Татарская трибуна » Архив » Когда Бог отнимает разум

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Когда Бог отнимает разум

Размышляя о судьбе татарского да и других нерусских народов России, приходишь к выводу, что за последние 20 лет политика федерального центра по отношению к ним не вписывается в рамки логики и обычного здравого смысла.

В начале 90-х гг. вроде все было неплохо. Народы устали от империи, от колониализма в советской упаковке. Б. Ельцин четко уловил эту тенденцию и сказал: «Возьмите столько суверенитета, сколько сможете проглотить». Татарстан взял такой суверенитет, при котором он 20% своих налогов отдавал России и 80% оставлял себе. Сейчас это европейская норма для национальных автономий. Если начинают забирать больше 20%, то автономии уже невыгодно развивать экономику, и она начинает подумывать об отделении от такого государства.

Но лет через 10, когда к власти пришел Путин, было сказано, что Чечня и Дагестан пытаются отделиться, а в губернаторы могут пройти ставленники криминала, ввиду этого следует отменить выборы губернаторов и укреплять вертикаль власти. В национальных республиках это стало чем-то напоминать назначение колониальной администрации из туземцев. Начал раздуваться миф о развале России. Хотя на самом деле нигде, кроме Чечни, такой тенденции даже в зародыше не было. Если взять Татарстан, то его суверенитет в трактовке Ельцина вполне устраивал. Дело в том, что лишь 2 миллиона татар проживают в республике. А 3 миллиона — по всей России. Даже с этой точки зрения отделение было невыгодно. Затем, Россия — это большой рынок сбыта продукции из Татарстана.

Даже для татарских националистов независимость не является самоцелью. Главной задачей является сохранения нации во всех ее аспектах: экономическом, политическом, культурном, языковом. Если бы все это обеспечивалось в рамках РФ, то никаких проблем бы и не возникало.

Но, видимо, российское руководство не может жить спокойно, без проблем. Если их нет, оно их себе создает, искусственно создает себе образ внутреннего врага, чтобы объяснять свои промахи и консолидировать вокруг себя русское население.

Начали с того, что усилили налоговый пресс на республику. Сейчас уже в пользу Москвы изымается 73% татарстанских налогов. (Монголы с покоренных народов брали 10%.) Этого показалось мало, начали проводить откровенно ассимиляторскую политику в языковой и образовательной сферах. Это запрет на переход на латиницу, 309-й закон, ставящий создание учебников по национальной истории под контроль и указку центра, запрет сдачи ЕГЭ на татарском языке, что подталкивает родителей переводить детей из татарских в русские школы. Такой политикой российские власти 5 миллионов татар делают своими врагами. В такой ситуации идея независимости становится насущно необходимой.

