Татарская трибуна » Архив » День дагестанско-татарского единения в Махачкале

Татарская трибуна

Обзор татарских и на татарские темы ресурсов интернета и ваши комментарии на эту тему

День дагестанско-татарского единения в Махачкале

В начале августа в Дагестане состоялось открытие двух новых мечетей. Новизна ситуации состоит в том, что мечети названы в честь татарских суфиев.

Татарские суфииПервая, мечеть «Баязит», названа в честь шейха Баязита Хайруллина (1871—1950), уроженца Уфимской губернии. Шейх Баязит Хайруллин до 1950 года служил имамом в Махачкале, куда в 1918 году переехал из Владикавказа. В столице нынешней Северной Осетии известный татарский шейх в юности отбывал воинскую повинность. После окончания оренбургского медресе Хайруллин некотрое время служил имамом одной из мечетей Владикавказа. По преданию, направление в оренбургское медресе Хайруллину дал командир его воинской части. Мечеть в Махачкале, где служил Хайруллин, называли «татарской». Она была построена в начале 20 века зажиточными татарскими мусульманами и до ее закрытия в 1930 годах была татарским духовно-воспитательным центром нынешней столицы Дагестана.

Мечеть в честь Баязита Хайруллина открылась 1 августа в кумыкском поселке Тарки под Махачкалой. На открытие приехали видные представители татарского духовенства: муфтий города Москвы Альбир Крганов и председатель Духовного управления мусульман Республики Татарстан (ДУМ РТ) Камиль Самигуллин. Муфтий Татарстана, в свою очередь, был первым номером в делегации от ДУМ РТ. Вместе с Самигуллиным ДУМ РТ в Махачкале представляли заместитель муфтия Татарстана по учебной работе, ректор Российского исламского института Рафик Мухаметшин, главный казый Татарстана Джалиль Фазлыев, директор издательского дома «Хузур» Ришат Хамидуллин, имам-мухтасиб Набережных Челнов Альфас Гайфуллин и член Совета улемов ДУМ РТ Саид Шагавиев.

«Баязит-шейх Хайрулин был очень мудрым человеком, и это подтверждают многочисленные факты, связанные с ним, — сказал Самигуллин на открытии мечети в честь татарского шейха. —  Выдающийся богослов приложил много сил и стараний для духовно-нравственного воспитания людей, и отнюдь не только татар Махачкалы, но и других многочисленных народов Дагестана». После завершения церемонии открытия в мечети «Баязит» был совершен тахият — молитва приветствия мечети, совершаемая в два раката (поклона).

Из поселка Тарки татарская делегация выехала в Махачкалу, на открытие мечети в честь еще одного татарского шейха Зайнуллы Расулева. Зайнулла Расулев (1833—1917), уроженец нынешней Башкирии, — один из самых почитаемых суфийских шейхов России, получивший иджазу (суфийское посвящение) в Стамбуле в 1859 году. Став шейхом накшбандийского тариката, Расулев ввел среди татарских и башкирских мусульман суфийские традиции, распространенные на Северном Кавказе: громкий зикр (обряд кружения мюридов с восклицаниями «Нет Бога кроме Аллаха, и Мухаммед пророк Его»), празднования мавлида (дня рождения пророка Мухаммеда), молитвы по четкам. За исповедание суфизма Расулев подвергался преследованиям со стороны властей, татарского духовенства и движения кадимистов — татарских «старообрядцев» от ислама, отрицавших возможность каких-либо нововведений в религии и быту у татар. Считается, что по доносу одного из кадимистов Расулев провел 8 лет в политической ссылке, которую отбывал поочередно на Южном Урале, в Вологодской губернии и в Костроме. После отбывания ссылки Расулев обосновался в нынешней Челябинской области, где основал в городе Троицке суфийское медресе «Расулия». «Расулия» стала для мусульман России не только школой исламских наук, но и центром набиравшего тогда силу джадидизма. У Расулева к моменту его кончины в 1917 году было много мюридов почти со всей Российской империи.

Неизвестно точно, был ли когда-нибудь Расулев в Дагестане. Но во время своей учебы в Стамбуле он точно мог встречаться с дагестанскими собратьями по суфизму. В медресе «Расулия» были шакирды-студенты с Северного Кавказа. Мюридом шейха Зайнуллы Расулева был Баязит Хайруллин, много лет отдавший духовному окормлению мусульман Махачкалы. Если исследовать историю татарского суфизма «от истоков», учение тариката Накшбандия проникло к татарам через Среднюю Азию и Северный Кавказ. До указа Екатерины II «О терпимости всех вероисповеданий», вышедшего в 1773 году и окончательно легализовавшего мусульманское духовное присутствие в России, татары и башкиры активно ездили учиться исламу в эти регионы и там же проникались учением тариката Накшбандия.

