Татарская трибуна » Архив » Кузьма Минин — татарин

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Кузьма Минин — татарин

“Земский староста Нижнего Новгорода крещеный татарин Кириша Минибаев, он же Кузьма Минин, действительно сделал то, что сделал. Да не вписался в величественную картину национального единения. После XVIII века о племенной принадлежности Минина упоминать перестали...”.

..."Согласно официальным данным, отца Кузьмы Минина звали Мина, деда – Анкудин, а прадеда – Влас. При желании и здесь можно прочесть тюркские корни. “Словарь русских фамилий” распространенную татарскую фамилию Кудашев выводит из имени “Анкудин”.

В последнее время версия о том, что национальный герой России, возглавивший вместе с Дмитрием Пожарским народное ополчение в 1612-м году, был православным татарином, которого до крещения звали Кириша Миннибаев, звучат все чаще.
Одним из первых публично об этом заявил председатель Совета муфтиев России Равиль Гайнутдин. Буквально на днях, накануне празднования Дня народного единства, который россияне отмечали 4 ноября, этот вопрос в телеэфире задали Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II. Вот как дословно звучал вопрос корреспондента телеканала «Россия» и ответ Патриарха:

– Многие представители мусульманского духовенства говорят даже о том, что Минин был татарином. Это, наверное, тоже попытка как-то объединить праздник, может быть?

– Может быть, да. Потому что, я думаю, что каждый хочет как бы участвовать в этом празднике. И я убежден, что много татар было в ополчении Минина и Пожарского, которые шли освобождать Москву. Поэтому это наш общий праздник, и нельзя разделять его по национальной принадлежности. И русские, и татары должны праздновать.

Одним из первых, кто еще в прошлом году отреагировал на, прямо сказать, сенсационное заявление о том, что Кузьма Минин был этническим татарином, стал ученый и журналист, заместитель главного редактора журнала «Идель» Азат Ахунов. В декабрьском номере журнала «Татарстан» вышла его статья «Кузьма Минин или Кириша Миннибаев?» Вот что он в ней писал:

«Не ошибусь, если скажу, что недавнее заявление председателя Совета муфтиев России Равиля Гайнутдина о том, что национальный герой России Кузьма Минин “был этническим татарином”, озадачило многих... Эти слова, произнесенные накануне Дня народного единства, В день празднования окончания мусульманского поста – Ураза-байрама (Ид-аль-Фитр) и растиражированные ведущими российскими СМИ, сразу же вызвали множество споров. Что именно сказал Равиль Гайнутдин в Московской соборной мечети? Вот отрывок из его праздничной проповеди: “Наш праздник, праздник мусульман Ид-аль-Фитр, совпадает с другим важным событием в жизни всех россиян – Днем национального единства. День этот завтра, 4 ноября, будет впервые отмечаться в России. 4 ноября 1612 года. В результате национально-освободительной борьбы, которую возглавили земский староста этнический татарин Кузьма Минин и Дмитрий Пожарский, в России было покончено с раздором и бедствиями Смутного времени”.

Интересно то, что никто из российских официальных лиц так и не отреагировал на это заявление, подтверждая истину поговорки – “Молчание – знак согласия”. Мало того, президент России косвенно подтвердил слова Гайнутдина, заметив, что “процесс освобождения России начался с Казани”.

Историография Минина насчитывает не один том толстенных трудов, и нет необходимости пересказывать здесь подробности его совместного с князем Пожарским похода на Москву, в результате которого страна была освобождена от польских интервентов. Наш вопрос лежит в другой плоскости: а был ли Кузьма Минин на самом деле “этническим татарином”? Сразу скажу, на данный момент достоверных научных сведений на этот счет нет. Это не значит, что их нет в природе, возможно, они существовали, но подверглись “корректировке временем”.