Рационального объяснения всего этого безумия я не нахожу. Как говорится, умом Россию не понять. Поиск ответа на данный вопрос привел меня в сферу эмоций и чувств.
Дело в том, что особенность русского колониализма заключалась не в том, чтобы рядовые русские как имперский народ материально жили богаче, чем покоренные народы, а чтобы они чувствовали, что они есть народ-богоносец, спаситель мира, своего рода учитель и просветитель для других, который несет всем свое русское счастье. Идеологом всего этого был Достоевский. И, действительно, затем был рывок, была создана русско-советская цивилизация (некоторые ее называют русско-еврейской), был космос, атомная бомба, победа над фашизмом, балет, хоккей, разные ГЭСы и т.д. Русское счастье разливалось на весь соцлагерь, но афганцы остановили этот поток.
Сейчас Россия — просто региональная крупная страна типа Турции или Ирана, но уступающая им по динамизму развития. Реальное величие пропало, но в мыслях, чувствах русскому человеку, особенно его элите, это чувство терять не хочется. Хочется, несмотря ни на что, оставаться учителем и спасать мир. Вот это несоответствие реальности и мечты, крушение великой идеи и своей роли в мировой истории привели к упадку духа и пессимизму. Это главная причина низкой рождаемости и сокращения населения.
Но свято место пусто не бывает. И вот на этом апокалиптическом ландшафте, как феникс из пепла, поднимается маленькое государство под названием Татарстан. Сначала благодаря суверенитету, а затем исключительно благодаря трудолюбию и таланту татар и всех татарстанцев, а также гибкости и умелому руководству республики были достигнуты поразительные результаты во многих сферах деятельности. Приведу некоторую статистику.
В сельском хозяйстве:
1) 100% деревень газифицированы (в России — лишь
14%), 2) В агрохолдинге «Восток» самое большое в мире стадо крупного рогатого скота — 10000 голов коров, 3) Татарстан производит продовольствие, которым можно прокормить в течение года 38 миллионов человек (население республики — около 4 миллионов), 4) Татарстан производит на душу населения зерна 1200 кг. 1-е и 2-е места занимают Канада и США, они производят примерно столько же. Россия производит всего 400 кг зерна.
В Казани была осуществлена программа «Ветхое жилье», по которой все жильцы из старых домов были переселены бесплатно в новые. Аналогов ей в России нет. В Казани самый большой и лучший в Европе аквапарк.
В сфере просвещения: всем учителям республики бесплатно вручили ноутбуки.
В сфере управления: создано электронное правительство Татарстана, о котором в России пока лишь мечтают.
В сфере спорта: Татарстан считают столицей российского спорта. Многие команды — чемпионы и призеры российских чемпионатов.
В эстраде: самые высокие места первыми на Евровидении заняли Алсу и Дима Би-лан (мать Билана — татарка, а отец — балкарец). По опросам общественного мнения певицей N1 по популярности в России признана Земфира. Самый крутой рэпер Тимати также из татар (настоящее имя — Тимур).
И это все при том, что 73% наших денег забирает Москва! Если бы мы все оставляли себе и жили в Евросоюзе, то и там бы мы не пропали, роль Греции нам бы не грозила. Там бы мы вместе с немцами кредитовали южноевропейцев, привыкших к слишком длительной фиесте. Хочу подчеркнуть, «кредитовали», а не отдавали деньги с концами, как сейчас в Москву.
Российское руководство раздражает, что на общефедеральном пространстве появляется новый лидер, новый объект для подражания, новый учитель — динамично развивающаяся татарская нация и все народы Татарстана, участвующие в этом развитии. Федеральный центр пытался задушить нового лидера налогами. Когда этого не получилось, решил проводить политику ассимиляции, чтобы превратить татар в русских. Но и это, я думаю, проблематично: чем больше сдавливаешь пружину, тем она сильнее может оттолкнуть подобного экспериментатора. Воистину, говорят, когда Бог хочет наказать человека, он отнимает у него разум.
Единственный для Москвы путь выхода из этого безумия — это отказаться от мифов, эмоций и наконец признать реальность, какой бы горькой она ни была. Зависть и уязвленное самолюбие не могут быть основанием для политики. Изгоните из себя бесов.
В подобных условиях наша задача как нации сохраниться и развиваться дальше в условиях не декларативной, а истинной демократической Российской Федерации (которую еще надо попытаться построить), или же, если на этот путь не встанут российские власти, то остается единственный выход — борьба за независимость и вхождение в Евросоюз и НАТО.
В любом случае нам как нации необходимо единство.
Некоторые считают, что нас спасет лишь ислам. Другие думают, что — национализм. Третьи говорят, что мы должны идти путем Запада. Наша специфика в том, что все эти 3 элемента одновременно составляют нашу сущность. Я не говорю, что это хорошо или это плохо. Это просто реальность, которую каждый должен признать как факт. Недаром во многих идейных программах азербайджанских, татарских и турецких мыслителей и политиков всегда присутствовали эти 3 элемента: тюркизация, исламизация и модернизация. Эти 3 элемента видны даже в наших именах: Тиме рджан, Мухаммед, Рафаэль. В разные исторические периоды эти 3 элемента имели разные соотношения в татарском обществе. До 1917 года из-за того, что царское правительство не разрешало открывать светские татарские школы и университеты, очень слабым был элемент модернизации. В советские годы ввиду атеистического характера государства (СССР) пришел в полное запустение элемент исламизации. После 2000 года со стороны Москвы начался прессинг против национальных движений, элемент национализма юридически стал рассматриваться как преступный (хотя сам Путин в одном из своих интервью как-то заявил, что он русский националист в хорошем смысле этого слова). Сейчас более или менее дают действовать западникам-либералам (элемент модернизации, яркий пример, наш президент-технократ, любитель Сингапура и английского языка) и легитимным исламистам. Эти 3 элемента есть в каждом из нас в той или иной мере. Эти 3 элемента не должны воевать или бороться друг против друга. Они должны гармонично дополнять друг друга. Приведу примеры. Наш президент — модернизатор, в нем сильны тенденции к Западу, но одновременно он мусульманин, который вместе с народом молится в Ураза-байрам, великолепно говорит по-татарски, и проблема сохранения языка ему также не безразлична. Мы видим, как в одном человеке присутствуют все три ценностные основы татарской культуры. Естественно, они в разных пропорциях. У другого человека эти пропорции могут быть другими. На мой взгляд, татары, у которых больше доминирует исламский элемент, не должны чураться этнической культуры. Надо сделать так, чтобы при мечети, где в основном читаются молитвы и совершаются обряды, существовали еще и исламские культурные центры со спортзалами, бассейнами, конференц-залами и концертными залами. Это должны быть очаги культуры. Например, открыты курсы не только арабского языка, но и татарского. Мне кажется, тогда интеллигенция и молодежь еще активнее потянутся к исламскому наследию.
Национально ориентированная же интеллигенция должна, наконец, найти роль и место исламу в своем разуме и сердце и в обществе. Их понимание ислама, конечно, будет отличаться от понимания ислама дедушками и бабушками 60-х годов ХХ века, а также от понимания его некоторыми муллами. Но это и естественно, иначе не будет развития. Религия нам нужна не для интеллектуального витийствования, а для того, чтобы мы оставались людьми. То есть она должна быть нашим моральным стержнем. А морально стойкий народ — непобедим. Вот эту суть религии наша интеллигенция не должна забывать.
В общем, каждый из нас должен быть националистом (в хорошем смысле этого слова), мусульманином и модернистом (усваивать все новинки мировой цивилизации) одновременно, так как в этом триединстве — наша суть. Наша культура носит синтетический (смешанный) характер.

