Татарская трибуна » Архив » Канзафар-бий, уральский татарин

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Канзафар-бий, уральский татарин

Согласно убеждениям башкирских ученых, после захвата Казани в 1552 году какой-то дипломат по имени Канзафарбий, представляя интересы башкирского правительства, добрался до Москвы на лыжах, предстал перед ложем окровавленного Ивана Грозного, пострадавшего от татарских «побоев» в Казанском ханстве, и обратился к царю с просьбой о добровольном присоединении башкирского государства к территории Руси. На подобные выдумки башкирских коллег неоднократно обрушивалась масса критики со стороны татарстанских ученых на страницах периодической печати, в многочисленных статьях и монографиях.

В последней половине XV века территория современного Башкортостана представляла собой часть основных земель Ногайской Орды, где кочевали минцы, бадраки, кипчаки, буркуты, катайцы и др. Ногайская Орда и близко не подпускала к своей территории подданных Сибирского ханства — башкир. Только после случившейся междоусобицы и гражданской войны 1620 года в Ногайской Орде башкиры стали проникать на Запад от Урала. Так как в то время часть племен Ногайской Орды перекочевала на берег реки Урал, в устье которой “располагалась их столица Сарайчик, часть их мигрировала на запад, часть осталась на своих исконных землях, где уже с X века кочевали тюрки-огузы, печенеги, кипчаки.

Таким образом, существование исторической Башкирии на Среднем и Южном Урале — не более чем миф.

Племена минцев, располагавшиеся от города Темников (совр. Мордовия) до реки Дим, — это чисто татарские племена (другое название — мангиты); они были опорой Чингисхана, а позже — Батухана. Минцы были защитниками северных границ Золотой Орды от варягов-разбойников и ушкуйников.

Согласно данным генеалогического памятника минцев, составленного жителем села Каркалитамак Газизом Мухаммедвафичем Вафиным в 1963 — 70 годах, один авторский текст которого хранится у исследователя М.И. Ахметзянова, в верховьях реки Дем Канзафарбий, глава оставшихся от Ногайской Орды татар, организовал военное сопротивление против появившихся с севера поработителей, а сам погиб в неравной борьбе за свободу своей Родины. Один из его сыновей, Шийех Дервиш, жил в конце XVI века в Казанском уезде. Родословные списки Канзафарбия (татарского происхождения) нам известны в более чем шести вариантах. Даже известны несколько надгробных плит его потомков в Менделеевском, Азнакаевском, Бавлинском районах.

Так что Канзафарбий никогда не был по роду угром (т.е. иштяком или башкиром), а был чистокровным татарином. Превращение его в мифического башкира есть глумление над историей татарского народа со стороны невежественных башкирских фальсификаторов. Установление в его честь памятника как предводителю башкирского народа в исконно татарском районе Благоваре также не соответствует исторической действительности.

Марсель Ахметзянов, доктор филологических наук.

Источник: "Звезда Поволжья", №20 (26.05-02.06.2011)

 

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован.

Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2019.