Откуда же идет история о татарском происхождении ополченца Кузьмы Минина или, по-другому, крещеного татарина Кириши Миннибаева? Пожалуй, впервые об этом громогласно заявил журнал “Огонек”, опубликовавший в июле 2002 года (№ 30) беседу с историком Владимиром Махначом под заголовком “Ничего не было”. Врезка к беседе содержит буквально следующие слова: “Земский староста Нижнего Новгорода крещеный татарин Кириша Минибаев, он же Кузьма Минин, действительно сделал то, что сделал. Да не вписался в величественную картину национального единения. После XVIII века о племенной принадлежности Минина упоминать перестали...”. Трудно сказать, на чем было основано это заявление историка, поскольку дополнительных ссылок он не приводит. И еще. Согласно официальным данным, отца Кузьмы Минина звали Мина, деда – Анкудин, а прадеда – Влас. При желании и здесь можно прочесть тюркские корни. “Словарь русских фамилий” распространенную татарскую фамилию Кудашев выводит из имени “Анкудин”. Эта история нашла продолжение в октябре нынешнего года, когда один из мусульманских деятелей Нижнего Новгорода также высказал мнение, что “один из героев праздника – Козьма Минин был крещеным татарином Киришой Мининбаевым”. Позже эта мысль была продублирована в местной прессе.

Как известно, Кузьма Минин был уроженцем небольшого волжского города Балахна, ныне входящего в состав Нижегородской области. По некоторым данным, в современной Балахне сейчас проживает не более тысячи татар-мишар, которые прибыли сюда в основном в годы коллективизации и индустриализации, то есть в 1920—1930-х, из Ульяновской области. Сторонники “русского Кузьмы Минина” ссылаются на историка Бориса Моисеевича Пудалова, сотрудника Комитета по делам архивов Нижегородской области, который, изучив документы XVII века по Балахнинскому уезду, пришел к выводу, что “татар в Балахнинском уезде в XVI-XVII веках вообще не было. Не было, соответственно, и крещеных татар”».

Далее Азат Ахунов подробно пишет о городе Балахна, который был родиной Кузьмы Минина, и приходит к выводу о том, что он имеет древнюю историю и, скорее всего, был основан гораздо раньше, чем это принято считать, булгарами. На это, помимо всего прочего, указывает и явно восточное название города, которое некоторыми историками переводится как «высокая, верхняя надстройка» или «верхний город». «Сейчас все козыри у тех, кто полагает, что Минин был этническим русским. Чтобы доказать иное, необходимо привести ряд неопровержимых данных, которых, возможно, уже нет в природе. Ясно одно – родина Минина, город Балахна, имеет древнюю историю. Возможно, историю тюркскую, а не русскую», – заключает он.

Поскольку после слов Алексия II версия о том, что Минин мог быть татарином, стала обсуждаться снова, мы обратились к Азату Ахунову с вопросом, не появилось ли новых данных, подтверждающих ее.

– К сожалению, нет, – ответил автор нашумевшей статьи, – я занимаюсь не только историей, в большей степени я филолог – кандидат филологических наук, специализируюсь в области востоковедения. После моей статьи этой темой серьезно заинтересовались нижегородские краеведы, но документов пока никаких не найдено. Я подхожу к этому вопросу с двух сторон – как журналист и как ученый. Как ученый, я стараюсь в первую очередь опираться на реальные документы. Пока я не увижу своими глазами документ, а лучше два-три, я не могу сказать с уверенностью о том, что какой-то факт в истории был на самом деле. С информацией о том, что Минин был татарином, то же самое. Это все пока версия. Она имеет право на существование. Кстати, если посмотреть того же самого Пожарского, насколько мне известно, в энциклопедии «Москва» сказано, что мать Пожарского Ефросинья Федоровна происходит из рода Беклемишевых. Это подтверждает известную истину о том, что «поскреби любого русского, и найдешь татарина». Комментарий же Патриарха можно расценить как признание того, что татары тоже активно участвовали в образовании Российского государства.

Зульфия СУЛТАНОВА

Источник: http://i-r-p.ru/page/stream-event/index-8981.html

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 МАРАТ ноября 5 0:48:

    Русские в последние несколько веков очень сильно стали гордиться своей великой, сугубо русской историей. Про немцев, голландцев и всяких прочих шведов еще могут, хоть и нЕхотя признать, что они внесли весомый вклад в их историю. Но татарам оставили только клеймо «татарское иго».

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Татар малай ноября 5 1:20:

    Цитата:

    Русские в последние несколько веков очень сильно стали гордиться своей великой, сугубо русской историей. Про немцев, голландцев и всяких прочих шведов еще могут, хоть и нЕхотя признать, что они внесли весомый вклад в их историю. Но татарам оставили только клеймо «татарское иго».

