Татарская трибуна » Архив » Памятник недоброй памяти

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Памятник недоброй памяти

Фандас Сафиуллин

Исторические памятники нужно оберегать, а обветшалые и преданные забвению – возрождать. Даже те, поводов к установлению которых лучше бы не было вообще. Оживляя саму память о прошлом, подсвечивая и черные, и белые ее стороны, бережное отношение к памятникам помогает корректировать и выпрямить исторические пути от прошлого к будущему.

Оставляя президентский пост, Минтимер Шаймиев изъявил желание заняться возрождением Свияжска и города Болгар. Весьма показательная инициатива после варварского уничтожения осенью 2007 года бывшей гостиницы, носившей дореволюционное название «Болгар», где обитал и творил гордость татарского народа, его бездомный поэт Габлулла Тукай. Кстати, имена инициаторов и виновников злодеяния до сих пор скрываются от общественности и правосудия, как строжайшая государственная тайна.

Одна из электронных (не официальных) газет республики предала огласке подготовленную по инициативе М. Шаймиева программу «Культурное наследие Республики Татарстан: древний город Болгар и остров-град Свияжск».

Согласно этому документу, с 2010 по 2013 годы для реализации задуманного потребуется финансирование в размере 4,674 млрд. рублей из федерального и республиканского бюджета.

Под новый проект уже собрано 2 миллиарда рублей.
Две трети всех средств программы, то есть 2,9 млрд. из запланированных 4,6 млрд.рублей, будут выделены Свияжску. Видимо, именно его возрождение и является основным мотивом и главной задачей всей программы.

«Остров-град Свияжск» получит статус федерального госучреждения Государственный историко-архитектурный и художественный музей.

Меньше всего вопросов архитектурному и художественному компонентам будущего музея. Но есть в истории острова компонент исторический, который не вмещается в единую бесспорную шкалу ценностей.

Свияжск это точка пересечения исторической судьбы русского и татарского народов. Для одних – славная, для других – трагическая. Он возник как зародыш и прообраз Российской империи, как ее стартовая площадка для первых колониальных завоеваний.

После нескольких неудачных попыток завоевать Казань Ивану Грозному или кому-то из его военных советников пришла в голову дерзкая оперативно-тактическая идея: создать опорную базу-крепость на подступах к Казани, столице лакомой «подрайской землицы».

Место для строительства было выбрано осенью 1550 года при очередном отступлении Ивана Грозного от стен Казани. Иван подметил круглый холм на берегу Свияги, где она впадает в Волгу на удалении суточного броска войск до Казани.

Бревенчатые стены крепости, башни, жилые избы и церкви были втайне срублены зимой 1550—1551 годов в лесах под г. Угличем, а весной 1551 года были сплавлены по Волге до устья р.Свияги. В течение месяца деревянная крепость была собрана и постепенно была наполнена припасами для наступательной операции 1552 года.

Так возник первый форпост первых колониальных завоеваний рождающейся Российской империи.

Свияжск – это место, откуда на Казань и на сотни поселений Казанского ханства двинулась Cмерть.

Сооружение этого городка дало войскам И. Грозного возможность еще до начала наступательной операции полностью заблокировать основные речные и сухопутные пути, и изолировать столицу татарского государства. Жизнь ханства была полностью парализована.

В начале августа 1552 года 150-тысячная русская армия во главе с царем прибыла в Свияжск. .
23 августа армия Ивана Грозного перешла Волгу и значительно превосходящими силами осадила Казань.
2 октября 1552 года Казань пала.

В городе началась резня. Русские источники («Царственная книга», Никоновская и другие летописи, «Казанская история») сообщают, что мужчин перебили, а женщин и детей раздали русским воинам. Кровь татарская текла рекой, трудно было пройти через множество валявшихся трупов. Ими были переполнены берега Казанки под Кремлем, ямы, овраги, рвы оборонительных укреплений; местами их кучи доходили до высоты городских стен. В 3 часа дня в город въехал на коне Иван Грозный, для чего с трудом очистили от тел убитых проход длиной всего в сто шагов от Муралеевых ворот до ханского дворца. Казанское ханство перестало существовать.