Рафаэль Мухаметдинов

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Хамит января 21 21:25:

    Многое в статье отражено верно, но как всегда не обошлось без ложки дегтя, как говорится, хотя бочонок с медом оказался и не маленьким. Это мое чисто субъективное мнение и далее постараюсь пояснить свою позицию.

    Автор пишет об особенности русского колониализма. Я считаю, что применительно к татарским ханствам нельзя говорить о колонизации или колониальной политике русских в отношении татарских земель. Метрополия, как правило, находится по отношению к колонии на более высокой стадии развития. Возьмите в качестве примера хотя бы Британию и ее североамериканские колонии.

    В нашем случае речь идет о завоевании русскими чужих земель и политике захватчиков в отношении местного населения, которое по уровню развития стоит в ряде случаев выше захватчиков.

    Русско-советской цивилизации никогда не было. Что историки понимают под словом цивилизация, автору, наверное, не известно.

    Чем сегодня стала Россия, нельзя не согласиться. Но я бы добавил – это страна третьего мира, сырьевой придаток Запада. Мираж прошлого Российской империи дурит голову нынешнему руководству РФ.

    Причина низкой рождаемости не в упадке духа и пессимизма, а в упадке чего-то иного, ответственного за деторождение. Если в семье нечего жрать (извините за выражение), то о каком увеличении потомства может идти речь? Если родители не алкаши и не наркоманы, они думают о том, как они смогут содержать детей прежде чем их родить.

    Приведенная в статье статистика совсем уж удручает. Все свалено до кучи. До этого речь шла о Татарстане, а в статистике, в разделе «В эстраде» приводятся имена людей не имеющих отношение к республике. Так Земфира – из Уфы, записана башкиркой. Билан — вряд ли считает себя уроженцем Татарстана. У Шевчука – мама татарка, почему же его не упомянули?

    Автор предлагает москалям изгнать из себя бесов. Смелый шаг. И дальше грозит неверным, если те не встанут на правильный путь, то – «борьба за независимость и вхождение в Евросоюз и НАТО». Тут уж, как говорится» Остапа понесло. Начал за здравие, а закончил за упокой, кажется, так у русских говорится. Где же Ваша последовательность, уважаемый автор? Я оставляю без комментариев многочисленные стилистические ляпсусы. Но чтобы не быть голословным приведу только один пример: «…... со стороны Москвы начался прессинг против национальных движений, элемент национализма юридически стал рассматриваться как преступный.». (Прессинг — английское слово, перевод на русский – давление, так вот, давление бывает на что-то, а не против чего-то; правильно должно быть так: со стороны Москвы начался (началось) прессинг (давление) на национальные движения. Следующее словосочетание «элемент национализма» и далее по тексту … юридически стал рассматриваться как преступный» — какой то набор слов, понятный только автору.)

    Понятно, что писал татарин, но раз уж пишешь по-русски, будь добр соблюдать правила.

    Теперь о моральном стержне нашего народа. Эту роль автор отводит, конечно же , исламу и призывает национально ориентированную (что это такое?) интеллигенцию … найти роль и место исламу в своем разуме и сердце и в обществе.»

    В статье много красивых слов о единстве, о нашей сути, характере и непобедимости. Спасибо автору, постарался на славу.

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2019.