    Да уж, своим происхождением Минин Кузьма подкузьмил так подкузьмил русским нацикам.

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Наил ноября 5 2:03:

    Обратимся к ВИКИПЕДИИ —

    «О ранних годах Минина известно мало. Есть предположение, опирающееся на местное предание (не позднее первой половины XIX века), что Кузьма Минин был сыном солеварщика Мины Анкудинова из Балахны[1].»

    Мина Анкудинов — «очень русское» имя и фамилия.

    МИН — чисто татарская приставка в имени;

    ДИН в фамилии — указывает на мусульманскую веру.

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 Данил ноября 5 14:11:

    Если знаешь о Казанской епархии, откуда был сам хан Божар, названный русским князем Пожарским. Нижний Новгород тогда еще назывался Ибрагим-юрт.

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 Внук ноября 25 14:57:

    Крещеный татарин, как то глупо звучит!?

    Цитировать этот комментарий
  6. #6 Андрей ноября 4 18:36:

    О чём это говорит? Да только о том, что мы — русские и татары есть разные национальности, но один народ. И враги у нас одни и истоиия у нас в один узел завязана. И ребята татары, хватит на себя наговаривать и представлять себя ущербными в нашей общей стране. Вы — такие же хозяева нашей огромной страны, как и русские, составляющие большинство населения. И в отличие от тех кого русские ненавидят (думаю даже не надо приводить названия конкретных представителей, конкретного этноса, представители которого постоянно демонстрируют свою животную звериную враждебность и дикость по отношению ко всем другим нациям России, ибо и так это по всем каналам телевидения изо дня в день...и всем всё ясно и понятно до предела) вы, татары — являетесь равными и ощущаемыми нами, русскими, едиными с нами, полноправными и равными абсолютно во всем. Непонятно, зачем некоторые из Вас пытаются показать какую-то отчужденность, недружественность. Зачем? 98% русских (ну может за исключением «шариковых» или «граждан мира» из числа непомнящей корней «твогческой интеллигенции») не отделяют Вас от себя никак. Русская знать на 2/3 имеют смешанные русские и татарские корни. 2/3 татар живет не в Татарстане, а по всей России среди нас и не видел за всю жизнь никакого отличия, попреков или выделения ни со стороны русских ни со стороны татар, никто татар ниоткуда не гонит, никто не ущемляет, никто ничего не запрещает. Браки смешанные не нравятся? Кто-то кого-то их заключать под дулом автомата гонит? Где и в чем татар русские ущемляют? Мы — один народ при разных этно-культурных особенностях. Это уже столетиями сложилось, закрепилось и утвердилось. С кавказцами нет. Это иной этнос, являющийся исторически, столетиями, частью враждебного россии этноса. И водораздел здесь — не ислам, а МЕНТАЛЬНОСТЬ. Грузины — христиане, а жить с ними вместе (по опросам Левада-центра) 2% граждан России всех национальностей вместе желают. Поэтому ислам вообще не при чем. Это фишка ротшильдов-рокфеллеров, их «бильдербергского клуба» и их услужливых марионеток в лице саутдитов, катара и кувейта. Что сегодня мы и видим наглядно и без прикрас.

    «Праздник» 4 ноября был высосан из пальца т.к. срочно надо было чем-то заткнуть привычку населения к «ноябрьским праздникам» и вроде не отнимая праздники, заменить их на что-то другое. 4 число ноября — это не пришей собаке хвост т.к. оккупанты-поляки в кремле московском сдались не 4 а лишь 7 ноября, но как понятно, что 7 ноября оставить праздником ЭТОЙ власти было бы ну никак нельзя. Вот и весь хрен до копейки.

    Цитировать этот комментарий
  7. #7 Ринат марта 22 21:09:

    Знаете что напрягает больше всего в этом памятнике "дружбы народов ", то что стоит он на фоне собора Василия блаженного (построенного скотиной грозным в честь расправы над героическими защитниками Казани) на главной площади «всея руси». Символом чьего народного единства он является, уж не татарского точно.

    Цитировать этот комментарий
  8. #8 Марат октября 29 3:04:

    Слава Руси Великой и Волжской Булгарии!