Русский историк Худяков Михаил Георгиевич (1894—1936), оценивая в «Очерках по истории Казанского ханства» итоги завоевания Казани, пишет: «Чудовищное избиение жителей взятой Казани составляет одну из самых тяжелых страниц русской истории. Такою колоссальною гекатомбою человеческих жертв закончился „крестовый поход“ христолюбивого воинства против казанцев, первое выступление русского государства на путь территориальных завоеваний. Кроме огромного количества человеческих жизней, насильственно унесенных в могилу, кроме бесчисленных слез, страданий и горя, пережитых казанским народом, печальный день 2 октября знаменовал собою гибель материального благосостояния, накопленного целыми поколениями, и утрату культурно-бытовых ценностей... Богатству народа был нанесен страшный удар, от которого он едва ли мог бы оправиться.»
Михаил Худяков был расстрелян как «враг народа» в 1936 году.

После падения Казани роль Свияжска переменилась. Началось интенсивное церковное строительство. Свияжск превратился из прифронтовой военной базы в форпост духовной колонизации. Царь хотел назвать остров-град своим именем – Ивангород. Но название не прижилось. Закрепилось просто Свияжск.

Некоторое время раздумывали даже о размещении там административного центра оккупационных и колониальных властей. Но, в конце концов, выбор был сделан в пользу Казани. Судьба пощадила Казань от полного исчезновения.

После сооружения Куйбышевского водохранилища Свияжск стал островом.

Сегодняшняя идея возрождения Свияжска не нова. В 1996 году распоряжением Правительства Татарстана № 399-р от 19.07.96. была создана рабочая группа специалистов, подготовившая проект «Основных направлений концепции социально-экономического, экологического и архитектурно-художественного возрождения острова града Свияжск». 9-11 октября 1996 года в Казани прошла Всероссийская научно-практическая конференция по обсуждению проекта. На конференции, организованной правительством Татарстана, приняли участие авторитетные ученые, архитекторы, представители академий и вузов, общественных организаций Москвы и Казани. Из народных депутатов Татарстана на конференции приняли участие я и Алексей Колесник, который был одним из ее организаторов. Участвовал на конференции и председатель Татарского общественного центра Марат Мулюков.

Мне пришлось выступать при обсуждении «Основных направлений…» и проекта итоговой резолюции. В связи с принятием новой программы по возрождению Свияжска, считаю уместным и своевременным повторить еще раз свое предложение, которое было озвучено мной на пленарном заседании той Всероссийской конференции в октябре 1996 года, на котором настаиваю и сегодня. Привожу его текст в авторской редакции стилистики, с сокращением лишних слов:
«Уважаемые дамы и господа!
Нет нужды детально раскрывать банальную истину о том, что исторические памятники надо сохранять, разрушенные – возрождать. Свияжск относится к тем историческим памятникам, которые, возможно, нужно и сохранять, и возрождать.
Но, как бы мы ни старались ограничиться чисто художественно- архитектурными или природно-экологическими задачами, надо иметь в виду некоторые исторические особенности возрождаемого памятника. Свияжск имел строго определенные функции при его возникновении. Это памятник не столько художественно-архитектурный, сколько памятник исторический, памятник становления Российской империи.
Российская империя началась с завоевания Казанского ханства, а завоевание Казанского ханства началось с возникновения Свияжска, как форпоста для наступления московских войск на Казань.
Этот памятник, созданный с военным функциональным назначением, как передовой пост наступающих войск, мы не можем оторвать от судьбы и истории татарского народа и Казанского ханства. Следовательно, судьбу и содержание этого памятника как художественной или другой какой-либо ценности, мы не можем рассматривать изолированно от той функциональной задачи, которая была поставлена перед этим поселением – форпостом для броска на Казань.
Предлагаю в резолюции нашей конференции отразить этот исторический факт – неразрывную связь истории поселения Свияжск с историей и судьбой татарского народа и его государства – Казанского ханства.
Предлагаю включить в проект решения следующее: .
1. Исходя из неразрывной связи истории Свияжска с историей татарского народа и судьбой Казанского ханства, возрождение и социально-экономическое развитие исторического поселения и архитектурно-художественного комплекса памятников XVI-XIX острова-града Свияжск осуществлять в едином комплексе с возрождением поселений вокруг города Казани и на берегах Волги, уничтоженных после падения Казанского ханства в XVI веке. .
2. На первом этапе возрождения этих поселений предусмотреть мемориально-символическую форму. .
Это не историческая натяжка, не попытка искусственно как-то затормозить решение проблемы Свияжска. Дело в том, что после падения Казанского ханства были уничтожены поголовно не только население Казани, но и население татарских поселений и сами поселения в радиусе 40 верст от Казани и на берегах Волги и других крупных рек. .
Возрождение Свияжска только в одностороннем порядке приведет к нежелательному оживлению самых тяжких сторон исторической памяти моего народа. Для исторического, идеологического, нравственного баланса возрождение Свияжска необходимо увязать с реализацией моего предложения в единой комплексной программе».