Появление в Махачкале мечети в честь Зайнуллы Расулева — это отдание дани его памяти — памяти общероссийского просветителя мусульман. Это обозначил в своей речи Камиль Самигуллин. «В свое время Зайнулла-ишан Расулев превратил Троицк в основной центр обучения мусульман Российской империи, и это благодаря своему медресе, — сказал на открытии мечети муфтий Татарстана. — Здесь обучали не только шариатским наукам, но и светским. Важно и то, что шейх изучал шариатские науки у признанных ученых своего времени. Здесь получали знания не только дагестанские татары, но и выходцы из Средней Азии, именно поэтому его до сих пор помнят и чтят. Ахмадхади Максуди писал про него: «Величайшая заслуга Зайнуллы хазрата перед нацией состоит в том, что он давал на любой из вопросов современности ответ, соответствующий шариату».

Мечеть имени татарского шейха была воздвигнута на проспекте имени Али-хаджи Акушинского — даргинского суфийского богослова начала 20 века. После 1917 года Акушинский поддержал Советскую власть, а в 1919 году возглавил общедагестанское восстание против деникинской армии и поддерживаемого Антантой и Турцией аварского шейха Наджмудина Гоцинского, объединившего вокруг себя своих мюридов из населенных аварцами западных районов горного Дагестана. Во время «безбожных пятилеток» из сторонника большевиков Акушинский превратился в их яростного противника. От ареста и репрессий Али Акушинского спасла только его кончина в 1930 году, в возрасте 80 лет. Судьба семьи даргинского шейха оказалась переплетена с татарскими мусульманами. Двое сыновей и родственники шейха в сталинское время поселились в Киргизии, где тесно общались с жившими там татарскими имамами и улемами. Надо напомнить, что в годы яростной борьбы Советской власти против религии Средняя Азия считалась убежищем для верующих всех вероисповеданий. Даже Никита Хрущев, обещавший «показать последнего попа» и сносивший по всей стране культовые сооружения, не решился на антирелигиозные меры в Средней Азии.

Одним словом, 1 августа стало в Дагестане днем дагестанско-татарского единения на почве многовековых духовных связей между мусульманами этих регионов России. К большому сожалению, в бочку праздничного меда придется добавить ложку дегтя. Так называемая «деловая газета» Татарстана «Бизнес-Онлайн», которая тщательно отслеживает любой касающийся татар «чих», не опубликовала об открытии в Махачкале мечетей в честь татарских устазов ни строчки. Молчанием отделались и такие рупоры Казанского кремля как KazanFirst, «Звезда Поволжья». А ведь увековечивание в далеком от Поволжья Дагестане памяти татарских шейхов — это колоссальное событие в новейшей истории татарского народа. На сегодняшний день самую полную информацию о произошедшем в Дагестане событии можно узнать только на сайте ДУМ Татарстана, где открытию мечетей в честь татарских устазов отведено несколько кратких новостных заметок. И на том — бик зур рахмат. Хотя, по идее, по духовным связям суфиев Татарстана с собратьями из других регионов можно было опубликовать более информативные исторические материалы.

Муса Ибрагимбеков

Источник: http:///Prazdnik-tatarskogo-sufizma

И еще на эту тему

Комментарии

  1. #1 тартар августа 5 21:18:

    татары служивые всю историю были бидагатчиками,а теперь за неимением своих богословов начали богословов-башкордов к себе-прислужникам присвоивать.

    Цитировать этот комментарий
  2. #2 Бакчаны чүп баскан. августа 5 21:35:

    http://oldforum.chuvash.org/cgi-bin/ikonboard.cgi?act=ST&f=4&t=943

    В Уложении 1649 г. отдельной статьей был включен указ о передаче поместных земель служилых татар-мусульман с русскими крестьянами русским дворянам. От потери крепостных крестьян и земельных угодий служилых татар могло спасти только обращение в православного веру. Как уже отмечено, законы освобождали неправославных крестьян служилых «иноверцев» в случае их крещения, от крепостной зависимости. За каждого крещеного крестьянина правительство платило компенсацию в размере 15 руб. Получалось, что крещение крепостного заставляло служилого татарина невыгодно «продавать» государству своего крестьянина. В 1654 г. последовало правительственное распоряжение, дающее право крещеным дальним родственникам наследовать имущество умершего служилого. Ближайшие родственники мусульмане лишались права на наследство.[43] Под предлогом того, что феодалы-мусульмане ущемляют религиозные права крепостных крестьян православного исповедания и вынуждают их переходить в ислам, царь указом от 15 мая 1681 г. приказал изъять из вотчин и поместий служилых татар крепостных христиан. При добровольном крещении владения служилых не только сохранялись в неприкосновенности, но выдавалось и денежное вознаграждение: мурзам — по 10 руб., их женам — по 5 руб., ясачным татарам — по 5 руб. и их женам — по 2, 5 руб.[44] Местные власти в лице подьячих и приставов разъезжали по татарским селениям и требовали исполнение данного закона. Несовершенство миссионерской деятельности церкви не позволяло новокрещеным осознать в полной мере все последствия своего поступка. В течение длительного времени они видели, что за принятие православия человек пользуется льготами, а вся его религиозно-духовная жизнь оставалась практически без изменений. Следует отметить, что правительство жаловало татарских мурз и княжеским титулом. В частности, в 1622 г. за принятие христианства титулы князей получили татарские мурзы Тургеневы, Куликовы, Урусовы.[45]

    К началу ХVII в., по подсчетам Р.Ф.Галлямова, в Предкамье 40% служилых татар были крещеными, а среди остального населения этот процент не превышал 5.[40] Примерно такое же соотношение сохранилось и в ХVII в.

    В период формирования группы старокрещеных татар произошла ликвидация татарских феодалов как класса. Во второй половине ХVI — начале ХVIII вв. принятие христианства было предложено служилым татарам как альтернатива сохранения их экономического положения и социального статуса. Правительственными мерами принуждения, а также материальными подачками, элитная часть татарского народа загонялась в «лоно» христианской церкви. Впоследствии, в результате тесного общения, кровосмешения с русскими, их потомки, ставшие «своими» для царского самодержавия, внесли свой вклад в усиление Российского государства, делали хорошую карьеру, занимали высокие государственные посты и общественное положение.

    Основная часть крестившихся князей и мурз вскоре обрусела и потеряла всякую духовно-культурную связь с татарским народом. Русская среда привела к их ассимиляции. В ХVIII-ХIХ вв. не зафиксировано каких-либо случаев отпадения их потомков в ислам.

    Цитировать этот комментарий
  3. #3 Шамил августа 5 21:45:

    .........

    Цитата:

    татарского шейха Зайнуллы Расулева

    ......

    Зайнулла Расулев родился 25 марта 1833 года в деревне Шарипово[1] Оренбургской губернии (ныне Учалинского района Башкортостана)[2] в семье муллы. Происходил из башкирского рода Кувакан[3]..........

    Цитировать этот комментарий
  4. #4 ходай бар августа 5 22:08:

    Мин бәләкәй чакта гел аптырый торган идем ,нигә соң ул Аллага ышанып йөрегән муллалар нәссел- нәсебе ,бик күпләре зәгиф -зөгиф,ходай җәзасыз калдырми күрәсең.

    Цитировать этот комментарий
  5. #5 тартар августа 6 11:22:

    Цитата:

    Мин бәләкәй чакта гел аптырый торган идем ,нигә соң ул Аллага ышанып йөрегән муллалар нәссел- нәсебе ,бик күпләре зәгиф -зөгиф,ходай җәзасыз калдырми күрәсең.

    про них-про татарских муллах написал председатель союза писателей ТАССР гариф гобай.

    Цитировать этот комментарий
  6. #6 Венер (Уфа губернасынан) августа 14 18:43:

    Әлбәттә, мулла — ул татар. Иң ышанычлы кеше. Фәтнәгә юк куймау өчен фидакәр хезмәт иткән. Менә хәзер татар муллалары Дагстанда юк. Республика ислам террорчылардан тулы. Кызганыч.

    Цитировать этот комментарий
  7. #7 Венер (Уфа Губернасынан) августа 15 10:23:

    #4 ходай бар августа 5 22:08:

    Мин бәләкәй чакта гел аптырый торган идем ,нигә соң ул Аллага ышанып йөрегән муллалар нәссел- нәсебе ,бик күпләре зәгиф -зөгиф,ходай җәзасыз калдырми күрәсең.

    _________________________________________________________

    Бу, минең дусым, ходай тагәләнең билгесе. Ходай тарафынан сайланган кешеләр!

    Цитировать этот комментарий
  8. #8 Дегенерат августа 15 13:29:

    Поздравляю тат

    Текст комментария удален модератором. Троллинг.

    Цитировать этот комментарий

Добавить комментарий


Цитировать выделенный текст

Designed by Azat Galiev aka AzatXaker 2017.