    Цитировать этот комментарий
  9. #9 татар октября 30 18:27:

    Цитата:

    #8 Марат октября 29 3:04: Слава Руси Великой и Волжской Булгарии! Цитировать этот комментарий

    Еще одна жертва комплекса неполноценности (:

    Цитировать этот комментарий
  10. #10 Зиннур ноября 3 20:06:

    Зачем только Минин?

    И князь Дмитрий Михайлович Пожарский тоже из татар. Мать его княжна Мария Федоровна Беклемишева – из знаменитого рода князей Ширинских-Мещерских, которые в XV веке перешли на службу Московскому княжеству. Дом князей Беклемишевых находился внутри Кремля, что показывает на высокое положение князей Беклемишевых. Одна из башен московского Кремля – Беклемишевская получила свое название в честь князей Беклемишевых. Да и родная деревня Пожарского — Берсенево до 17 века была татарской деревней, она была вотчиной князей Беклемишевых, население деревни в 16 веке приняло православие и постепенно обрусело.

    Цитировать этот комментарий
  11. #11 Кунак ноября 7 1:06:

    Какое единение, равноправие, когда всё наоборот. Школы закрываются в массовом порядке, татарско-турецкие лицеи давно закрыли. ЕГЭ только на русском, изучение и освоение иностранных языков не напрямую с татарского на иностранный,а только через русский,и это тянется с ссср. Я не видел словарей даже в союзных республиках статус которых был на порядок выше автономных Асср. Запрет. Учебные программы для не русских выдумываюся в Москве. Вроде мы недоумки составить свои программы по своему усмотрению нужную нам. Ан нет вот вам приказ №309. 4-е ноября для работающих свободный день отдыха и выпить повод.

    Цитировать этот комментарий
  12. #12 Кунак ноября 8 20:46:

    Как -то писали про то что родовой герб Мининых символизирует по тому времени изображение про проткнутого полумесяца шпагой и изображения креста. Понимай так. С Исламом покончено, переход в православие. Татарам от него и Пожарского ни какой пользы нет, и гордится не чем, хотя и участвовали в войне с поляками. Ну наверное не за так.

    Цитировать этот комментарий
  13. #13 Бен ладен декабря 1 21:00:

    Барак Обама тоже ТАТАРИН, Путин тоже из Татар, Жириновского дед был Татарином, и Кучма тоже наш Татар, Яйценюк, Тимошенко, Ющенко, Левченко тоже из Татар.

    Цитировать этот комментарий
  14. #14 Сайфуллин. декабря 1 21:27:

    Минтиме́р Шари́пович Шайми́ев (р. 20 января 1937 года, с. Аняково, Актанышский район, Татарская АССР) — советский и российский политик, первый президент Татарстана (с 12 июня 1991 года по 25 марта 2010 года).

    Аняково — поселение тептярей и башкир Мушугинской тюбы Булярской волости, с 1866 года — Поисевской[1].

    По историческим данным в 1816 году тептярей было зафиксировано 105 душ мужского пола, в 1862 году в Аняково было зафиксировано 40 тептярей мужского пола. Жили на земле башкирской поземельной волости «по старинному заселению по владенной памяти 1701 года»[2]. В составе 1-й тептярской команды из деревни Аняково в 1834 году числилось 165 мужчин.

    «Тептяри живут на землях башкир по их допуску и пользуются землей вместе с ними»[3].

    в 1848 году в 50 домах проживало 313 тептярей и башкир.

    в 1859 году — было зафиксировано 233 души башкир-вотчинников и припущенников военного звания или 504 башкира и тептяря.

    в 1870 году в 99 домах проживало 532 тептяря.

    в 1902 году в 129 дворах — 315 душ башкиры и бывших припущенников военного звания;

    в 1905 году в 134 домах − 670 человек;

    в 1912 году — 695 тептярей и башкир.

    Абалдеть не встать, а Шаймиев то не Татарин.

    Цитировать этот комментарий
  15. #15 Марат декабря 3 12:44:

    Цитата:

    Крещеный татарин, как то глупо звучит!?

    Перемена веры при завоевании даёт местному населению налоговые льготы. У нас, в Средней Азии, арабы давали карлукским (будущим узбекам) купцам скидку за принятие ислама. Даже Кара-Хана объявили Аулие (святым) за принятие ислама. Поэтому крещенный татарин — это российская норма.