Это мое предложение вошло в итоговую резолюцию конференции с такой формулировкой: .
«2.8. В программе перспективного освоения территории предусмотреть возрождение Свияжска с рассмотрением комплекса проблем возрождения татарских поселений XVI-XIX вв. (по отдельной программе). На первом этапе возрождение этих поселений предусмотреть в мемориально-символической форме».

Материалы конференции опубликованы в книге «Возрождение острова-града Свияжск. Сборник материалов», Казань, 1997 г.

В том давнем моем предложении о возрождении уничтоженных татарских поселений не было новизны. Идея не моя. Правительство Татарской Автономной Республики, возглавляемое Кашафом Мухтаровым (1896—1937), еще в 1922 году приняло постановление о возрождении этих поселений. Был предпринят ряд практических шагов. В архивных материалах того времени можно найти распоряжения правительства об оказании безвозмездной помощи переселенцам лесоматериалами и транспортом. План не реализовался по той причине, что Наркомзем РСФСР негласно саботировал выделение земли и утверждение актов о выделении земли для возрождаемых поселений. .
Кашаф Мухтаров был расстрелян как «враг народа» в 1937 году.

К предложению, внесенному мной в октябре 2006 года о восстановлении уничтоженных после падения Казани поселений в рамках программы возрождения Свияжска, сегодня у меня нет изменений. Но есть существенное дополнение. Все эти годы, тоже негласно, затягивается сооружение памятника защитникам города Казани, погибшим в сражении с теми, кто перед битвой набирал силы на военной базе Свияжск и там же получал напутствие на покорение «басурман».

Сооружение долгожданного памятника, НЕ УСТУПАЮЩЕГО ПО ХУЖОЖЕСТВЕННОЙ ЦЕННОСТИ памятникам Свияжска, в рамках единой программы их создания и возрождения, будет очень уместно, справедливо и оправданно с точки зрения и истории, и морали. Это будет реализацией баланса культур и исторических интересов в рамках единого проекта, проявлением уважения русскими и татарами исторической памяти друг друга.

Отражение правды о месте и роли Свияжска в истории наших народов должно быть целостным и полным, а не ограничиваться масштабом полузатопленного островка. Иначе это будет историческая неправда. Есть такое изречение античного мудреца: «Половина хлеба – это тоже хлеб, им тоже можно утолить голод. Но половина правды – это всегда ложь». Одностороннее возрождение Свияжска станет лишь воплощением лживой и разрушительной полуправды. Кстати, тот же принцип, тот же подход целостности и полноты исторической правды должны воплотиться и при возрождении города Булгар. Об этом отдельный разговор.

