сердце Адама. При открытии этой чакры грудь разделили на четыре стороны. Он считает, что именно поэтому, т.е. для закрытия груди, в исламе разрешается иметь до четырех жен. Если мужчина способен на это, он может взять в жены четырех женщин. Однако большая часть моей энергии уходит на занятия наукой. Так что, думаю, что новую жену искать не придется.

-       На днях состоялась конференция о влиянии Саудовской Аравии на мусульманскую умму Татарстана. Получается, что некоторые круги намеренно стараются показать это государство с негативной стороны. Но мы всё равно не можем отвернуться от него. Потому что наша Мекка – там. Может быть, стоит воспринимать Саудовскую Аравию нейтрально? Да, религия у нас одна, но у них своя дорога, а у нас – своя. Откуда такой негатив?

-       Во-первых, считаю, что стремление очернить Саудовскую Аравию – это глупость. Это же независимое государство. Со своей историей, политической системой, культурой. Народ сам вправе выбирать, как жить и каких религиозных взглядов придерживаться. Ни у кого нет права заявлять, что они плохие. Их жизнь – это их дело. Ваххабизм – это течение внутри ислама. Я отношусь к нему спокойно. Мы должны их уважать. Но я против ваххабитов, приехавших к нам сюда со своим политическим оружием. Если они намерены экспортировать сюда ваххабизм, вытесняя таким образом традиционный ислам, который татары исповедывали веками, мы должны им противостоять. Потому что у нас есть свой ислам, дошедший до нас от наших предков. Мы обязаны сохранить эти традиции. Ну, а если кто-то желает конфликта, то за такими людьми стоят политические причины. Вообще, мусульмане не должны конфликтовать друг с другом.

-       Вам – 60. Подводя итог прожитым годам, что вы видите? Сколько выпущено книг? Какая из них самая важная? Или же самая важная книга еще не написана?

-       На сегодняшний день мною написано 28 книг. Но я считаю, что самый важный мой труд еще не написан. Что это будет за книга? Я пока не совсем представляю. Наверное, она кардинально будет отличаться от всех моих предыдущих трудов. Потому что это должна быть книга, в которой будет и история, и культура, и эзотерия. Я еще не созрел для этой книги. Этот ненаписанный труд сидит во мне. Может, он будет наполовину философским произведением. Скорее всего, это не будет книга, посвященная только татарам – она будет о целой цивилизации. Нужно написать еще несколько книг прежде, чем приступить к созданию такого труда. Некоторые из них уже практически готовы: увидят свет в ближайшем будущем. А над некоторыми работа только началась.

А еще, когда я немного состарюсь, планирую написать книгу под названием “Төрки-мөселман камасутрасы” (“Тюрко-мусульманская камасутра”). На эту тему я собрал огромное количество книг. Наш народ думает, что “Камасутра” была только у индусов. Ничего подобного! В тюркском мире в средние века отношениям между женщиной и мужчиной было посвящено великое множество трудов.  Есть и напечатанные книги, есть и рукописи. Есть проивзедения, написанные под влиянием “Камасутры”. Есть и самостоятельные труды. Считаю, что эротическая культура у татар недостаточно изучена. Однако наши предки этим очень интересовались. Думаю, что нужен некий общий взгляд на эту тему. Может, это будет не совсем научный труд. Мне кажется, такие книги отнюдь не противоречили исламу. Потому что в средние века наши предки были истинными мусульманами, и эти труды были написаны именно с исламской точки зрения. Почему-то это знание так и осталось в средневековье, а до наших дней не дошло. А ведь это произведения, созданные в период наивысшего расцвета ислама – до XV века. Будут силы – обязательно напишу. Не могу сказать, сколько мне отведено Аллахом. Если смогу плодотворно работать еще 10 лет, вполне возможно, что все эти книги увидят свет.

Рашит Минхадж

Перевод Роберта Болгарского

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 SRF февраля 17 21:43:

    Я бы, например, лучше съездил в район Хэси (Ганьсуйский коридор) в Китае. Там скрее всего настоящая прародина тюрксих народов. Оттуда в 4 в. н.э вышли племена Теле (уйгуры и др.) — Дили — Динлины первые достоверно установленные тюркоязычные племена. Ранее там же жили Юэджи — Кушаны (иранизированные тюрки) и Усуни (Асман) до 3 в. до н.э. откуда они были вытесненны Хуннами в Среднюю Азию, Казахстан и распространились до Волги.

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 ТАТ февраля 28 22:42:

    На одном из съездов Татарской Демократической партии «Идел-Урал» мне пришлось быть в роли синхронного переводчика для гостя из Москвы. Я около полутора часов как мог переводил с татарского слово в слово все выступления того последнего съезда татарской партии. И сам больше вник в идеологию татарского национализма и удивился. Оказалось ВСЯ идеология татарского национализма полностью завязана на демократическом устройстве государства.

    Пока татары надеются, что в Россию вернутся демократия, свобода слова и печати.

    Потом не обижайтесь.

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Ипполит ноября 18 16:36:

    Интересно, что моделями для изображения позиций в татарской камасутре Исхакову служат его аспирантки. Одна из них даже ездит к нему в Казань из Тобольска. Иногда они встречаются на разных конференциях.

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 quest bars cheap ноября 4 11:03:

    Hello there! I could have sworn I've been to this

    site before but after checking through some

    of the post I realized it's new to me. Nonetheless, I'm

    definitely glad I found it and I'll be book-marking and checking back often!

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 quest bars ноября 6 18:39:

    Thanks for sharing your info. I really appreciate your efforts

    and I will be waiting for your next write ups thank you once again.

    Цитировать этот комментарий
  6. #6 Quest Protein Bars ноября 6 21:38:

    Wonderful blog! I found it while searching on Yahoo News.

    Do you have any suggestions on how to get listed in Yahoo News?

    I've been trying for a while but I never seem to get there!

    Cheers

    Цитировать этот комментарий
  7. #7 Quest Bars Cheap ноября 7 10:04:

    Hello, everything is going perfectly here and ofcourse every one is sharing facts, that's

    truly good, keep up writing.

    Цитировать этот комментарий
  8. #8 Sling TV ноября 11 13:50:

    It's amazing to go to see this web site and reading the views of

    all friends about this piece of writing, while I am also eager of getting experience.

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2018.