    Цитировать этот комментарий
  16. #16 Андрей декабря 18 19:41:

    Русские в последние несколько веков очень сильно стали гордиться своей великой, сугубо русской историей.

    =============================================================================================

    Уважаемый Марат, я уже тут комментировал, но добавлю, что более половины всех дворянских родов России имели татарские корни. Я про себя уверен, что и в моих жилах есть татарская кровь. Рядом с деревней откуда мои предки (вовевавшие кстати на «куликовом поле» на стороне хана Мамая, против Москвы, под командованием князя Пронского). И русские ХОТЯТ ГОРДИТЬСЯ нашей общей историей, которая у нас НЕ-РАЗ-ДЕ-ЛИ-МА. Что, русские не почитают светлую память великого Мусы Джалиля? Может сегодня среди генералитета, министров, глав корпораций России мало татар? Татар в России 4,3%, а на руководящих должностях в процентах татар чуть не треть. Это мы бы должны были «обижаться», но есть ли какие хоть тени обид? Да ничего нет, потому что абсолютное, подавляющее большинство русских считает татар своими, нашими, родными и такими же как мы одним народом, только со своими культурными, религиозными особенностями, которые кстати сказать ну никого из русских на кончик волоса не мешают жить и не обижают или беспокоят ни на полграмма. То что написано Кунаком, я не могу судить т.к. ТОЧНО не знаю об этой ситуации, но от служащих вместе со мной татар ну никаких претензий в плане «ущемления» не слышу и не вижу а у нас в Питере самая большая татарская диаспора среди всех городов милионников России. Декан юрфака СПбАПС — татарин, мой друг Фарид Сафин. Начальник Северо Академии МЧС России генерал-полковник Дагиров Шамсутдин Шарабутдинович. В аппарате администрации Президента РФ (прикомандирован к аппарату полномочного представителя президента РФ в СЗФО, отсюда просто знаю) полно татар и никаких проблем. В аппарате правительства РФ полно татар. И никаких вопросов ни у каких «зацикленных на своем „национализме“ русских» это даже тени эмоций не вызывает. Возвращаясь к тому что написал Кунак, скажу, что удар по татарской культуре, татарскому языку, любое ущемление татар уж кому кому, а русским точно не несет ну на полкопейки, ну просто вообще никакой выгоды. Ну здраво посмотрите : что от того, что татары будут говорить и писать на своем родном языке, развивать свою культуру у меня запор или понос как у русского должен образоваться? И так у абсолютного большинства русских. А кто воду мутит? А на рожи и фамилии основных «борцов за демократию» по телевизору хотя бы посмотрите! И чой то они из дверей американского посольства все вываливаются. И чой то они имеют такое же отношение к русскому народу как я к ротшильдам? Ничего. Не всё бывает как по мановению волшебной палочки. И ЭТУ МИНКУЛЬТОВСКУЮ СИНАГОГУ РАЗМАЖЕМ, как «семью» в сортир задвинули, отчего некоторые её «члены» с простыми и открытыми русскими фамилиями «березовский» за бугром вешаются. И эти твари у нас вешаться будут и с ЕГЭ разберемся и книга на татарском наладим и школы татарские вновь пооткрываем. А кто у нас на пути встанет, пусть молят Бога за «восьмерик ходорковского» а не за топку, как та ворона за голландский сыр. Всем всего доброго.

    Цитировать этот комментарий
  17. #17 Андрей декабря 18 19:51:

    P/S Рядом с деревней моих предков в Рязанской области испокон веков жили татары, стоит городок Касимов названный в честь татарского царевича Касима. И в НАШЕЙ ОБЩЕЙ гражданской войне (фактически всех против всех и княжеств против других княжеств) воевали и русские рука об руку с татарами против других русских и половцы вместе с русскими и против русских. Иван Грозный и Казань и Новгород Великих (русский уж до кончиков волос!) сжег до тла и истребил. И от этого дебильного понятия — «монголо-татарское иго», современная россия историография отходит и мы начинаем рассматривать не мифы, а истинный ход исторического процесса, без «классового» и «великорусского»(пошедшего от Александра Третьего и славянофилов искривленного подхода к истории) шизофренических закидонов. И я считаю, что это — процесс выздоровления нас всех и от того «кто где главный» и от ельцынских шараханий с парадами суверенитетов. Не август 1991-го. Теперь господа бурбулисы-шахраи-чубайсы мозги уже не засрут-с! И пиндосными и еврейскими рабами х... будем! Просто процесс выздоровления не без осложнений идет, но идёт и предмет на рыло теперь и соросам и «пГоГрессивной демокГатической общественности»! Вопрос времени. Не всё в един секунд!