Как бы кое-кому не хотелось это признать, но история Свияжска неотделима от трагической судьбы татарского народа и от гибели его государства – Казанского ханства. Факт этот при неиссякаемом запасе неуважения к татарскому народу можно игнорировать, но от него невозможно уйти. Историческая память народа о тех событиях с катастрофическими последствиями для татарской цивилизации – неистребима. Ее не сотрешь даже принятием особых законов с нацистским душком – об отмене изучения в школах истории своего народа. Возрождение Свияжска без учета этой реальности, без уважения национальных чувств народа лишь еще более обострит болезненные грани памяти о прошлом, будет способствовать сохранению и переносу на сегодняшний день старых взаимных обид и обвинений.

Только целостное возрождение исторических памятников, связанных разными судьбами разных народов, только полнота исторической Правды во всем спектре ее красок и оттенков будет работать на единую нравственную оценку непростых событий прошлого, на извлечение потомками уроков Добра из суровых реалий Истории.

.

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 татар июня 6 9:44:

    Интересно, почему в 17 году татарские солдаты не снесли часовню -памятник завоявателей?к сожалению, татары даже виртуально не умеют отстаивать свои интересы, парочка насмешливо-презрительных реплик со стороны русских и татары мгновенно.сдуваются.

    mer.nabchelny.ru/2011/05/...%b1%d0%be%d0%b9/

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Йожик июня 29 20:40:

    Ну давайте не будем забывать, справедливости ради, что взятие Казани войском Ивана Грозного- не единственная и не первая трагедия нашего народа. До этого было завоевание и разорение Булгарии, разорение городов и истребление порабощение местного населения ( кстати, уже исламизированного) монголами.

    И то, что в войске Грозного тех же казанских татар было видимо- невидимо.

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Муса Юзекәй октября 23 21:11:

    Странно, что «памятник построен в начале XIX века» — почти через триста лет после «победы русских над татарской Ордой». Таковой памятник, и даже получше качеством, могли и поранее воздвигнуть, непосредственно после «победы русского войска над татарской Ордой» — но почему-то не стали.

    Почему? Потому что требовалось время, чтобы сочиненная в в начале-середине XVII века (именно тогда, и не ранее!) «Казанская история», в которой повествовалось о появлении «Злой Орды татарской в XIII в.» и о «ее кончине со взятием Казани», была как следует «раскручена», и стала восприниматься как «научная истина».

    Много подобных несуразностей и нестыковок в официальной «академической истории о поганых татарах», но никто из «профессиональных историков» и «интеллектуалов» (в том числе «татарских») на это не обращает внимания — ну невыгодно это, и может помешать карьерному росту.

    Но есть и другие историки — не ищущие выгоды, а находящие Правду о наших достойных Предках-ордынцах и их славных Делах. Как совершенно верно заметил независимый историк-тюрколог Мурад Аджи, “Иван Грозный не брал Казань — спокойно, спокойно, это так, — он был для этого слишком слаб и беспомощен, более того, у него не было войска!..”

    Это высказывание Мурада Аджи полностью обосновано фактами в книгах другого независимого историка, Г. Еникеева: “По следам черной легенды” и “Великая Орда: друзья, враги и наследники”,а также в книге «Наследие татар» (авторы Г. Еникеев и Ш.Китабчы).

    Так что изводители татар лишились, наряду с черной легендой"о татарском нашествии и иге", основного мифа официстории, который помогал им стравливать татар с народами-земляками, и изображать татар “врагами мирных народов России, почти полностью уничтоженными войсками русского царя Ивана Грозного”.

    Ведь «Казанская история» («Казанский летописец»), и все то, что было сочинено в XVIII-XVIII вв. и позднее"в потверждение" этого сочинения XVII (именно семнадцатого!) века -это политический миф, сочиненный и «раскрученный» романовскими(прозападными) историками-идеологами, попами и муллами для узаконения власти романовых а также для противопоставления друг другу и «морального подавления» Ордынцев (татар, русских и представителей прочих народов-Земляков), сопротивлявшихся колонизации их Родины — Московии и Великой Татарии.

    Обстоятельно, аргументированно и логически обоснованно обо всем сказанном выше, да и не только об этом, а еще о многом, сокрытом от нас офиц.историками-западниками, изложено в указанных книгах.

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2018.