Татарская трибуна » Архив » Россия и ислам

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

Россия и ислам

Истории российско-исламских отношений.

Ислам1552Первый этап таковых начинается с создания самого российского государства на пепелище уничтоженных им постордынских тюрко-мусульманских государств (кроме Крымского ханства). Русские евразийцы по этому поводу говорят, что, так как Россия, по сути, воссоздала границы Золотой Орды, то «свержение татарского ига» свелось к замене татарского хана православным царем и к перенесению ханской ставки в Москву». Это, разумеется, не так – в Золотой Орде Русь сохраняла свою национально-территориальную самостоятельность, выплачивая дань и признавая главенство ее ханов, и уж тем более никто не посягал на православную веру русских. Россия же, завоевав постордынские государства, подвергла их население притеснению и насильственной христианизации, заселяя их земли православными колонистами.

Характеристикой этого этапа было то, что, беспощадно искореняя ислам на присоединенных окраинах, Иван Грозный и московские государи до Романовых признавали «ручной ислам» в метрополии Российского государства. Так, на службе у Москвы состояли татарские мурзы-мусульмане, в ряде городов внутренней России существовали татарские поселения (слободы), а в Рязанщине существовало даже небольшое, лояльное Москве Касимовское ханство. Описываемый этап продолжается с 1552-го до 1628 года, три четверти века.

Второй этап для мусульман России начинается с воцарения Романовых, под грамотой о призвании которых, кстати, стоят подписи трех татарских мурз, так как татары тоже принимали участие в национально-освободительном движении 1612 года. Однако вместо благодарности всего через пятнадцать лет после прихода к власти Романовы начинают выдавливать верноподданных мусульман со службы, стимулируя их к крещению: в 1628 году мусульманским мурзам запрещается иметь слуг православного вероисповедания, а в 1713 году — еще вотчины и поместья. Ликвидируется Касимовское ханство (1681 год), исчезают многочисленные татарские поселения во внутренней России (на территории нынешних Яхромы, Звенигорода, Каширы, Серпухова, Рузы и т.д.).

Данный процесс имел двойственные последствия. С одной стороны, завершается ассимиляция в русскую служивую элиту перешедших на службу к Москве тюрок, которые в итоге приняли крещение и растворились в русском населении (многочисленные Карамзины, Салтыковы, Рахманиновы, Абдуловы, Аксаковы, Аракчеевы, Апраксины, Бахметьевы, Булгарины, Бухарины, Тургеневы – всего около 200 дворянских только фамилий тюркского происхождения). С другой стороны, те мурзы, которые не поступились своей исламской верой, начинают мигрировать на отдаленные и плохо освоенные земли (главным образом, в Поволжье), уводя с собой своих крестьян или принимая новых крестьян на новых поместьях. Так как этот процесс совпал с нарастающим закрепощением крестьян в России, к татарским мурзам стало прибиваться много беглых крестьян из угро-финских народов и русских. В итоге постепенно происходит обратная ассимиляция, когда русские и угро-финские крестьяне принимали ислам, переходили на тюркскую речь и со временем становились татарами – по одной из версий, именно таким образом вокруг тюркских знатных переселенцев (мухаджиров) сформировался татарский субэтнос мишарей.

Однако попытка мусульман уцелеть хотя бы на окраинах Империи вызывает новую волну репрессий: в 1740 году создается Новокрещенская контора, под эгидой которой начинается целенаправленная христианизация инородческого, в том числе, мусульманского населения. Одновременно с этим развитие промышленности приводило к изъятию родовых земель башкир под фабрики и заводы. Естественно, регулярно вспыхивали башкирские восстания (1662—1664, 1681—1684, 1704—1711, 1735—1740, 1755—1756), но настоящей развязкой стало массовое восстание мусульман под руководством Салавата Юлаева (1773—1775), к которому присоединились уже и лояльные ранее России мусульмане. Оно совпало с крестьянской герильей Пугачева и слилось с ней.

Третий этап российско-исламских отношений характеризуется смягчением отношения России к ее внутренним мусульманам под давлением, во-первых, массового общемусульманского восстания, во-вторых, Османского халифата, постоянные войны с которым вынуждали Петербург опасаться, что российские мусульмане могут выступить в роли «пятой колоны» в самый неподходящий момент. Кючук-Кайнаджирский мирный договор 1774 года фиксировал, что как Россия является гарантом прав балканских христиан Халифата, так и османский султан является халифом, то есть, своего рода заступником мусульман Империи. Указом Екатерины II в 1788 году создается Оренбургское магометанское духовное собрание, учреждение которого ознаменовало собой переход ислама в России из положения нетерпимой в статус «терпимой» религии, за последователями которой признавались ограниченные права и общинная автономия (вроде тех, что были у христиан в Халифате).

То есть, какие-то разговоры о веротерпимости Российской империи по отношению к мусульманам имеют право на существование только применительно к небольшому периоду ее истории с 1788 по 1917 год, когда у власти находились уже не природные Романовы, а германская Гольштейн-Готторпская династия. В этот момент хватка империи в отношении внутренних мусульман действительно ослабевает, что, впрочем, «компенсируется» геноцидными действиями на новоприсоединенных территориях: завоеванием Северного Кавказа (1827—1859 годы) и выживанием черкесов с Западного Кавказа (1863 год).