    Цитировать этот комментарий
  18. #18 Ринат июня 17 1:40:

    Цитата:

    Минтиме́р Шари́пович Шайми́ев (р. 20 января 1937 года, с. Аняково, Актанышский район, Татарская АССР) — советский и российский политик, первый президент Татарстана (с 12 июня 1991 года по 25 марта 2010 года).

    Аняково — поселение тептярей и башкир Мушугинской тюбы Булярской волости, с 1866 года — Поисевской[1].

    По историческим данным в 1816 году тептярей было зафиксировано 105 душ мужского пола, в 1862 году в Аняково было зафиксировано 40 тептярей мужского пола. Жили на земле башкирской поземельной волости «по старинному заселению по владенной памяти 1701 года»[2]. В составе 1-й тептярской команды из деревни Аняково в 1834 году числилось 165 мужчин.

    «Тептяри живут на землях башкир по их допуску и пользуются землей вместе с ними»[3].

    в 1848 году в 50 домах проживало 313 тептярей и башкир.

    в 1859 году — было зафиксировано 233 души башкир-вотчинников и припущенников военного звания или 504 башкира и тептяря.

    в 1870 году в 99 домах проживало 532 тептяря.

    в 1902 году в 129 дворах — 315 душ башкиры и бывших припущенников военного звания;

    в 1905 году в 134 домах − 670 человек;

    в 1912 году — 695 тептярей и башкир.

    Абалдеть не встать, а Шаймиев то не Татарин.

    В Мензелинском уезде до 5-й ревизии 1795 года не было ни единого башкира (Янгужин). Татары записывались на башкирское сословие только из-за его льгот и привелегий. Это не только по Мензелинскому уезду. То же самое можно говорить и по Бирскому, Белебейскому, Уфимскому уездам.

    Вообще нет никакого карода башкиры, башкиры — служивое сословие, в составе которого были и татары, и черемисы, и удмурты, и чуваши и даже русские.

    Цитировать этот комментарий
  19. #19 Викул января 4 17:55:

    1. Минин Алексей Зеновьев – 57. Хозяин.

    Торговля лошадьми. Родной язык цыганский.

    Цитировать этот комментарий
  20. #20 Викул января 4 18:06:

    Цитата:

    Русские в последние несколько веков очень сильно стали гордиться своей великой, сугубо русской историей.

    =============================================================================================

    Уважаемый Марат, я уже тут комментировал, но добавлю, что более половины всех дворянских родов России имели татарские корни. .

    И более половины КУПЕЧЕСКИХ

    Цитировать этот комментарий
  21. #21 Насыр Султанов ноября 9 11:27:

    Цитата:

    Какое единение, равноправие, когда всё наоборот. Школы закрываются в массовом порядке, татарско-турецкие лицеи давно закрыли. ЕГЭ только на русском, изучение и освоение иностранных языков не напрямую с татарского на иностранный,а только через русский,и это тянется с ссср. Я не видел словарей даже в союзных республиках статус которых был на порядок выше автономных Асср. Запрет. Учебные программы для не русских выдумываюся в Москве. Вроде мы недоумки составить свои программы по своему усмотрению нужную нам. Ан нет вот вам приказ №309. 4-е ноября для работающих свободный день отдыха и выпить повод.

    Абсолютную правду глаголете! Политику ассимиляции малых или порабощённых народов исторически проводили во все века все империи мира. Единственно , что кому-то это удалось, увеличив территорию, численность нации, главенство языка, религии(пример Россия), а от кого то остались только архитектурные памятники(пример империи Рима в Европе, Великих моголов-узбека Бабура в Индии) Насильственная ассимиляция этносов и народов активно проводится во всём мире и в наш просвещённый век. Примеров по всему миру тьма. Отсюда и войны.

    2+9

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2017.