Татарская трибуна » Архив » Канзафар-бий, уральский татарин

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Канзафар-бий, уральский татарин

Согласно убеждениям башкирских ученых, после захвата Казани в 1552 году какой-то дипломат по имени Канзафарбий, представляя интересы башкирского правительства, добрался до Москвы на лыжах, предстал перед ложем окровавленного Ивана Грозного, пострадавшего от татарских «побоев» в Казанском ханстве, и обратился к царю с просьбой о добровольном присоединении башкирского государства к территории Руси. На подобные выдумки башкирских коллег неоднократно обрушивалась масса критики со стороны татарстанских ученых на страницах периодической печати, в многочисленных статьях и монографиях.

В последней половине XV века территория современного Башкортостана представляла собой часть основных земель Ногайской Орды, где кочевали минцы, бадраки, кипчаки, буркуты, катайцы и др. Ногайская Орда и близко не подпускала к своей территории подданных Сибирского ханства — башкир. Только после случившейся междоусобицы и гражданской войны 1620 года в Ногайской Орде башкиры стали проникать на Запад от Урала. Так как в то время часть племен Ногайской Орды перекочевала на берег реки Урал, в устье которой “располагалась их столица Сарайчик, часть их мигрировала на запад, часть осталась на своих исконных землях, где уже с X века кочевали тюрки-огузы, печенеги, кипчаки.

Таким образом, существование исторической Башкирии на Среднем и Южном Урале — не более чем миф.

Племена минцев, располагавшиеся от города Темников (совр. Мордовия) до реки Дим, — это чисто татарские племена (другое название — мангиты); они были опорой Чингисхана, а позже — Батухана. Минцы были защитниками северных границ Золотой Орды от варягов-разбойников и ушкуйников.

Согласно данным генеалогического памятника минцев, составленного жителем села Каркалитамак Газизом Мухаммедвафичем Вафиным в 1963 — 70 годах, один авторский текст которого хранится у исследователя М.И. Ахметзянова, в верховьях реки Дем Канзафарбий, глава оставшихся от Ногайской Орды татар, организовал военное сопротивление против появившихся с севера поработителей, а сам погиб в неравной борьбе за свободу своей Родины. Один из его сыновей, Шийех Дервиш, жил в конце XVI века в Казанском уезде. Родословные списки Канзафарбия (татарского происхождения) нам известны в более чем шести вариантах. Даже известны несколько надгробных плит его потомков в Менделеевском, Азнакаевском, Бавлинском районах.

Так что Канзафарбий никогда не был по роду угром (т.е. иштяком или башкиром), а был чистокровным татарином. Превращение его в мифического башкира есть глумление над историей татарского народа со стороны невежественных башкирских фальсификаторов. Установление в его честь памятника как предводителю башкирского народа в исконно татарском районе Благоваре также не соответствует исторической действительности.

Марсель Ахметзянов, доктор филологических наук.

Источник: "Звезда Поволжья", №20 (26.05-02.06.2011)

 

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Гарей января 9 0:20:

    Да если почитать ново-башкирских историков, так и сам АЛЛАХ из башкир. А по правде так первый башкирский алфавит сочинить не нашлось башкира. Буквицы башкирские татары придумывали на основе татарского. Многих потом расстреляли, чтоб лишнего не проболтали про свое небашкирское происхождение.

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Уфимец марта 12 14:05:

    Канзафар би, согласно родословной Минского рода, был «ногайцем», а не «иштяком» (предки этнических башкир). Другими словами был «ногайским татарином»...

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2019.