Тем не менее, в уже усмиренных землях положение мусульман империи в эпоху ее зрелости становится терпимым, а начавшаяся в 1905 году конституционная трансформация открывала большие возможности для гражданского пробуждения, эмансипации и интеграции российских мусульман. Мусульмане империи, объединенные религией и тюркским языковым родством (Поволжье – татары и башкиры, Северный Кавказ — кумыкский как язык межнационального общения, Южный Кавказ – тюркоязычные «кавказские татары» – азербайджанцы, Средняя Азия — Туркестан) объединяются на базе Всероссийских мусульманских съездов, создаются мусульманские партии и союзы, в Государственной думе появляется Мусульманская фракция, массово открываются мусульманские газеты, печатаются книги и т.д.

Четвертый этап – советский — обрывает это развитие и отбрасывает мусульман России-СССР к самым мрачным временам тотального искоренения Ислама. Естественно, в этот период искоренялись все религии, однако, надо отметить, что мусульмане Евразии подверглись жесткому культурно-национально-цивилизационному «форматированию». Алфавиты мусульманских народов переводятся с арабицы на кириллицу, в результате чего отрезаются от общемусульманского литературного наследия, разрушается де факто сложившееся национальное единство российских мусульман («тюрко-татар»), вместо которого целенаправленно создаются мелкие «национальные культуры», искусственные республиканские границы, разделяющие братские, с трудом отличимые народы, порождают межнациональное противостояние. В годы правления Сталина мусульманские народы Северного Кавказа и крымские татары подвергаются депортации, в ходе которой в некоторых случаях погибает до половины от их численности.

Какой же этап имеет место быть сейчас? Не будем забывать, что современная Россия остается преемником Советского Союза, и юридически, и, как это становится очевидно, все больше и больше – духовно и политически. Тот потенциал развития в сторону многообразного гражданско-правового общества вроде современной Великобритании, который существовал у зрелой Российской империи с германской династией во главе, был уничтожен в 1917 году. Вместе с тем, очевидно и то, что советский проект – исторический труп, и сегодня мы наблюдаем лишь его затянувшиеся конвульсии.

Как следствие, что от Российской империи, что от СССР нынешняя Россия взяла негатив, в том числе, по отношению к исламу. В зрелой Российской империи привилегированному положению православия все-таки соответствовала достаточно большая внутренняя автономия мусульманской общины. В СССР фактический запрет на ислам «компенсировался» равенством в этом отношении всех религий, которые одинаково подавлялись. Сегодня же Россия переживает бутафорское «возрождение православия», что роднит ее с Российской империей, но при этом ислам фактически ставится вне закона, что роднит ее с СССР. Естественно, подобное положение никак не может устроить российских мусульман, но, как мы видим из истории, оно не «с Луны свалилось».
 

Что дальше?

Могут ли Россия и ее мусульмане нормально жить с такой историей? Могут, но при условии, что она будет признана и ей будет дана оценка, что в подобных случаях становилось залогом для примирения между странами, народами и общностями, враждовавшими в прошлом.

Сегодня с подачи Кремля в стране и регионах вновь идут жаркие дискуссии о едином понимании истории. Но как оно возможно, если преемственность существующего российского государства историографически выводится из Советского Союза к Российской империи и Московскому царству? Как к такому государству могут относиться большинство мусульманских народов, для которых эта «историческая Россия» была агрессором и угнетателем? Официальный глава российских мусульман Равиль Гайнутдин как-то выступил со смелым предложением: «И Волжская Булгария, и Золотая Орда, и мусульманские образования на Северном Кавказе, заложенные еще сподвижниками Пророка (мир ему), и даже Имамат Шамиля являются такими же учредителями с точки зрения истории и идентичности современной России, как и Киевская Русь, и Московское княжество».

Подобный подход ознаменовал бы собой переход к строительству Новой России, предшественниками которой помимо вышеперечисленных образований можно было бы считать и Новгород, и другие русские княжества, аннексированные Москвой, и вольные казачьи земли, и государства нерусских народов, влившихся в состав единой страны.

Однако проблема в том, что понимание России у нас остается римским, на корню отвергающим духовный и этнический плюрализм, в том числе, право на него и самих сакалиба, которые до сих пор остаются заложниками империи. Но тогда возникает вопрос: позиционируя себя как проект Рима в Евразии, не программирует ли себя Россия на повторение его судьбы

Автор:
Статью полностью читайте здесь: ansar.ru

В начале статьи — фрагмент иконы «Благословенно воинство Небесного Царя», написанная в память Казанского похода 1552 года. Фото: belygorod.ru

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 Нияз августа 8 17:11:

    Мәскәү тәүбә итәргә һәм гафу сорарга тиеш, кылган гамәлләре өчен.

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Health Benefits of Coconut Oil октября 29 9:24:

    Marvelous, what a website it is! This weblog provides valuable information to us,

    keep it up.

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Quest Bars ноября 9 15:34:

    Hi there, I found your website by way of Google while searching for a related matter, your site

    came up, it appears to be like good. I've bookmarked it in my

    google bookmarks.

    Hello there, just changed into aware of your blog through Google,

    and located that it's really informative. I'm going to be careful for brussels.

    I'll be grateful if you happen to proceed

    this in future. Numerous folks shall be benefited from your writing.

    Cheers!

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 Sling TV ноября 11 14:10:

    I am really impressed with your writing skills as well as

    with the layout on your blog. Is this a paid theme or did you modify it yourself?

    Anyway keep up the nice quality writing, it is rare to see a great

    blog like this one nowadays.

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2018.